Теоретические основы финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Данные баланса позволяют оценивать структуру активов (имущества) предприятия, т.е. соотношение вне оборотных и оборотных активов в составе имущества.
Вне оборотные активы, которые (на мой взгляд, не совсем точно) называют еще неликвидными активами, - это часть имущества, оборачивающаяся в течение периода, превышающего 12 месяцев. Иными словами, превращение стоимости этой группы активов в денежные средства происходит по частям, постепенно, в течение длительного времени. Это не недостаток, а присущий вне оборотным активам характер функционирования и участия в циклах деятельности предприятия. С финансовой точки зрения данные активы точнее было бы называть немобильными.

Содержание

1. Бухгалтерский баланс - база для принятия финансовых
решений об имущественном положении предприятия и
источниках его формирования 3
2. Концепция учёта фактора риска 8
3. Расчёт и анализ показателей по финансовой отчетности
Организации ООО «Домострой» 15
Список литературных источников 17

Вложенные файлы: 1 файл

ТОФМ контрольная.docx

— 160.24 Кб (Скачать файл)

 Внутренние факторы риска (сильные сигналы) непосредственно связаны с деятельностью организации (например, несвоевременная оплата продукции потребителями, отсутствие прибыли, штрафы, дополнительные налоги и сборы, уменьшение выручки из-за снижения цен и т.д.). В составе внутренних факторов следует учитывать: маркетинговую политику, финансовый потенциал и финансовую стратегию. Последствия сильных факторов могут быть как положительными, так и отрицательными (рис. 3.1).

Наличие деловой информации позволяет финансовому менеджеру быстро принимать управленческие решения. Например, использование информации при заключении сделок может свести к минимуму вероятность финансовых потерь. Однако информация быстро устаревает, поэтому использовать ее надо оперативно.

При составлении финансово-экономических прогнозов привлекается внешняя информация, касающаяся состояния окружающей среды, и внутренняя информация самой организации. Собранная информация оценивается для уточнения отрицательных и положительных воздействий среды на будущую деятельность. При проведении прогнозных расчетов необходимо уделять внимание деятельности в прошлом, приходится иметь дело с «наложением» факторов рыночного и нерыночного типов (например, нарушением договорных обязательств, несоблюдением норм и правил производственно-хозяйственной деятельности и т.п.).

Итак, в определении понятия «риск» можно выделить следующие три подхода.

  1. Риск как вероятностное распределение результатов хозяйственной деятельности субъекта.
  2. Риск как отклонение фактических результатов от плановых ожиданий. Особенность данного подхода состоит в том, что в нем игнорируется характер отклонений, которые могут оцениваться субъектом как положительно, так и отрицательно.
  3. Риск как распределение вероятностей неблагоприятных результатов. Данное представление о риске сводится к вероятностному распределению ущерба.

Управление рисками, или рисковой менеджмент, имеет целью активный контроль со стороны предпринимателя над рисками, угрожающими организации, чтобы свести к минимуму возможные потери. Управление риском — это процесс подготовки и реализации мероприятий для снижения опасности ошибочного решения и уменьшения возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений. Процесс управления рисками состоит из следующих этапов: идентификация, измерение и контроль.

Идентификация риска заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, характерных для данного вида деятельности. При этом определяются: опасности, представляющие угрозу; ресурсы, которые могут пострадать; факторы, влияющие на вероятность реализации риска; ущербы, в которых выражается воздействие риска на ресурсы.

Измерение риска сводится к определению степени его вероятности и размеров потенциального ущерба. Организации, производство которых относится к разряду опасных, используют специальные методы оценки риска, основанные на разработке сценариев возникновения крупных аварий. В более простых случаях финансовый менеджер проводит вероятностную оценку рисков и ранжирует ущербы по степени их вероятности и серьезности.

Такой анализ позволяет разделить риски на три группы:

1) часто встречающиеся  ущербы, небольшие по размерам, не  представляющие серьезной угрозы;

2) ущербы менее частые, но более серьезные по размерам, наступление которых может вызвать серьезные финансовые трудности;

3) катастрофические ущербы, отличающиеся малой вероятностью, но способные поставить под угрозу само существование организации.

