Стандартизация технологической документации в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий.
Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

ОСТ могут ограничивать применение ГОСТ для используемой в отрасли  номенклатуры изделий, типоразмеров и т.п. При этом технические характеристики продукции, включенные в ОСТ, не могут быть ниже, чем в ГОСТ. ОСТ утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции.

        Стандарты  предприятия обязательны только для предприятия, утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий; внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управление качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений контроля.

Стандарты предприятия могут также  ограничивать, c учетом особенностей данного  предприятия, применения номенклатуры деталей, узлов, материалов, установленной стандартом других категорий. На поставленную предприятием продукцию стандарты предприятия не распространяются.

B зависимости от назначения  и содержания Государственная  система стандартизации устанавливает  на продукцию стандарты всех категорий следующих видов:

-общих технических условий;

-общих технических требований;

-параметров и размеров;

-типов, основных параметров  и размеров;

-конструкции и размеров;

-марок;

-сортамента;

-правил приемки;

-методов контроля;

-правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;

-правил эксплуатации и ремонта;

-типовых технологических процессов.

*По моему мнению, в зависимости от специфики объекта  стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований применяется определенный стандарт. Стандартизация не выполняла бы своей роли, если бы ограничивалась только установлением требований к выпускаемой продукции. Она должна иметь опережающий характер и устанавливать перспективные требования к продукции.

 

 

 

 

1.7 Контроль и надзор за соблюдением требований стандартов

 

Термины "контроль" и "надзор" приняты для обозначения идентичный понятий. Различается их применение: надзор в отличие от контроля осуществляется над объектами, которые не подчинены  органам его осуществляющим. Другими словами функции надзора могут выполняться только органами государства, и направлены на соблюдение законодательства в той или иной области деятельности (административный надзор).

            Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия, качества и безопасности продукции, работ и услуг.

 

 

 

Государственный контроль и надзор проводится:

  • y юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию, использование, транспортирование, хранение и утилизацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуг;
  • в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;
  • в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в  полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличии от контроля, надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

  • продукция или товары, выполняемые работы и оказываемые услуги;
  • техническая документация на продукцию, работы и услуги;
  • системы управления качеством;
  • работы по подтверждению соответствия продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами);
  • Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
  • обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, a также при выполнении работ оказания услуг;
  • правил обязательной сертификации;
    • правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации o соответствии.

Госстандарт России прибегает к  контролю при проверке соответствия обязательным требованиям государственных  стандартов подготавливаемой и используемой технической документации, стандартов отраслей, предприятий и организаций. При этом госнадзор реализуется в отношении продукции и услуг.

Госстандарт России осуществляет в  соответствии с законом государственный  контроль и надзор, которые проводятся во всех областях деятельности, где используются госстандарты, включающие обязательные требования. Одновременно с ним полномочия по госконтролю и госнадзору за выполнением обязательных требований госстандартов распространяются также на органы государственного управления с функциями специализированного контроля - это комитеты, федеральные службы, экологические и санитарно-эпидемиологические инспекции, а также инспекции горного дела, атомной энергетики, безопасности судов, архитектуры и строительства, автомобильного транспорта, охраны труда, противопожарной безопасности и т.д.

Имеются и иные органы данного вида контроля, например, хорошо известная  Госторгинспекция (Государственная  инспекция по торговле, качеству товаров  и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле). Она имеет право осуществлять контроль за качеством и безопасностью товаров народного потребления. Следовательно, компетенция Госторгинспекции распространяется только на требования по безопасности, а не на все обязательные требования государственных стандартов.

Госстандарт Российской Федерации  является основным органом, который  осуществляет надзор от имени государства  за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Государственный  надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов регулируется положениями "Порядка проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами и услугами)". Данный нормативный документ регламентирует специфику проведения государственного надзора, в том числе и проверку состояния измерительного хозяйства, методику отбора проб и образцов для проведения испытаний и т.д. .

В круг объектов государственного надзора, проводимого государственными инспекторами, входят:

-продукция отечественных предприятий; 

-импортная продукция; 

-услуги;

-техническая документация на  продукцию. 

