Управления затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определить затраты как управляемую экономическую категорию;
- рассмотреть концептуальные основы управления затратами;
- изучить основные приемы и методы управления затратами предприятия;
- применить изученные методы и приемы в усовершенствовании управления затратами предприятия ОАО "Электро".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ
1.1 Затраты как управляемая экономическая категория
1.2 Концептуальные основы управления затратами предприятия
1.3 Управленческий учет как инструмент управления затратами. Виды затрат - расходов
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат
2.2 Приемы и методы операционного менеджмента, используемые в управлении затратами
2.3 Методы оперативной диагностики как инструмент управления затратами
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО "ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ"
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3.2 Управление затратами с помощью операционного анализа
3.3 Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рычага
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Управление затратами на предприятии.rtf

— 4.90 Мб (Скачать файл)

 

Анализ примера в табл. 1 (а,б) показывает, что увеличение фактической цены на материалы по сравнению с планом привело к увеличению затрат на 155000 руб., но в то же время снижение расхода материалов на единицу продукции вызвало снижение затрат на 40000 руб. по сравнению с планом. В итоге суммарное отклонение фактических затрат от плановых составило 115000 руб [1, с.50-51].

Для постоянных затрат отклонение рассчитывают по общей сумме, причем каждый руководитель отвечает за ту часть постоянных расходов, на которую он реально может воздействовать:

 

Опз = Хф - Хп ,

 

где Хф, Хп - фактические и плановые постоянные затраты.

Отклонение по объему производства можно разбить на две большие группы: отклонения по мощности и по эффективности.

Отклонение по мощности:

 

Ом = (Сф - Сп) * Фп ,

 

где Сф - стоимость основных фондов (количественный фактор);

Ф - фондоотдача (качественный фактор).

Отклонение по фондоотдаче:

 

О = Сф * (Фф - Фп).

 

Расчет и анализ отклонений обычно оформляют в таблицах следующего вида (табл. 2):

Таблица 2 Таблица расчета и анализа отклонений

Статья затрат

План

Факт

Отклонение

всего

в т.ч. по объему

по нормам

по ценам

             

 

Для контроля и анализа отклонений на предприятии может быть разработан классификатор возможных причин и возможных виновников отклонений (табл.

3). Каждому отклонению присваивается пятизначный код: первые три цифры - код центра ответственности, где выявлены причины, последние две цифры - код виновника отклонений [1, с.51-53].

Таблица 3 Пример классификатора причин отклонений

Величина отклонения

Выявленные причины отклонения

Центр ответствен-ности, определяющий причины отклонений

Код центра ответствен-ности

Центр ответствен-ности - виновник отклонений

Код центра ответст-венности - виновника

           

 

На основании табл. 2 и 3 менеджер может принимать решения по устранению нежелательных отклонений и усилению благоприятных тенденций. Например, если затраты предприятия увеличились из-за роста цен на приобретаемые ресурсы, следует проанализировать возможности перехода на менее дорогостоящие материалы, уменьшения норм расхода дорогостоящих материалов, или, возможно, просто искать других поставщиков, предлагающих товар по более низким ценам.

Если же причиной роста суммарных затрат стал рост объема производства, вызванный высоким рыночным спросом на продукцию предприятия, скорее всего, следует постараться стимулировать дальнейший рост объемов, либо, если производственные мощности или опасность обострения конкуренции не позволяют этого сделать, повысить цены на продукцию, увеличив тем самым прибыль предприятия.

Для эффективного управления затратами на предприятии должен быть разработан механизм реализации функций управленческого контроля затрат [1, с.53-57].

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ОАО "ЭЛЕКТРО"

 

3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

ОАО "Электро" - это промышленное предприятие, которое специализируется на выпуске передвижных и стационарных источников энергоснабжения. Это производство является основным направлением деятельности предприятия, также предприятие выпускает товары народного потребления. В августе 1999 года НПО "Электро" учреждено в АО "Электро. Учредители акционерного общества члены трудового коллектива НПО "Электро" и Минэлектроприбор. Акционерное Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный счета. Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров.

Система управления представлена следующим образом: на высшем уровне - генеральный директор, затем технический директор, затем технический директор (все технические отделы), директор по производству (производственные отделы), директор по экономическим вопросам, главный бухгалтер (бухгалтерия), коммерческий директор (отделы маркетинга, сбыта), заместители генерального директора: начальник управления кадров и режима, начальник управления капитального строительства, помощник генерального директора.

Бухгалтерия - ведет учет фактических затрат, связанных с работой предприятия, производит контроль материальных и финансовых операций, анализ фактических затрат ОАО.

Внешняя среда предприятия, как и у других предприятий, из-за экономического положения в стране можно считать нестабильной. Случается, что заключенные договора расторгаются по инициативе покупателя по каким-либо причинам; из-за неритмичности поставок предприятие не успевает выполнить план и выпускает продукцию позже положенного срока, а это влечет за собой позднюю продажу и распределение прибыли.

Внутренняя среда предприятия стабильна и не создает никаких барьеров в достижении целей предприятия: организационная структура включает в себя все необходимые отделы для успешной деятельности; на заводе освоены передовые технологии; высокая инженерно-техническая и организационная культура; наличие материального поощрения работников; квалифицированный управленческий персонал.

Исходя из анализа внутренней среды предприятия можно сформулировать стратегию ОАО "Электро" - упрочнение своих позиций, как на отечественных, так и на зарубежных рынках сбыта путем выпуска конкурентоспособности продукции.

Цель ОАО "Электро"- выживание в долгосрочной перспективе.

Перед предприятием стоит ряд проблем, несмотря на то, что предприятие рентабельно. Прибыль по сравнению с предыдущим годом, увеличилась в два раза. Это произошло не за счет снижения себестоимости, а за счет увеличения объема реализации, что говорит об улучшении деятельности отдела маркетинга. Предприятие в состоянии само финансировать свою деятельность и развитие.

Основной проблемой предприятия является трудность, связанная с поддержанием качества выпускаемой продукции. Это связано со следующими причинами: если раньше на испытание новой продукции отводили несколько лет, то теперь - несколько месяцев; бракованные комплектующие, ошибки рабочих и др.

На рынке автономных источников энергоснабжения основными потребителями ОАО "Электро" являются предприятия, объекты которых расположены вне зоны централизованного электроснабжения. В первую очередь по отраслевому характеру к ним относятся организации нефте- и газодобычи, нефтепереработки, машиностроения, строительства, геологии, сельского хозяйства. Значительный интерес представляют изделия передвижной энергетики.

В настоящее время предприятие находится на стадии зрелости производства и занимает достаточно прочные позиции на рынках страны.

Основные усилия предприятия направлены на разработку и внедрение новых, превосходящих по своим характеристикам продукцию конкурентов.

Для того чтобы оценить финансово-хозяйственную деятельность ОАО "Электро" нами был проведен анализ данных баланса по форме №1, которая представлена в прил. А. Исходя из этого мы составили агрегированный баланс предприятия (Прил. Г).

В результате анализа агрегированного баланса предприятия за 3 года были получены следующие данные: на 21,7% увеличилось имущество предприятия к концу 2001 года по сравнению с 2000 годом (25185 тыс. руб.). Это связано с ростом оборотных и внеоборотных активов на 24666 тыс. руб. и 519 тыс. руб. соответственно. То есть произошло увеличение источников финансирования в 2001 году на 21,7% (25185 тыс. руб.), что вызвано увеличением заемного капитала.

Рост оборотных активов произошел в результате увеличения стоимости всех его составляющих: с 54,0% в 1999 году, до 59,34% в 2000 году и 66,22% - 2001 году. Необходимо также отметит рост медленно реализуемых активов на 20235 тыс. руб., что связано с ростом цен на сырьё, материалы и комплектующие.

Дебиторская задолженность предприятия увеличилась на 2029 тыс. руб., что является хоть и не значительном, но все же негативным фактором в деятельности ОАО "Электро", так как это означает, что из оборота предприятия были отвлечены определенные средства. На 78,4% (2402 тыс. руб.) возросла доля высоколиквидных активов предприятия.

