Сущность и значение собственного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является управление собственным капиталом предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие, состав и структура собственного капитала;
Определить задачи и функции управления собственным капиталом организации;
Рассмотреть стоимость источников собственного капитала.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Сущность и значение собственного
капитала в управлении финансами предприятия……………………...4
1.1.Понятие, состав, структура собственного
капитала и принципы его формирования………………………….4
1.2.Содержание и сущность заёмного капитала ………………..…8
1.3Задачи и функции управления собственным
капиталом предприятия………………………………………….....12
Глава 2. Методы управление собственным
капиталом предприятия…………………………………………...…...15
2.1 Дивидендная политика предприятия………………………….15
2.2 Эмиссионная политика предприятия………………………….23
Глава 3. Анализ управления собственным капиталом Общество с Ограниченной Ответственностью Торгово-сервисный центр
«Русавтопром-Краснодар» ...…………………………………….……26
Устав…………………………………………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 188.26 Кб (Скачать файл)

Еще один ключевой вопрос при выборе дивидендной политики - это вопрос выбора оптимальной дивидендной  политики, т.е. политики, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной политики - исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность заключается еще в том, что оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.

Из-за большого числа факторов, а  также ввиду изменения относительной значимости этих факторов во времени и на отдельных предприятиях невозможны разработка и применение общей модели для формирования дивидендной политики. Поэтому осуществляется выбор из трех возможных типов политики определения коэффициента дивидендных выплат, исходя из оценки финансовых потребностей предприятия и поддержания его ликвидности. Оценивая финансовые потребности, следует принимать во внимание прогнозы денежных потоков предприятия, долгосрочных инвестиций и другие факторы, влияющие на состояние денежных остатков предприятия. Основное в этой оценке - определение возможных потоков средств и возможного их состояния с учетом изменения дивидендных ставок и риска. Иначе говоря, анализируется способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов в связи с вероятным распределением будущих потоков денежных средств. С позиций второго критерия - ликвидности - необходимо учитывать риск уменьшения запаса ликвидности при определении размера дивидендных выплат, особенно при его возрастании. Корпорации стремятся использовать один из трех типов политики выплаты дивидендов:

1.Стабильный или непрерывно  растущий дивиденд на акцию.

2.Низкий регулярный дивиденд  плюс дополнительные выплаты,  которые зависят от годовой прибыли.

3. Постоянный коэффициент выплат.

Политика низкого регулярного  дивиденда плюс дополнительные выплаты является в данном ряду политикой компромиссной. А поскольку прибыль и движение денежной наличности предприятий непостоянны, то представляется, что эта политика должна быть базовой. Принятие решения предприятием (советом директоров) относительно дивидендных выплат может состоять из следующих этапов:

1.Определение долгосрочной политики  в отношении доли выплаты (процент  от прибыли).

2.Сосредоточение внимания на  изменениях дивидендов: оправданы  ли эти изменения обстоятельствами.

3. Оценка целесообразности изменения дивидендов вслед за изменениями нормы прибыли.

4.Сохранение размера дивидендов  на прежнем уровне.

5.Доведение фактического размера  дивиденда до запланированного.

Стабильность подобной дивидендной  политики является лучшей характеристикой акционерного общества в плане его надежности и финансовой устойчивости. Но на практике она зачастую не выдерживается, поскольку в отдельные моменты срабатывают те или иные доводы в защиту высоких или низких дивидендов:

1.Предприятия с высокими дивидендными  выплатами больше ценятся рынком, т.к. многие акционеры считают,  что лучше дивиденды сегодня,  чем рост курсовой стоимости  акций в будущем (своего рода "синица в руках").

2. Выплата низких дивидендов помогает избежать дополнительных расходов на привлечение новых инвестиций. Политика высоких дивидендных выплат увеличивает стоимость обслуживания акционерного капитала.

3.Низкие дивиденды уменьшают  налоговые обязательства инвесторов, поскольку налоги на прирост  капитала в развитых странах,  как правило, гораздо меньше, чем налоги на дивиденды. Минимизация дивидендов означает минимизацию налоговых обязательств и рост рыночной стоимости предприятия

Как уже указывалось выше, не может  быть единой для предприятий теоретической  модели, поддерживающей конкретную дивидендную  политику. В определенные моменты предпочтение отдается политике высоких дивидендов, в другие низких. Предприятия, как правило, стремятся платить высокие дивиденды, хотя вероятно, что предпочтительнее политика стабильных дивидендов.

В любом случае, дивидендная политика акционерного общества - это активный способ воздействия на курсовую стоимость  акций. Поэтому модель дивидендной  политики необходимо строить с привязкой  к курсу акций, стоимости предприятий.