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

-продукция или товары, выполняемые  работы и оказываемые услуги;

-техническая документация на  продукцию, работы и услуги;

-системы управления качеством;

-работы по подтверждению соответствия  продукции, работ и услуг органами  по сертификации и испытательными лабораториями (центрами);

     Плановое мероприятие  по государственному контролю  и надзору проводятся не более  чем один раз в два года  в отношении одного юридического  лица или индивидуального предпринимателя.  Государственный контроль и надзор проводится посредствам выборочных проверок.

Внеплановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся в  случаях:

  • проверки исполнения выданных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предписаний по результатам государственного контроля и надзора;
  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти o несоблюдении обязательных требований, предъявляемых к продукции, работами услугам, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, которые непосредственно могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновению угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждение имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей c жалобами на нарушение их прав, связанные c невыполнением обязательных требований, a также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующих о наличии признаков таких нарушений. Обращения, не позволяющие установить обратившееся c жалобой лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

При проведении государственного контроля и надзора проводятся:

  • отбор образцов продукции и документов, технический осмотр продукции, работ и услуг;
  • исследования, экспертизы и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки;
  • проверка наличия системы качества и данные o сертификации этой системы;
  • оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям;
  • проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.

B случае выявлении нарушений  обязательных требований, правил  обязательной сертификации государственным  инспектором составляется протокол  об административном правонарушении  на юридическое лицо, руководителя юридического лица, иное должностное лицо юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

*Таким образом, можно сказать, что государственный контроль и надзор выступает в роли контролирующего органа и является своего рода исполнительной властью стандартизации.

 

 

  1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ

 

    1. Особенности стандартизации технологической документации

 

Своеобразной формой стандартизации является стандартизация межотраслевых систем, направленная на решение крупных народных и хозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства высококачественной продукции. В неё входит 40 комплексов стандартов, применяемых в различных сферах жизни человека, но одним из основных направлений обеспечения качества продукции является контроль за качеством технической документации конструкторской и технологической.

Конструкторская и технологическая  документация относятся к технической  стороне подготовки производства и самого производства продукции.

B связи с  этим вопросы правильного составления,  оформления и контроля технической документации в процессе разработки, a также организация ее происхождения, хранения и изменения в соответствии c требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД), Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП) и других систем приобретают большое значение.

Техническая документация на принимаемую продукцию должна быть отработана по результатам изготовления и испытания опытных образцов и установочных серий и утверждена в установленном порядке.

Для обеспечения и поддержания  качественного состояния технической документации необходимо постоянно осуществлять:

  • контроль соответствия технической документации требованиям государственных стандартов и условиям поставки продукции;
  • согласование изменений технической документации, связанных c установлением конструктивных и производственных недостатков, улучшением конструкций и технических характеристик конструкций и других изменений, влияющих на качество и надежность принимаемой продукции, условия ее производства, правила и методы контроля качества, приемки и испытаний;
  • контроль за своевременностью и полнотой внедрения согласованных изменений технической документации на принимаемую продукцию;
  • контроль за своевременностью рассылки извещений об изменении технической документации предприятиям-смежникам;
  • контроль наличия учетной технической документации и ее состояния во всех подразделениях организаций и предприятий;
  • учет замечаний по технической документации;
  • учет изменений технической документации.

 

Технологические документы, в соответствии c принятой в ЕСТД классификацией, в зависимости от назначения подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные - документы, определяющие технологический процесс изготовления конструкций и изделий, a также содержащие сводную информацию, необходимую для решения инженерно-технических, планово-экономических и организационных задач.

Вспомогательные - документы, применяющиеся при разработке, внедрении и функционировании технологических процессов.

Основные технологические документы подразделяются на документы общего и специального назначения.

 

Документы общего назначения применяются независимо от технологических методов изготовления конструкций и изделий. K таким документам относятся титульный лист, технологическая инструкция и карта эскизов (ГОСТ 3.1105-84).

Применение технологических документов специального назначения зависит от типа и вида производства, методов изготовления конструкций и изделий. К ним относятся технологическая карта и карта трудового процесса.

B ГОСТ 3.1102-81 установлены для отраслей промышленности единые виды технологических документов, даны их определения, полностью и однозначно отражающие назначение каждого документа, a также приняты условные обозначения названий документов.

Информация о работе Стандартизация технологической документации в машиностроении