Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:09, доклад
Управление финансами — составная часть общей системы управления социально-экономическим развитием страны.
Управление финансами — это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
Управление финансами — составная часть общей системы управления социально-экономическим развитием страны.
Управление финансами — это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.
Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.
В соответствии со структурой финансовой системы Российской Федерации управление финансами по видам объектов управления подразделяют на:
• управление финансами федеральных органов власти страны;
• управление финансами субъектов Федерации;
• управление финансами муниципальных образований;
• управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).
Управление финансами осуществляется
с использованием административно-
В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления.
Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финансовых отношений: государственные финансы (бюджеты федеральный и субфедеральные, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.
Субъекты управления финансами — совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).
Инструментом управления финансами выступает финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Финансовый механизм представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.
Функции управления финансами включают:
• финансовый анализ;
• финансовое прогнозирование;
• планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
• оперативное регулирование финансов;
• контроль за состоянием финансов.
Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.
Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.
Оперативное регулирование финансов осуществляется в целях реагирования на складывающуюся ситуацию для перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами возложено на финансовые органы — Министерство финансов, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансовые службы предприятий.
Контроль за состоянием финансов призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов (фондов денежных средств).
Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.