Такого рода оценка рисков позволяет решать вопрос о формах контроля над ними. Существует два вида контроля риска; физический и финансовый.

Физический контроль означает использование различных способов, позволяющих снизить либо вероятность наступления ущерба, либо его размер. Использование мер физического контроля связано с определенными затратами (закупка оборудования, оплата труда). При этом соблюдается правило: издержки по предотвращению риска и сокращению потерь не должны превышать возможные размеры ущерба.

Финансовый контроль риска заключается в поиске источников компенсации возможных ущербов в денежной форме. Финансирование риска может осуществляться через самострахование и страхование. Самострахование рассматривается либо как альтернатива к заключению договора страхования, либо как дополнение к нему.

Собственные возможности компенсации ущерба в организации таковы:

• включение стоимости мелких ущербов в цену продукции (услуг);

• получение необходимых средств за счет продажи части активов;

• создание специального резервного фонда;

• получение ссуды на покрытие ущерба и др.

Принципы управления рисками представлены на рис. 1. В механизм управления финансовым риском входит хеджирование. Этот термин используется в финансовом менеджменте в широком и узком смысле. В широком смысле хеджирование характеризует процесс использования любых механизмов уменьшения риска возможных финансовых потерь, как внутренних, так и внешних. В узком смысле хеджирование характеризует нейтрализацию финансовых рисков с использованием различных видов финансовых инструментов.

Хеджирование финансовых рисков путем осуществления операций с ценными бумагами является высокоэффективным механизмом уменьшения финансовых потерь при наступлении рискового события. Однако это связано с определенными затратами на выплату комиссионного вознаграждения брокерам, премий по опционам и т.п.

Рис. 1 Принципы управления рисками в организации

Страхование входит в механизм нейтрализации финансовых рисков. Организация в процессе деятельности определяет риски, которые нуждаются в страховой защите (например, страхование имущества, ответственности руководителей и сотрудников, служащих от несчастного случая на производстве и разнообразное страхование кредитных рисков).

Страхование кредитов это защита от неплатежа заемщика. На сегодняшний момент она считается одним из наиболее распространенных на развитых страховых рынках видов страхования финансовых рисков. В зависимости от профиля деятельности организации различают следующие основные виды кредитного страхования: страхование коммерческого риска неплатежа, валютных и политических рисков. Страхование коммерческого риска неплатежа вызвано тем, что наиболее часто организации подвергаются именно этому виду риска. Причина тому — увеличение числа банкротов и неплатежеспособных организаций.

Риск — величина непостоянная. Его изменение обусловлено многими факторами. Страховое общество должно постоянно следить за развитием риска, вести соответствующий статистический учет, анализ и обработку собранной информации. Исходя из полученной информации о возможности развития риска, страховщик делает его оценку, которая заключается в анализе всех рисковых обстоятельств, характеризующих параметры риска. По результатам оценки принимается решение в отношении того, к какой рисковой группе следует отнести тот или иной объект, какая тарифная ставка наилучшим образом соответствует данному риску.

Средняя величина рисковых обстоятельств называется средней рисковой группой, которая используется в качестве меры для сравнения. Оценка объекта страхования нужна для:

• установления страховой суммы, которая определяет меру обязательств со стороны страховщика;

• установления величины страхового вознаграждения, которая определяется степенью возможного ущерба;

• оценки возможности или невозможности страхования данного риска.

Для оценки риска в страховой практике применяются следующие способы:

• способ индивидуальных оценок применяется только в отношении рисков, которые невозможно сопоставить со средним типом риска. Страховщик делает произвольную оценку на основе своего профессионального опыта и субъективного взгляда;

• способ средних величин, для которого характерно подразделение отдельных рисковых групп на подгруппы. Тем самым создается аналитическая база для определения размера по рисковым признакам (например, балансовая стоимость объекта страхования, суммарные производственные мощности, вид производственного цикла);

