Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:57, контрольная работа
В современной теории дивидендной политики и ее влияния на рыночную стоимость организации существуют три основные точки зрения:
1) теория иррелевантности дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер);
2) теория «синицы в руках» (М. Гордон и Д. Линтнер);
3) теория налоговой дифференциации (Н. Литценбергер и К. Рамасвами).
В современной теории дивидендной политики и ее влияния на рыночную стоимость организации существуют три основные точки зрения:
1) теория иррелевантности дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер);
2) теория «синицы в руках» (М. Гордон и Д. Линтнер);
3) теория налоговой дифференциации (Н. Литценбергер и К. Рамасвами).
Теория иррелевантности дивидендов разработана Ф.Модильяни и М.Миллером. В своей статье, опубликованной в 1961 г.( M.H.Miller, F.Modigliani. Dividend Policy, Growth, and the Valuation of Shares // Journal of Business, October 1961, p. 411-433.), они доказывают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью фирмы генерировать прибыль, и в большей степени зависит от правильности инвестиционной политики, нежели от того, в какой пропорции прибыль подразделяется на выплаченную в виде дивидендов и реинвестированную. Иными словами, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует в принципе.
В развитие своей теории
а) составляется оптимальный
б) определяется схема
в) дивиденды выплачиваются в
том случае, если не вся прибыль
использована в целях
Таким образом, оптимальность дивидендной
политики может пониматься
По мнению Модильяни и Миллера,
дисконтированная цена
Теория Модельяни - Миллера определяет, что цена акций предприятия или цена его капитала не зависит от дивидендной политики. Иными словами, инвесторам безразлично, получать ли доход в виде прироста стоимости акций или в виде дивидендов. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска. Стоимость предприятия в большей степени зависит от инвестиционной политики. Модильяни и Миллер показали, что выплата высоких дивидендов влечет за собой выпуск большего числа новых акций. При этом доля стоимости предприятия, предлагаемая новым инвестором, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов. Допущения, которые использовали Модильяни и Миллер, были далеки от реальности, и заключение о том, что дивидендная политика не влияет на цену акций, не слишком реалистично.
Представители
второго подхода, являющиеся оппонентами
теории Модильяни-Миллера, считают,
что дивидендная политика
Таким образом, основной вывод
из рассуждений Гордона и
Теория «синицы в руках» Гордона и Линтнера. М. Гордон и Д. Линтнер пришли к выводу, что ожидаемая доходность акций увеличивается по мере снижения доли прибыли, идущей на выплату дивидендов, так как инвесторы более заинтересованы в дивидендных выплатах, нежели в доходах от прироста капитала, ожидаемого за счет нераспределенной прибыли. По теории «синицы в руках» рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, поскольку эта компонента ожидаемой доходности является более рисковой по сравнению с дивидендной составляющей.
В конце 70-х — начале 80-х годов были опубликованы результаты исследований Н Литценбергера и К.Рамасвами (R.H.Litzenberger and Ramaswamy. The Effects of Personal Taxes and Dividends on Capital Asset Prices //Journal of Financial Economics. June 1979, p. 163-196), получавшие, а дальнейшем название теории налоговой дифференциации, согласно которой с позиции акционеров приоритетное значение имеет не дивидендная, а капитализированная доходность. Объяснение этому достаточно очевидно — доход от капитализации облагался налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. Ставки налогообложения периодически менялись, однако в любом случае различие между ними сохранялось. Так, по налоговому законодательству США 1992 года доход по дивидендам облагался по ставке до 31 %, а доход от прироста капитала — 28%. Кроме того, уплата налога на доход от капитализации осуществляется лишь при его реализации.
В соответствии с этой теорией
если две компании различаются
лишь в способах распределения
прибыли, то акционеры фирмы, имеющей
относительно высокий уровень
дивидендов, должны требовать повышенный
доход на акцию, чтобы компенсировать
потери в связи с повышенным
налогообложением. Таким образом, компании
невыгодно платить высокие
В
США до второй половины 80-х
годов XX в. лишь 40% дохода от прироста
капитала облагалось налогом. Инвесторам
при 50%-й ставке подоходного
Данная теория объясняет отсутствие связи между способами и величинами дивидендных выплат с одной стороны, и стоимостью компании с другой. Основополагающей в данном случае является работа Модильяни и Миллера (Modigliani and Miller, 1961). Основываясь на предпосылках o совершенном мире, авторы выдвинули знаменитую теорему о независимости стоимости компании, которая заключается в том, что в совершенном мире инвестор ценит только инвестиционные решения, удовлетворяющие NPV>0, а также не нуждается в информационных сигналах. В этом случае максимизация стоимости компании и ее акций может происходить исключительно через оптимизацию инвестиционной, но никак не дивидендной политики.
2.2. Теория удовлетворения предпочтений инвесторов
Данная теория, разработанная Бейкером и Верглером (Backer and Wurgler, 2004), основана на отклонении допущения об эффективности рынков. Авторы в своей работе предполагают что, во-первых, инвесторы по психологическим или институциональным (другими словами, нерациональным) причинам предпочитают акции с тем или иным уровнем выплат, а во–вторых, менеджеры компаний стараются подстроить дивидендную политику под меняющийся спрос инвесторов на выплаты.
Следовательно, согласно теории удовлетворения предпочтений инвесторов, компании могут стимулировать спрос на свои акции, тщательно подстраивая дивидендную политику под меняющийся спрос на дивидендные выплаты. В свою очередь, увеличивающийся спрос на акцию ведет к росту их стоимости, а это ведет к увеличению стоимости компании. Согласно Шлейферу (Shleifer, 2000), дивиденды, так же как и структура капитала становятся частью маркетинговой программы для ценных бумаг компании.
2.3. Агентские модели дивидендной политики
Теории данной направленности опираются на конфликт интересов между акционерами компаний и менеджерами. Большое количество исследователей (Gomez, 2000; Myers, 1998; Fluck, 1998 и т.д.) инкорпорировали агентскую проблему в дивидендную политику. Согласно их исследованиям, дивидендная политика способна решить конфликт интересов между инсайдерами (менеджерами) и аутсайдерами (акционерами). Модели упомянутых выше авторов предполагают, что в случае если прибыль компании не распределяется между акционерами, то менеджеры склонны использовать ее для персональных нужд либо инвестировать в проекты, NPV которых совсем не обязательно будет положительной. Как результат, акционеры предпочитают видеть прибыль компании распределенной в качестве дивидендов.
Другое исследование агентского мотива дивидендной политики состоит в том, что конфликт интересов имеет место между менеджерами и крупными акционерами с одной стороны и миноритарными акционерами – с другой (La Porta et.al., 2000). Инсайдеры способны предпринимать действия, которые не максимизируют долю аутсайдеров. Это может происходить путем противозаконных действий, размывания доли миноритарных акционеров (например, дополнительная эмиссия), или продажи акций компании организациям, аффилированным с инсайдерами.
2.4. Сигнальные модели дивидендной политики
Все модели данного течения (Bhattacharya (1979), Allen, Bernardo and Welch (2000), Miller and Rock (1985) и т.д.) отталкиваются от единой отправной точки: они отклоняют предпосылку Модильяни и Миллера о полноте и симметрии информации. В мире неполной информации инвесторы не в состоянии отличать фирмы хорошего качества, относительно устойчивые и стабильные, от фирм плохих, с низким денежным потоком. Менеджеры и существующие акционеры хороших компаний, будучи заинтересованными в максимизации рыночной стоимости фирмы, находят для себя оптимальным сигнализировать рынку о своем качестве, дабы инвесторы смогли отличить качественные компании от некачественных. Таким сигналом для инвесторов может выступать дивидендная политика. Модели предполагают, что менеджеры хороших компаний могут себе позволить выплачивать более высокие дивиденды, так как они уверены в устойчивости своих компаний и могут меньше беспокоиться о возможном банкротстве.
Все, что было написано выше о сигнальных моделях, является традиционным взгляд на дивидендную политику. Однако, наряду с ним, существует и современный подход к этой теории. Он заключается в том, что дивиденд является скорее не положительным, а смешанным сигналом. Причиной тому служит факт, что высокие уровни дивидендных выплат могут сопровождаться снижением инвестиций в проекты, то есть потенциальным пропуском проектов с положительным NPV. Следовательно, из-за смешения краткосрочных (подача сигнала о качестве компании через дивиденды) и долгосрочных (рост компаний через инвестиции) целей дивиденды могут восприниматься неоднозначно.
В заключение хотелось бы упомянуть исследование Фамы и Френча (Fama and French, 2001), в котором авторы изучают факторы, влияющие на величину дивидендных выплат. Они приходят к выводу, что те фирмы, которые платят более высокие дивиденды, отличаются от компаний, выплачивающих низкие дивиденды (или не платящих вовсе) более крупными размерами (рыночная капитализация), большей прибыльностью (отношение выручки к общим активам) и меньшими инвестиционными возможностями (отношение рыночной капитализации к балансовой стоимости компании).