Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:23, контрольная работа
Под рынком понимаются социально – экономические условия реализации товара. Рынок – это сфера проявления экономических отношений между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. Каждый производитель и потребитель товаров имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Отношения между стоимостью и потребительной стоимостью также характеризуются не только согласованностью, но и противоречивостью. Указанные выше противоречия в интересах производителей и потребителей (стоимости и потребительной стоимости) разрешаются с помощью акта купли – продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления.
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………… 3
1.1. Банкротство предпринимателя……………………………………… 9
1.2. Финансы……………………………………………………………… 10
2. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РИСКОВ ………………….. 13
2.1. Виды рисков и их содержание……………………………………… 14
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………… 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… 27
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
3 |
|
9 |
|
10 |
|
13 |
|
14 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………… |
26 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………… |
27 |
1. СУЩНОСТЬ, СОДЕЖАНИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Экономический строй любого государства может основываться только на двух организационных началах: на субъективной воле руководящего органа или на объективных экономических законах. В первом случае речь идет о планово – директивной экономике, основанной на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. В основе такого распределения лежит волюнтаристский подход одного человека или группы людей, наделенных (обычно сами себе присвоивших) правами принимать решения. Поэтому планово – директивная экономика именуется зачастую как административно – командная экономика. Во втором случае имеется в виду создание подлинно научной экономики, более известной под термином, рыночная экономика.
Рыночная экономика – это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле – продаже товара на рынке, где сталкиваются спрос как представитель потребления и предложение как представитель производства. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты). Хозяйствующие субъекты на рынке представлены предприятиями различных организационно – правовых форм и форм собственности (малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными обществами, товариществами, кооперативами, биржами, фондами, банками, компаниями, ассоциациями, фирмами, обществами, концернами, консорциумами и другими юридическими лицами. Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою продукцию. Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему продукцию.
В условиях
рыночной экономики очень важно
точно знать экономическую
Товар представляет собой, прежде всего, предмет, который благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар обладает потребительной стоимостью (меновой стоимостью). При этом к товару могут относиться продукты труда (произведенная продукция, выполненные работы, оказанные услуги), рабочая сила, деньги, капитал, земля, дары природы и природные ресурсы, духовные и интеллектуальные блага (предпринимательские способности, знания, информация и т.д.).
Под рынком понимаются социально – экономические условия реализации товара. Рынок – это сфера проявления экономических отношений между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. Каждый производитель и потребитель товаров имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Отношения между стоимостью и потребительной стоимостью также характеризуются не только согласованностью, но и противоречивостью. Указанные выше противоречия в интересах производителей и потребителей (стоимости и потребительной стоимости) разрешаются с помощью акта купли – продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления.
Как известно,
процесс воспроизводства
Спрос представляет собой форму проявления потребности в сфере обращения, т.е. потребности на товары, обеспеченной денежными средствами. Предложение – это вся масса предназначенных для продажи товаров. Обмен спроса на предложение означает обмен денег на товар. При этом обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя и конкретного потребителя, а с другой – создаются условия для расширенного воспроизводства.
В основе функционирования рыночной экономики лежат следующие принципы.
1. Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.
2. Равновесие цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения.
3. Экономическое регулирование самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).
4. Использование юридических законов для экономического регулирования.
5. Наличие конкуренции как условие экономического прогресса и экономического регулирования.
Поэтому суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе рыночных регуляторов. Цена – это денежное выражение стоимости (меновой стоимости) товара. Стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости. Цена имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел цены определяется спросом на данный товар.
Говоря о сущности цены, следует иметь ввиду, что, стоимость – это соглашение, а цена – это политика.
Каждая экономическая теория дает свое определение сущности цены. Современная теория рассматривает цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. Цена равновесия соответствует, с одной стороны, предельной полезности, с другой – предельным издержкам. Сущность цены проявляется в ее функциях: распределительной, стимулирующей, функции ориентации.
Цена является объектом конкуренции. Конкуренция представляет собой состязательность предприятий или любых других хозяйствующих субъектов (акционерное общество, товарищество, кооператив, банк и т.п.), когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Конкуренция может быть как со стороны производителей, так и со стороны потребителей, покупателей. Законом РФ, О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, запрещена недобросовестная конкуренция, к которой относятся:
– распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предприятию или нанести ущерб его деловой репутации;
– введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
– некорректное сравнение предприятием в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других предприятий;
– самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого предприятия;
– получение, использование, разглашение научно – технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Без конкуренции рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы. Соединяясь с конкуренцией, рыночные регуляторы образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования, который заставляет производителя (продавца) учитывать интересы и запросы потребителей (покупателей), производить ту продукцию и оказывать те услуги, которые им требуются и поэтому могут быть проданы на товарном рынке.
Рыночная
экономика – очень тонкий механизм
и более сложный, чем планово
– директивная экономика. На состояние
рыночной экономики сильное влияние
оказывают политические обстоятельства
(заявления руководителей
Хозяйствующие субъекты вступают между собой не только в совместные экономические отношения, но и в конкурентные отношения в борьбе за потребителя. Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе за потребителя, обычно становится банкротом.
Это приводит к мэрджеру.
Мэрджер – это поглощение одной фирмы другой фирмой. На рынке возможны три формы возникновения мэрджера:
1. компания может купить имущество (прежде всего недвижимость, оборудование и другие основные фонды) другой фирмы;
2. компания может купить долю акционерного капитала другой фирмы. Тогда она становится для этой фирмы холдинговой компанией;
3. компания может выпустить свои акции для собственников фирмы в обмен на акции фирмы.
1.1 БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
В соответствии с Законом РФ, О несостоятельности (банкротстве), вступившем в силу в январе 1998 года, под банкротством понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Внешним признаком банкротства является:
– для гражданина – его неспособность удовлетворять требования кредиторов или произвести обязательные платежи в течении 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательства превышает стоимость принадлежащего ему имущества;
– для хозяйствующего субъекта – его неспособность удовлетворять требования кредиторов или произвести обязательные платежи в течении 3 месяцев с момента даты их исполнения;
– для кредитных организаций – в течении одного месяца (Закон РФ от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ, О несостоятельности кредитных организаций);
– для естественных монополий ТЭК – в течении 6 месяцев (Закон РФ от 24 июня 1999 года №122 – ФЗ, Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса).
Согласно закону процедуру банкротства можно применить к любому хозяйствующему субъекту, просрочившему платеж, превышающий 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на срок более 3 месяцев. При этом обязательства, которые связаны с любой задолженностью перед самим потенциальным банкротом, во внимание не принимаются. Например, закон не содержит статей и пунктов, обязывающих кредиторов, должника или конкурсного управляющего принимать во внимание дебиторскую задолженность.
1.2 ФИНАНСЫ
Конкурентоспособность
и платежеспособность хозяйствующего
субъекта определяется, прежде всего,
рациональной организацией финансов.
Рыночная экономика не только привела
к усилению роли финансов в функционировании
предприятия. Она определила для
них новое место в системе
хозяйствования. Большинство рыночных
регуляторов относится к
Информация о работе Сущность, роль финансов в рыночной экономике