Управление собаственным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:24, реферат

Краткое описание

Управление собственным капиталом предприятия является одной из основных задач финансовых менеджеров компании. Под собственным капиталом компании понимается сумма уставного, дополнительного и резервного капиталов, а также денежных фондов, принадлежащих предприятию.
Размер собственного капитала предприятия является одним из наиболее важных показателей эффективности работы, именно за счет собственного капитала предприятие может увеличить объемы и качество производимой продукции.

Содержание

Введение
1. Понятие собственного капитала и его структура
2.Управление собственным капиталом
Вывод
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление собственным капиталом.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

     Пк  – общая потребность в капитале на конец планового периода;

     Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

     СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

     Пр  – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.

     Рассчитанная  общая потребность охватывает необходимую  сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

     3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

     4. Обеспечение максимального объема  привлечения собственных финансовых  ресурсов за счет внутренних  источников. До того, как обращаться  к внешним источникам формирования  собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

     5. Обеспечение необходимого объема  привлечения собственных финансовых  ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных  финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.

     Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:

     СФРвнеш = Псфр - СФРвнут ,

     где СФРвнеш – потребность в привлечении  собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;

     Псфр  – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

     СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов планируемых к привлечению за счет внутренних источников.

     Обеспечение удовлетворения потребности в собственных  финансовых ресурсах за счет внешних  источников планируется за привлечения дополнительного паевого капитала, дополнительной эмиссии акций или за счет других источников.

     6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

     Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:

     - обеспечении минимальной совокупной  стоимости привлечения собственных  финансовых ресурсов;

     - обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.

     Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Его уровень должен соответствовать поставленной цели.

     Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:

      Ксф = СФР * (1+А) / Псфр ,

     где Ксф – коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;

     СФР – планируемый объем формирования собственных финансовых ресурсов;

     А – планируемый прирост активов предприятия;

     ПП  – планируемый объем потребления чистой прибыли.

     Успешная  реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана с решением следующих основных задач:

     - обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;

     - формированием эффективной политики распределения прибыли (дивидендной политики) предприятия;

     - формированием и эффективным  осуществлением политики дополнительной  эмиссии акций (эмиссионной политики) или привлечения дополнительного паевого капитала.

     Основу  формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль(совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества; прибыли от внереализационных операций), которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.

     Среди этих видов главная роль принадлежит  операционной прибыли, на долю которой приходится 90-95 % общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции). Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.

     Механизм  управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия.

     Разделение  всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как «операционный леверидж».

     Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами. Иными словами, постоянные операционные затраты (издержки) самим фактом своего существования вызывают непропорционально более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей его операционной деятельности и других факторов.

     Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее включать механизм операционного левериджа  с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется коэффициентом операционного левериджа, который рассчитывается по следующей формуле:

       Кол= Ипост / Ио,

     где Кол – коэффициент операционного левериджа;

     Ипост–  сумма постоянных операционных издержек;

     Ио– общая сумма операционных издержек.

     Чем выше значение коэффициента операционного  левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции. Иными словами, при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях всегда будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли в сравнении с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.

     Конкретное  соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа, характеризуется показателем «эффект операционного левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:

     Эол=∆ВОП/∆ОР,

     где Эол – эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;

     ВОП – темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

     ОР  – темп прироста объема реализации продукции, в %.

     Задавая тот или иной темп прироста объема реализации продукции, используя указанную  формулу, можно определить, в каких  размерах возрастет сумма операционной прибыли при сложившемся на предприятии  коэффициенте операционного левериджа.

     Управление собственным капиталом предприятия включает также определение оптимального соотношения между собственными и заемными финансовыми ресурсами- финансовый рычаг («финансовый леверидж»)- это финансовый механизм управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения используемых собственных и заемных финансовых средств.

     Эффект  финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие должно изначально наработать такую экономическую рентабельность, чтобы средств хватило, по крайней мере, для уплаты процентов за кредит.

     Для расчета эффекта финансового  рычага можно применять следующую формулу:

     ЭФР=( Рк-Рзк)*ЗС/СК,

     где Рк - рентабельность совокупного капитала (отношение суммы чистой прибыли и цены, уплаченной за заёмные средства и сумме капитала);

     Рзк - рентабельность заёмного капитала (отношение  цены, уплаченной за заёмные средства к сумме заёмных средств);

     ЗК - заёмный капитал (среднее значение за период);

     СК - собственный капитал (среднее значение за период).

     Таким образом, эффект финансового рычага определяет границу экономической  целесообразности привлечения заёмных  средств.

     Высокое положительное значение ЭФР показателя свидетельствует о том, что предприятие  предпочитает обходиться собственными средствами, недостаточно использует инвестиционные возможности и не преследует цели максимизации прибыли. В этой ситуации акционеры, получив скромные дивиденды, могут начать продавать акции, снижая рыночную стоимость компании.

     Если  рентабельность вложений в предприятие  выше цены заёмных средств, следует увеличивать финансирование из заёмных источников, при этом темп роста прибыли будет зависеть от скорости изменения структуры капитала предприятия (отношения сумм заёмного и собственного капитала). Однако наращивание суммы долга в структуре пассивов сопровождается снижением ликвидности и платёжеспособности заёмщика, ростом рисков, повышением цены предоставляемых кредитов. В результате прибыль от использования и цена заёмных источников выравниваются, что приводит к нулевому значению эффекта финансового рычага.

     Дальнейший рост удельного веса заёмного капитала чрезвычайно увеличивает риск банкротства хозяйствующего субъекта и должно восприниматься руководством как сигнал к погашению части долга или поиску источников роста прибыли.

Информация о работе Управление собаственным капиталом