Финансовая стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Задачами курсовой работы является определение сущности финансовой политики, рассмотрение понятий финансовой стратегии предприятия и выявление основных направлений совершенствования финансовой стратегии предприятия.
Цель курсовой работы – рассмотрение финансовой стратегии предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, роль и задачи финансового планирования и финансовой стратегии предприятия в современных условиях 4
2 Финансовая стратегия предприятия в современных условиях 8
2.1 Финансовое планирование 8
2.2 Формирование финансовых ресурсов предприятия 15
2.3 Финансовое состояние предприятия (фирмы) 18
3 Основные направления совершенствования финансовой стратегии предприятии 22
Заключение 25
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)
 
     
Мобилизуемые на финансовом рынке
Продажа собственных ценных бумаг 

Дивиденды и проценты по ценным бумагам других элементов 

Кредит 

Операции  с иностранной валютой 

Операции  с драгоценными металлами 
 
 
 

     
Поступающие в порядке распределения
Страховые возмещения 

Финансовые  ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур 

Финансовые  ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах 

Бюджетные субсидии 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

     2.3 ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

     Финансовое  состояние предприятия (фирмы) - это комплексное понятие. Содержание данного понятия в нашей экономической и учебной литературе трактуется по-разному. В учебнике "Финансы" сказано, что финансовое состояние характеризуется степенью финансовой устойчивости, определяемой наличием собственных оборотных средств, их сохранностью, соотношением между собственными и заемными оборотными средствами, возможностью дополнительной мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг.

     Профессор А. Шеремет и кандидат экономических  наук Е. Негашев в статьях, опубликованных в "Финансовой газете " в рубрике "Финансовый анализ в условиях рынка", утверждают, что финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.  

     В первом определении говорится, что  финансовое состояние предприятия, его устойчивость определяются лишь наличием оборотных средств, эффективностью их использования и мобилизацией финансовых ресурсов, Полученных от выпуска ценных бумаг, и забывается о более существенных источниках финансовых ресурсов, играющих важную роль в обеспечении финансовой устойчивости предприятия, таких как валовой доход, прибыль, амортизация.

     Во  втором определении финансовое состояние  определяется лишь наличием, размещением и использованием финансовых ресурсов предприятия.

     В научно-практической брошюре "Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции" финансовая устойчивость предприятия отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты на его расширение и обновление. Причем, по мнению авторов, финансовое состояние - это финансовая устойчивость, характеризуемая платежеспособностью и ликвидностью баланса.

     По  нашему мнению, финансовое состояние  предприятия не может характеризоваться только лишь наличием и использованием оборотных средств, в равной степени — также наличием и использованием только лишь финансовых ресурсов. Нельзя сводить характеристику финансового состояния предприятия лишь к платежеспособности и ликвидности баланса. Финансовое состояние предприятия - это комплексное понятие, отражающее результат взаимодействия всех элементов финансовых и кредитных отношений, возникающих у предприятия в процессе его хозяйственной и коммерческой деятельности.[11, с.972]

     В зарубежной практике применяется система  показателей, характеризующих финансовое состояние фирмы: коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент концентрации привлеченного капитала, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент маневренности собственного капитала, коэффициент структуры долгосрочных вложений, коэффициент структуры привлеченного капитала, коэффициент соотношения собственного и привлеченного капитала.

     В нашей учетно-аналитической практике для характеристики финансового состояния предприятия используется ряд аналитических показателей, отражающих степень наличия, размещения и использования оборотных средств и финансовых ресурсов предприятия. В процессе анализа финансового состояния предприятия необходимо установить:

         • степень финансовой автономности предприятия;

         • величину оборотного рабочего капитала;

         • наличие собственных и приравненных оборотных средств, их динамику и обеспеченность сохранности;

  • полноту соответствия фактического наличия всех оборотных средств (собственных и заемных) стоимости фактических запасов и затрат, отраженных во втором разделе актива баланса;
  • степень ускорения (или замедления) оборачиваемости оборотных средств;
  • наличие финансовых ресурсов предприятия, их динамику, состав и структуру, степень целевого использования;
  • степень мобильности наличных запасов товарно-материальных ценностей и произведенных затрат;
  • реальность дебиторской и кредиторской задолженности;
  • степень деловой активности предприятия и ее влияние на финансовое положение предприятия;
  • возможность оптимизации объемов производства, прибыли и издержек;
  • оценку ликвидности баланса предприятия.