• способ процентов, представляющий собой совокупность скидок и надбавок (накидок) к имеющейся аналитической базе в зависимости от возможных положительных и отрицательных отклонений от среднего рискового типа. Используемые скидки и надбавки выражаются в процентах (иногда в промилле) от среднего рискового типа. Одной из наиболее трудных задач для страховщика является поддержание соответствия тарифной политики прогнозируемым тенденциям в развитии риска. Общий прогноз может быть сведен к направлениям, соответствующим рисковым обстоятельствам, связанным со следующими условиями:

1) освоением новых видов  технологического сырья, заменой  металлов полимерными материалами;

2) новыми производственными  условиями;

3) внедрением автоматизированных  систем управления технологическим циклом, роботизированных комплексов, промышленных роботов и т.д.;

4) изменениями в технологии  промышленного и гражданского  строительства (освоение сборных  модульных конструкций высотного блочного и крупнопанельного домостроения и т.д.);

5) внедрением новых транспортных  систем, обладающих высокой пропускной и проводной способностью на сухопутных, водных и воздушных путях сообщения.

На рис. 2 представлены механизмы нейтрализации финансовых рисков.

Рис. 2. Механизмы нейтрализации финансовых рисков в организации

Практика выработала четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.

Упразднение. Оно заключается в попытке упразднения риска. Для организации это означает, что, выпуская продукцию, надо тщательно продумать, как сделать ее применение безопасным. Это эффективный способ управления риском, но упразднение риска упраздняет и прибыль.

Предотвращение потерь и контроль. Предотвратить потери означает уберечь себя от случайностей. Контролировать их означает ограничить размер потерь в случае, если убыток имеет место.

Страхование. С позиций управления риском страхование означает процесс, в котором группа физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску, вкладывает средства в организацию, члены которой в случае потерь получат компенсацию. Главная идея состоит в распределении потерь среди большой группы физических и юридических лиц (страховой совокупности), подвергающихся однотипному риску.

Поглощение. Содержание этого метода состоит в поглощении, т.е. признании ущерба риска без распределения его посредством страхования. Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам. Во-первых, есть случаи, когда не могут быть использованы другие методы управления риском. Зачастую это риск, вероятность которого достаточно мала (например, падение метеорита). Во-вторых, поглощение достигается самострахованием.

Итак, управление риском необходимо на стадии определения возможных страховых услуг, при установлении договорных отношений между страховщиком и страхователем, что достигается с помощью андеррайтинга. Оно направлено на предупреждение и минимизацию ущерба, обеспечение соответствия вероятности риска размеру страховых тарифов, создание фондов для гарантированного полного возмещения ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. По данным финансовой отчетности предприятия рассчитать и проанализировать следующие показатели:

  • коэффициент собственности;
  • коэффициент самофинансирования;
  • коэффициент финансового равновесия;
  • коэффициент финансовой напряженности;
  • коэффициент денежных активов;
  • размер работающего капитала;
  • коэффициент маневренности.

Коэффициент собственности характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Так как коэффициент собственности выше 50%, это говорит о том, что предприятие финансово устойчиво и менее зависимо от сторонних кредитов.

Кс = (Собственный капитал / валюта баланса)

Кс=(3191 / 5208)= 0,61

Коэффициент самофинансирования показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных средств, а какая – за счет заемных. Считается, что если величина коэффициента меньше единицы, то это может свидетельствовать о значительном финансовом риске и нередко затрудняет получение кредита.

Ксф = (Собственный капитал / Заёмный капитал).

К=(3191 /1780) = 1,79

Так как коэффициент самофинансирования больше 1, то организация ООО « Домострой » является финансово устойчивым, оно не зависит от кредиторов.

Коэффициент финансового равновесия характеризует объем заемных средств по отношению к собственным источникам их покрытия и изменяется в пределах от 1 до 0,1.

Кфр = (Заёмный капитал/ Собственный капитал).

Кфр=(1780/3191)=0,56

Так как значение коэффициента менее 1, то ООО «Домострой» является финансово устойчивым предприятием.

Коэффициент финансовой напряженности указывает на долю заемных средств в валюте баланса. Рекомендуемое значение - не выше 0,5. При превышении рекомендуемого значения можно делать вывод о сильной зависимости от внешних финансовых источников.

Информация о работе Теоретические основы финансового менеджмента