Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении состава и способов увеличения собственного капитала организации.
Мы уделим особое внимание составу и источникам собственного капитала организации.
Введение. 3
Глава 1. Понятие собственного капитала организации 4
1.1 Понятие капитала организации 4
1.2 Состав и структура собственного капитала организации 9
Глава 2. Увеличение собственного капитала организации 15
2.1 Источники собственного капитала организации 15
2.2 Способы увеличения собственного капитала организации 19
Глава 3. Применение информационных технологий при оценке
капитала 21
Заключение. 30
Библиографический список 31
Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создается в соответствии с законодательством России, а во втором – в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия, или с его учетной политикой. В настоящее время создание резервного капитала является обязательным только для акционерных обществ и предприятий с иностранными инвестициями. Если у организации есть филиалы и представительства, зарегистрированные как налогоплательщики, то они также могут образовывать резервные фонды. Если в учредительных документах не предусмотрен пункт создания резервного фонда, то предприятие не имеет право его создавать.
Информация о величине резервного капитала в балансе предприятия иметь чрезвычайное значение для внешних пользователей бухгалтерской отчетности, которые рассматривают резервный капитал, как запас финансовой прочности предприятия. Недостаточная величина обязательного резервного капитала свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков.
Размеры отчислений в
резервный капитал
Для российских акционерных
обществ законодательством
Нераспределенная прибыль. Нераспределенная прибыль5 — чистая прибыль, не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями) и не использованная на другие цели. Обычно эти средства используются на накопление имущества хозяйствующего субъекта или пополнение его оборотных средств в виде свободных денежных сумм, то есть в любой момент готовых к новому обороту. Нераспределенная прибыль может из года в год увеличиваться, представляя рост собственного капитала на основе внутреннего накопления. В растущих, развивающихся акционерных обществах нераспределенная прибыль с годами занимает ведущее место среди составляющих собственного капитала. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде. Ее сумма зачастую в несколько раз превышает размер уставного капитала. Прибыль отчетного периода можно видеть лишь в отчете о прибылях и убытках.
Нераспределенная прибыль отчетного года используется на выплату дивидендов учредителям и на отчисления в резервный фонд (при его наличии). В соответствии со своей учетной политикой организация может принять решение об использовании прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, на финансирование своих плановых мероприятий.
Эти мероприятия могут носить производственный характер в случае направления денежных средств на развитие и расширение производства, модернизацию используемого оборудования, и непроизводственный характер в случае использования денежных средств на мероприятия социального характера и материальную поддержку работников организации и другие цели, не связанные с производством продукции, либо долгосрочными или финансовыми вложениями организации
Целевые (специальные) фонды создаются за счет чистой прибыли хозяйствующего субъекта и должны служить для определенных целей в соответствии с уставом или решением акционеров и собственников. Эти фонды являются разновидностью нераспределенной прибыли. Иначе говоря, это нераспределенная прибыль, имеющая строго целевое назначение.
Главным источником целевых фондов служат остающиеся в распоряжении предприятия часть прибыли. С позиции финансового контроля первостепенное значение имеет четкое разграничение средств, направляемых предприятием на производственное развитие и нужды потребления. Необходимость такого контроля связана с налоговыми льготами, предусматривающими уменьшение налогооблагаемой прибыли на ту ее часть, которая направлена на финансирование капитальных вложений.
Реализация политики организации, направленной на аккумулирование своей чистой прибыли для финансирования целевых мероприятий, производится путем образования фондов специального назначения. Количество фондов, их название и использование организация определяет самостоятельно.
Собственный капитал характеризуется следующими дополнительными моментами:
1. Простотой привлечения (нужно решение собственника или без согласия других хозяйствующих субъектов).
2. Высокой нормой прибыли на вложенный капитал, т.к. не выплачиваются проценты по привлечению средств.
3. Низкий риск потери финансовой устойчивости и банкротства предприятия.
Недостатки собственных средств:
1. Ограниченный объем привлечения, т.е. невозможно существенно расширить хозяйственную деятельность.
2. Не используется возможность
прироста рентабельности
Таким образом, предприятие, использующее только собственные средства имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограниченны возможности прироста прибыли.
Глава 2. Увеличение собственного капитала организации
2.1 Источники
собственного капитала
В зависимости от способа формирования собственные источники финансирования предприятия делятся на внутренние и внешние (привлеченные).
Внутренние источники6 собственного капитала формируются в процессе хозяйственной деятельности и играют значительную роль в жизни любого предприятия, поскольку определяют его способность к самофинансированию. Предприятие, которое способно полностью или значительно покрывать свои финансовые потребности за счет внутренних источников, получает значительные конкурентные преимущества и благоприятные возможности, снижает свои риски.
Основными внутренними
источниками финансирования любого
коммерческого предприятия
Рисунок
2.Внутренние источники СК
В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении. Рациональное использование прибыли предполагает учет таких факторов, как планы дальнейшего развития предприятия, а так же соблюдение интересов собственников, инвесторов и работников. В общем случае, чем больше прибыли направляется на расширение хозяйственной деятельности, тем меньше потребность в дополнительном финансировании. Величина нераспределенной прибыли зависит от рентабельности хозяйственных операций, а так же дивидендной политики.
Благодаря этому источнику
можно повысить финансовую устойчивость
предприятия и сохранить
Еще одним важнейшим источником самофинансирования организации служат амортизационные отчисления.
Они относятся на затраты предприятия, отражая износ основных и нематериальных активов, и поступают в составе денежных средств за реализованные продукты и услуги. Их основное назначение – обеспечивать не только простое, но и расширенное воспроизводство.
Преимущество амортизационных отчислений как источника средств заключается в том, что он существует при любом финансовом положения предприятия и всегда остается в его распоряжении. Величина амортизации зависит от способа ее начисления.
Продажа и сдача в аренду используемых основных и оборотных активов носят разовый характер и не могут рассматриваться в качестве регулярного источника денежных средств
Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
Внешние источники собственного капитала7(рис3). Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей и выпуска новых акций и безвозмездной финансовой помощи. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала существенно зависят от правовой формы организации бизнеса.
Рисунок 3. Внешние источники собственного капитала организации.
Акционерные общества, испытывающие потребность в инвестициях, могут осуществлять дополнительное размещение акций по открытой или закрытой подписке(среди ограниченного круга инвесторов).
В общем случае первичное размещение акций(простых и привилегированных) предприятия по открытой подписке(Initial offering – IPO) представляет собой процедуру их реализации на организованном рынке с целью привлечения от широкого круга инвесторов.
Согласно Федеральному
закону « О рынке ценных бумаг»
под публичным размещением
Таким образом, IPO российской компании – это размещение дополнительной эмиссии акций ОАО путем открытой подписки на фондовых биржах, при условии что с момента размещения акции не обращались на рынке. При этом в соответствии ФСФР не менее 30% от общего объема проводимого IPO должно быть размещено на отечественном рынке.
Подготовка и проведение IPO состоит из 4 этапов по завершению которых происходит размещение и допуск на биржу и подписка на акции.
Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:
-повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов.
-эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе международном
-этот источник не
имеет фиксированной даты
- обращение акций на биржах предоставляет гибкие возможности для выхода из бизнеса.
К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:
-возможность потери контроля над предприятием
-предоставление права
участиях в прибылях и
-сложность организации, высокие расходы проведения эмиссии.
-дополнительная эмиссия может рассматриваться как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.
Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемое им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). В число прочих источников входит бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
2.2 Способы
увеличения собственного
Любая фирма проходит
несколько стадий в своем развитии.
Чаще всего она начинается как
частное непубличное
Наиболее распространенными методами эмиссии являются:
-публичное предложение, т.е размещение акций через брокеров или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам.
-тендерная продажа( один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг(аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);
-продажа непосредственно
инвесторам по подписке(
-метод целевого размещения(
Глава 3. Применение информационных технологий при оценке капитала.
Создание и функционирование экономических информационных систем в управлении экономикой базируется на применении информационных технологий.