     Для характеристики финансового состояния  предприятия, прежде всего надо определить степень (коэффициент) финансовой автономности предприятия. Она зависит от величины доли собственных средств в общей сумме всех средств предприятия (собственных и заемных). Чем больше доля собственных средств, тем выше коэффициент финансовой автономности (самостоятельности) предприятия. Он определяется путем деления суммы собственных средств на сумму всех средств предприятия, отраженных в пассиве баланса. [1, с.465]

     Финансовое  состояние предприятия характеризуется  также величиной оборотного (рабочего) капитала, определяемого как разница между суммой текущих активов и суммой текущих финансовых обязательств. К первым принято относить: денежные средства; краткосрочные финансовые вложения; дебиторскую задолженность; векселя к получению; запасы. Состав текущих финансовых обязательств состоит из кредиторской задолженности, краткосрочных банковских кредитов и прочих кредитов, подлежащих выплате в текущем периоде.

     Величина  оборотного капитала означает наличие  у предприятия свободных, ни с какими обязательствами не связанных ресурсов. Если величина текущих финансовых обязательств больше величины текущих активов, то у предприятия возник дефицит  оборотного капитала, отрицательно влияющий на его финансовое состояние.

     При этом следует иметь в виду, что  финансовое состояние предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой работы на предприятии, от состояния финансового планирования. Практика наших дней свидетельствует о том, что тяжелое финансовое положение многих предприятий определяется многими причинами, но одной из главных является отсутствие  должного финансового планирования. На финансовое состояние,   предприятия оказывают влияние и внешние факторы, независимые от предприятия. Это, прежде всего платежеспособность потребителей продукции, налоговая и кредитная политика, инфляция, государственное регулирование цен и др.      

       В условиях сегодняшнего дня  крайне отрицательное влияние  на финансовое состояние предприятия оказывают следующие факторы:

    • занижение балансовой стоимости основных производственных фондов и размера начисляемой амортизации;
    • занижение реальной себестоимости реализуемой продукции услуг из-за отсутствия порядка индексации на коэффициент роста сырьевых цен и как результат этого — перекачивание оборотных средств в завышенную прибыль, изымаемую в бюджет;
    • обесценение всех видов дохода предприятия в результате падения курса рубля;
    • изъятие в бюджет авансовых платежей до получения фактической прибыли.
 
 
 

     3 Основные направления совершенствования финансовой стратегии предприятии

     В современных условиях путями оптимизации  финансовой деятельности предприятия  следующие факторы, которые будут  описаны ниже.

       Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализованную продукцию, а также превышением темпов роста объёма реализованной продукции над темпами роста расходов.

     Расходы могут быть снижены за счёт:

    • использования более дешёвых сырья и материалов
    • автоматизации производства в целях увеличения производительности труда
    • сокращения условно – постоянных расходов
    • снизить материально – производственные запасы
    • ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности
    • выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства
    • использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие более доходные виды деятельности

     Повышение цен на реализуемую продукцию  также может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях рыночной экономики это достаточно сложная задача.

     Повышение скорости оборота активов может  быть обеспечено посредством увеличения объёма реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов.

     После того, как руководство рассмотрит имеющиеся стратегические альтернативы, оно затем обращается к конкретной стратегии. Целью является выбор  стратегической альтернативы которая  максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Чтобы  сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяющую всему концепцию фирмы и её будущего. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

     Выбор стратегии тесно связан с оценкой  альтернативных стратегий. Менеджеры, имеющие большой опыт в стратегическом планировании, обычно проводят по парное сравнение стратегий, чтобы каждая альтернатива получила справедливую оценку, прежде чем принять окончательное решение.

     Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний.

     В этой связи возросла роль стратегического  анализа, как инструмента дающего  базу для принятия стратегических решений. Появление новых методов анализа является важным источником повышения конкурентоспособности фирмы, помогая ей в рамках неопределенности четко выработать основные направления деятельности.

     Стратегический  анализ требует понимания со стороны  руководства того, на какой стадии развития находится предприятие, прежде чем решать куда двигаться дальше. Для этого необходима эффективная информационная система, обеспечивающая данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

     Хорошо  проведенная диагностика сильных и слабых сторон деятельности предприятия дает реальную оценку его ресурсов и возможностей, а также является отправной точкой разработки стратегии.

     В силу несовершенства законодательства и непредсказуемости рынка к  выбору стратегии необходимо подойти очень осторожно.

       Высшее руководство фирмы в современных рыночных условиях должно привлекать к разработке стратегических решений аналитиков, иначе, без тщательно проведенного стратегического анализа, такое решение может носить случайный характер, быть не эффективным и способно в условиях жесткой конкуренции привести к банкротству.

     Компании  должны быть в состоянии давать оценку своей управленческой деятельности, если они намерены обеспечить контроль за проведением финансовых операций и добиться выполнения стоящих перед ними организационных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

       Таким  образом, при разработке финансовой стратегии особое внимание уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия