Содержание, цели и составляющие финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:06, доклад

Краткое описание

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

21 пон.docx

— 21.22 Кб (Скачать файл)

Содержание, цели и составляющие финансовой политики государства  

Содержание, цели и задачи финансовой политики государства. 
 
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций. 
 
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. 
 
В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования. 
 
Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства: 
 
-денежно-кредитная политика; 
-налоговая политика; 
-бюджетная политика; 
-политика в области международных финансов. 
 
Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий: 
 
разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; 
 
создание адекватного финансового механизма; 
 
управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. 
 
Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических. 
 
Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. 

 
Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи  с решением различных тактических 
 
задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования. 
 
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан. 
 
Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: 
 
-         обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 
 
-         рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; 
 
-         организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране; 
 
-         выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями. 
 
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. 
 
Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Составляющие  финансовой политики государства 

 
Политика государства в области  финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности, отдельных ее звеньев. 
 
К элементам финансовой политики можно отнести: 
 
§                   налоговую политику; 
§                   бюджетную политику; 
§                   денежно-кредитную политику; 
§                   ценовую политику; 
§                   таможенную политику; 
§                   социальную политику; 
§                   инвестиционную политику; 
§            политику в области международных финансов .

 
 
Под бюджетной политикой понимают определение государством: 
 
§        источников формирования доходов государственного бюджета;   
§        приоритетных направлений расходов бюджета;   
§        допустимых пределов разбалансированности бюджета;   
§        источников финансирования бюджетного дефицита;   
§        принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.   
 
В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности .      
 
Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией,  регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.  
 
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика .  
 
Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги. 
 
Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. 
 
Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др. 
 
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях .  
 
Международная финансовая политика отдельных государств,  как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.   
 
Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.   
 
Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.   
 
Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.   
 
Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.   
 
В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу –  обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений .  


Информация о работе Содержание, цели и составляющие финансовой политики государства