При росте рыночных цен на акции  может наступить момент, когда  в силу их высокой цены спрос на акции начинает падать, а значит, падает их цена, снижается стоимость  предприятия. Как правило, для поддержания  курсовой стоимости акционерные общества в этом случае прибегают к дроблению акций: число акций в обращении увеличивается, а прибыль и дивиденды на акции, а также цена на акцию снижаются. Спрос в силу большей доступности акций для инвесторов возрастает. Важно в этом процессе правильно определить размеры дробления. Доходы на общее число акций после дробления не должны уменьшить доходы акционеров до дробления акций, а более желательно, чтобы произошло некоторое увеличение доходов акционеров. Дробление акций применяется с целью поддержания цены акций.

Применяется на практике и такая  форма поддержания ликвидности  и рыночной цены акций, как увеличение номинальной стоимости акций (консолидация).

Альтернативой выплате дивидендов являются собственные акции в  портфеле - обыкновенные акции, покупаемые самим эмитентом. При покупке  корпорацией части своих акций  число акций в обращении уменьшается, рыночная цена акций повышается, поскольку дивиденды на находящиеся на балансе общества акции не выплачиваются. При покупке собственных акций необходимо правильно определить объем их покупки с тем, чтобы новая рыночная цена акций осталась бы оптимальной, т.е. устраивающей корпорацию, действующих и потенциальных акционеров. С помощью покупки собственных акций корпорации меняют структуру своего капитала. Акции могут быть проданы, если предприятию необходимы дополнительные денежные средства для решения стоящих перед ним задач.

Для реализации комплексной дивидендной  политики необходима правильная оценка реального уровня дивидендов. Положение большинства российских акционерных обществ не позволяет им истратить значительную часть прибыли на дивиденды акционерам, поэтому они применяют некорректные приемы при расчете и выплате дивидендов:

- задерживают выплату дивидендов, и инфляция обесценивает их большую часть;

- завышают полученную прибыль;

- выплачивают дивиденды акциями, не задействуя реальную прибыль.

Дивидендная политика должна быть понятна  всем, поэтому строить ее необходимо исходя из той посылки, что дивидендная  политика есть определенная система передачи информации. На российском рынке такая информация практически отсутствует: дивиденды не содержат должной информации о политике, проводимой предприятиями, а курсы акций - об ожиданиях инвесторов. Это, безусловно, отражается на инвестиционном процессе и сдерживает формирование эффективного рынка ценных бумаг - рынка, на котором ценные бумаги с одним и тем же уровнем риска приносят одинаковый доход. При проведении дивидендной политики акционерные общества (советы директоров) должны учитывать, что:

           -регулярно выплачиваемые дивиденды уменьшают неопределенность инвесторов;

- выплата дивидендов свидетельствует о хорошем состоянии общества;

- инвесторов интересует стабильность величины дивидендных выплат, скорректированной с учетом инфляции;

- повышение дивидендов за определенный период стоит проводить только при наличии расчетов, свидетельствующих о возможности поддержания их размера в будущем.

Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности.[13]

2.2 Эмиссионная политика предприятия

Основной целью эмиссионной  политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Разработка эффективной эмиссионной  политики предприятия охватывает следующие этапы:[14]

1. Исследование возможностей эффективного  размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового  рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния  спроса и предложения акций, динамику уровня цен, их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности  своих акций проводится с позиции  учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими  отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями).[15] 

 2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основные из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая этому источнику формирования собственного капитала, являются:

- реальное инвестирование, связанное  с отраслевой и региональной  диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

- необходимость существенного  улучшение структуры используемого  капитала (повышение доли собственного  капитала с целью роста уровня  финансовой устойчивости, обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала, повышение эффекта финансового левериджа и т. п.);

- намечаемое поглощение других  предприятий с целью получения  эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

- иные стратегические цели, требующие  быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии.  При определении объема эмиссии  необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

4. Определение номинала, видов и  количества эмитируемых акций.  Номинал акций определяется с  учетом основных категорий предстоящих  их покупателей (наибольшие номиналы  акций ориентированы на их  приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций, если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций. Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка стоимости привлекаемого  акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по предполагаемому уровню дивидендов и затратам по выпуску акций и размещению эмиссии. Расчетная стоимость привлекаемого капитала оставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм  андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей  эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности.

Несомненно, выше обозначенные методы и подходы к управлению собственным  капиталом являются основополагающими. Однако, при оценке инвестиционной привлекательности предприятия первостепенной задачей при управлении собственным капиталом является его оценка. 

Информация о работе Сущность и значение собственного капитала