Теории финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Принято считать, что начало финансовому менеджменту как науке было положено работами Г. Марковица в области современной теории портфеля в середине XX века, где была изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы. Впоследствии учеником Марковица У. Шарпом идея была развита и переведена в более практическое русло.
В 60-х годах с участием Дж. Линтнера и Я. Мойссина была разработана модель оценки доходности финансовых активов, учитывающая фактор риска, что положило начало теории арбитражного ценообразования

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теории идеальных рынков капитала и структуры капитала.
1.1 Концепция идеальных рынков капитала……………………………….4
1.2 Теория структуры капитала Модильяни и Миллера………………….5
2. Теория портфельного анализа и эффективность рынка………………...9
3. Теория агентских отношений……………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….15
Практическая часть…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

3. Теория агентских отношений.

 

Известно, что целью фирмы  является максимизация собственности (богатства) ее акционеров, а это  сводится к максимизации цены акций  фирмы. Хотя такая точка зрения вполне приемлема при первом знакомстве с деятельностью фирм, однако уже  давно признано, что менеджеры  фирм могут иметь и другие цели, конкурирующие с максимизацией  богатства акционеров. Тот факт, что владельцы фирмы — ее акционеры  — предоставляют менеджерам право  принятия решений, создает потенциальный  конфликт интересов, который рассматривается  в рамках общей концепции, называемой теорией агентских отношений (agency theory) .

Агентские отношения  возникают  в тех случаях, когда один или  несколько индивидуумов, именуемых  принципалами, нанимают одного или  нескольких индивидуумов, именуемых  агентами, для оказания каких-либо услуг  и затем наделяют агентов полномочиями по принятию решений. В контексте  финансового менеджмента первичные  агентские отношения  — это  отношения:

1) между акционерами и  менеджерами;

2) между кредиторами и  акционерами.

Рассмотрим особенности  такой стороны теории агентских  отношений — агентские конфликты .

Потенциальный агентский  конфликт возникает во всех тех случаях, когда менеджер фирмы владеет  менее чем 100% ее голосующих акций. Если фирма находится в собственности  одного человека, который сам управляет  ею, такой владелец-менеджер будет  действовать, стремясь максимизировать  свое собственное благосостояние или, в терминах экономической науки, экономический эффект. Владелец-менеджер, вероятно, будет измерять этот эффект в первую очередь размерами своего личного богатства. Но в процессе максимизации полезного эффекта  кроме личного богатства будут  учитываться и другие факторы, например количество свободного времени и  наличие привилегий. Однако если владелец-менеджер уступает часть своей собственности, продав часть акций фирмы посторонним  инвесторам, возникает потенциальный  конфликт интересов, именуемый агентским  конфликтом .

Другая проблема, которую  затрагивает теория агентских отношений  — агентские затраты .

Очевидно, что менеджеров можно побудить действовать на благо  акционеров с помощью стимулов, ограничений  и наказаний. Но эти средства эффективны лишь в тех случаях, когда акционеры  могут проследить за всеми действиями менеджеров. Проблема морального риска (moral hazard), т. е. возможность незамеченных действий менеджеров в своих собственных  интересах, возникает ввиду того, что акционеры на практике не могут  контролировать все действия менеджеров. Как правило, для уменьшения агентских  конфликтов и частичного решения  проблемы морального риска акционеры  должны нести агентские затраты (agency costs), к которым относятся  все затраты, производимые с целью  побудить менеджеров действовать с  позиции максимизации достояния  акционеров, а не своих эгоистических  интересов. Существуют три важнейшие  категории агентских затрат:

1) расходы на осуществление  контроля за деятельностью менеджеров, например затраты на проведение  аудиторских проверок;

2) расходы на создание  организационной структуры, ограничивающей  возможность нежелательного поведения  менеджеров, например введение в  состав правления внешних инвесторов;

3) альтернативные затраты,  возникающие в тех случаях,  когда условия, установленные  акционерами, например обязательное  голосование акционеров по определенным  вопросам, ограничивают действия  менеджеров, противоречащие достижению  основной цели — увеличению  богатства акционеров.

Если акционеры не предпринимают  никаких усилий с тем, чтобы повлиять на поведение менеджеров, и, следовательно, агентские затраты равны нулю, почти неизбежна потеря акционерами  части своего богатства вследствие неэффективных (для акционеров) действий менеджеров. Напротив, если акционеры  попытаются добиться полного соответствия всех действий менеджеров своим интересам, агентские затраты будут весьма высоки. Таким образом, оптимальную  величину агентских затрат следует  определять тем же методом, каким  принимаются любые инвестиционные решения: агентские затраты могут  увеличиваться, пока каждый доллар их прироста обеспечивает увеличение богатства  акционеров более чем на 1 доллар. В сущности увеличение агентских  затрат приемлемо, пока NPV каждого доллара  прибыли, обеспечиваемой этими затратами, имеет положительное значение.

Одним из путей разрешения агентских споров является стимулирование менеджеров.

Существуют две крайние  точки зрения по поводу способов разрешения агентского конфликта акционер —  менеджер. Сторонники одной крайности  утверждают, что, если вознаграждение менеджеров фирмы зависело бы только от курса акций фирмы, агентские  затраты были бы невысоки, поскольку  у менеджеров в этом случае имелся бы сильнейший стимул для максимизации собственности акционеров. Однако было бы трудно — если не невозможно —  нанять компетентных менеджеров на подобных условиях, поскольку при таком  варианте их заработки зависели бы и от экономической конъюнктуры, над которой они не властны. Согласно другой крайней точке зрения, акционеры  могут контролировать все действия менеджеров, однако такой вариант  был бы весьма дорогостоящим и  неэффективным. Оптимальное решение  находится где-то между двумя  этими полюсами и предусматривает  увязку вознаграждения руководителя фирмы  с результатами ее деятельности и  одновременно некоторый контроль над  его действиями. Помимо контроля существуют следующие механизмы, побуждающие  менеджеров действовать в интересах  акционеров:

1) системы стимулирования  на основе показателей деятельности  фирмы;

2) непосредственное вмешательство  акционеров;

3) угроза увольнения;

4) угроза скупки контрольного  пакета акций фирмы.