Также в результате анализа агрегированного баланса был отмечен рост собственного капитала предприятия в 2000 году на 9,3% (6400 тыс. руб.) и на 12,9% (9703 тыс. руб.) в 2001 году, однако доля собственных средств в источниках финансирования уменьшилась с 64,96% до 60,25%.

Собственный капитал предприятия составляет более 50%. На 15482 тыс. руб. вырос заемный капитал предприятия, что вызвано увеличением кредиторской задолженности, что в определенной мере является положительной тенденцией в деятельности ОАО "Электро".

Также было отмечено увеличение краткосрочных кредитов и займов на 4522 тыс. руб.

Отсутствие долгосрочных обязательств у предприятия уменьшает возможность капитальных вложений, однако огромным преимуществом является достаточное количество собственных источников финансирования у предприятия ОАО "Электро".

 

3.2 Управление затратами с помощью операционного анализа

 

Чтобы выработать рациональные решения, связанные с настоящей и будущей производственно-хозяйственной деятельностью рассматриваемого предприятия, нам необходимо изучить качественную информации. Об издержках предприятия. Данные о затратах на производство продукции ОАО "Электро" за период с января по декабрь 2001 года представлены в таблице 5 (прил.Д).

При применении инструментов операционного анализа в управлении затратами предприятия, необходимо затраты разделить на постоянную и переменную части.

Материальные затраты, которые включают в себя затраты на сырье, вспомогательные материалы, тару, зарплату производственных рабочих и начисления на зарплату относим к переменным.

Так как цеховые и общезаводские расходы представляют собой смешанные затраты, то для управления ими необходимо разделить их на переменные и постоянные. Для этого воспользуемся методом наименьших квадратов.

Определение коэффициентов и результаты расчетов представлены в таблице 6 и в таблице 7 (прил. А, Б).

Используя данные таблицы 6, найдем ставку переменных издержек (для цеховых расходов):

 

 

Переменные издержки в расчете на среднесписочный объем производства составляют (1510,7 шт. * 324,0027 руб./шт.) = 489461,16 руб. Тогда постоянные издержки составляют (1843739,79 руб. - 489461,16 руб.) = 1354278,63 руб.

Таким образом, уравнение регрессии цеховых расходов будет иметь следующий вид:

 

у = 1354,3 тыс. руб. + 324 * Х

 

Используя данные таблицы 7, рассчитаем ставку переменных издержек (для общепроизводственных расходов):

 

 

Переменные издержки в расчете на среднемесячный объем производства составляют (1510,67 шт. * 834,0535 руб./шт.) = 1259979,6 руб. Тогда постоянные издержки составляют (1289106,24 руб. - 1259979,6 руб.) = 29126,64 руб.

Таким образом, искомое уравнение регрессии общепроизводственных расходов будет иметь вид:

 

У = 29,13 тыс.руб. + 834,05 * Х

 

Далее необходимо рассчитать ключевые показатели операционного анализа деятельности предприятия за 2000 год. Для этого воспользуемся общим уравнением регрессии цехов и общепроизводственных расходов:

 

У = 1383,43 тыс.руб. + (Х*1158,05 тыс.руб.),

 

Где 1383,43 тыс. руб. - это постоянные расходы, а (Х*1158,05 + Материальные затраты) - это переменные расходы, Х - объем производства.

Расчетные данные представлены в табл. 8 (прил. В). Рассчитаем силу воздействия операционного рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности за 2001 год для предприятия ОАО "Электро". Данные для расчета кратко представим в таблице:

 

Показатель

В тыс. руб.

В процентах и в относительном выражении (К ВРП)

1. Выручка от реализации

237252

100% или 1

2. Переменные затраты

175303

73,9% или 0,739

3. Валовая маржа

61949

26,1% или 0,261

4. Постоянные затраты

16601

6,99% или 0,0699

5. Прибыль

45348

19,1% или 0,191


 

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (в относительном выражении. к ВРП) = 16601 тыс. руб. / 0,261 = 63605 тыс. руб.

Запас финансовой прочности = 237252 - 63605 = 173647 тыс. руб.

Запас финансовой прочности в % =

Информация о работе Управления затратами на предприятии