Системы стимулирования на основе показателей деятельности фирмы. В настоящее время фирмы во все большей степени увязывают  вознаграждение менеджеров с результатами деятельности компании, вводя системы  стимулирования на основе показателей, достигнутых компанией. В 50—60-е гг. большинство таких систем предусматривало  фондовые опционы, руководителей (executive stock options), позволявшие менеджерам приобрести акции фирмы в определенное время  в будущем по заранее оговоренной  цене. Такие опционы имели ценность лишь в том случае, если рыночная цена данных акций превышала цену исполнения опциона. В основе этих планов лежало предположение о том, что, разрешая менеджерам приобретать акции  по фиксированной цене, фирма создает  стимул, побуждающий их стремиться повысить курс ее акций. Поскольку системы  стимулирования должны основываться на тех факторах, которые управляются  менеджерами, а общие колебания  рынка не могут ими контролироваться, системы фондовых опционов оказались  слабыми стимуляторами.

Из сказанного выше вытекает, что для того, чтобы лучшим образом  служить акционерам своих фирм, менеджеры  должны вести честную игру с кредиторами, т. е. соблюдать и букву, и дух  кредитных соглашений. Менеджеры  являются агентами и акционеров, и  кредиторов фирм, и должны соблюдать  баланс между интересами этих двух групп держателей ценных бумаг. Аналогичным  образом те действия менеджеров, которые  направлены на эксплуатацию богатства  у других заинтересованных лиц (stakeholders) — работников, клиентов, поставщиков  и общественности, в силу существующих ограничений и санкций, в конечном счете, нанесут ущерб акционерам фирмы. Таким образом, мы приходим к  следующему выводу: в нашем обществе менеджеры, желающие наилучшим образом  служить интересам акционеров, должны честно относиться ко всем сторонам, чье  экономическое положение затрагивают  принимаемые ими решения.

 

 

Заключение

В контрольной работе были рассмотрены теории финансов, лежащие в основе современной практики финансового менеджмента. Ниже перечислены ключевые моменты.

  • Большинство ранних  теорий финансов основано на  допущении существования идеальных  рынков капитала. Выражаясь упрощенно,  идеальный рынок капитала —  это рынок, на котором не  существует никаких затруднений,  вследствие чего обмен ценных  бумаг и денег может совершаться  легко и не сопряжен с какими-либо  затратами. 

  • В одной из  самых важных работ по теории  управления финансами Франко  Модильяни и Мертон Миллер  пришли к заключению о том,  что стоимость фирмы зависит  исключительно от ее будущих  доходов (как их уровня, так  и рисковости), но не от соотношения  между ее заемным и акционерным  капиталом. 

  • Позднее Модильяни  и Миллер опубликовали вторую  работу по структуре капитала, в которой они ввели в свою  модель новый фактор — налоги  на корпорации. С учетом этого  фактора была показана прямая  связь между ценой акций фирмы  и использованием фирмой заемного  капитала..

  •  Основной вывод  из теории портфеля Марковица  состоит в том, что, как правило,  общий риск инвестора может  быть снижен при объединении  отдельных рисковых активов в  портфель. Теория портфеля указывает  на то, что: 1) с целью минимизации  риска инвесторам следует группировать  активы в инвестиционные портфели  и 2) рисковость отдельного актива  следует измерять его влиянием  на общую рисковость диверсифицированного  портфеля.

• Агентские отношения  возникают во всех тех случаях, когда  один или несколько индивидуумов, именуемых принципалами, нанимают одного или нескольких других индивидуумов, именуемых агентами, для оказания каких-либо услуг, а затем делегируют агентам полномочия по принятию решений.

 

 

Практическая часть

Задача 1

X= 14 % ,  n = 4 года ,  Y= 160 тыс. руб.

Банк предлагает X% годовых (простые проценты). Чему должен быть равен первоначальный вклад, чтобы через n лет иметь на счете Y тыс. руб.?

 

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

15

10

11

9

8

12

14

13

7

16

 

3

5

4

2

4

3

4

5

3

4

 

50

90

120

60

150

100

160

80

40

140


 

Задача 2

Рассчитайте наращенную сумму  с исходной суммы в X тыс. руб. при размещении ее в банке на условиях начисления сложных процентов, если годовая ставка Y%, а периоды наращения: а) 90 дней; б) 180 дней; в) 1 год;   г) 5 лет; д) 10 лет.

 

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

20

40

60

50

80

100

120

140

90

30

Y

15

10

9

7

12

8

9

14

10

8


 

Задача 3

Вам необходимо накопить X тыс. долл. за n лет. Каким должен быть ежегодный взнос в банк (схема пренумерандо), если банк предлагает Y% годовых. Какую сумму нужно было бы единовременно положить в банк сегодня, чтобы достичь той же цели?

 

Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

25

30

45

50

35

60

40

55

65

70

n

8

6

5

4

5

8

6

4

8

5

Y

10

9

8

9

7

12

8

8

11

9


 

 


Информация о работе Теории финансового менеджмента