Финансовая устойчивость предприятия и пути ее обеспечения (на примере предприятия ОАО «Звягинки»)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 23:42, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной работы является оценка и анализ финансовой устойчивости ОАО «Звягинки» и разработка путей его совершенствования. Исходя из цели работы ставятся следующие задачи: - изучение теоретических основ финансовой устойчивости предприятия; - анализ общей организационно-экономической характеристики объекта исследования; - расчет финансовых коэффициентов для оценки ликвидности и финансовой устойчивости предприятия; - оценка степени платежеспособности и вероятности банкротства предприятия; - разработка мероприятий, направленных на укрепление финансовой устойчивости предприятия.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 1. Теоретические и методологические аспекты финансовой устойчивости предприятия……………………………………………………………………....6 1.1 Содержание и основные понятия финансовой устойчивости…………….6 1.2 Показатели финансовой устойчивости предприятия……………………..10 1.3 Нормативно – правовые основы обеспечения финансовой устойчивости предприятия……………………………………………………………………...17 2. Организационно – правовая и финансово – экономическая характеристика предприятия ОАО «Звягинки»………………………………………………….23 2.1 Организационно – правовая характеристика ОАО «Звягинки»………….23 2.2 Финансово – экономическая характеристика ОАО «Звягинки»……........26 3. Оценка финансовой устойчивости предприятия ОАО«Звягинки»………..37 3.1 Определение типа финансовой устойчивости предприятия ОАО«Звягинки»………………………………………………………………….37 3.2 Ликвидность и платежеспособность предприятия ОАО «Звягинки»……46 3.3 Оценка вероятности банкротства предприятия ОАО «Звягинки»………51 4. Основные направления повышения финансовой устойчивости предприятия ОАО «Звягинки»……………………………………………..…..54 Выводы и предложения…………………………………………………………58 Список литературы……………………………………………………………....60
Коэффициент абсолютной платежеспособности
(Lап) является наиболее жестким
критерием ликвидности предприятия и
показывает, какая часть краткосрочных
заемных обязательств может быть при необходимости
погашена немедленно за счет имеющихся
денежных средств, т.е. это отношение денежных
средств к краткосрочной кредиторской
задолженности.[19]
Таким образом, в настоящее
время существует достаточное количество
методик расчёта различных коэффициентов,
необходимых для определения финансового
состояния предприятия. С их помощью можно
ответить на вопрос: насколько правильно
руководство предприятия управляло финансовыми
ресурсами, на основе этого сделать выводы
и принять меры по совершенствованию своей
деятельности.
1.3 Нормативно –
правовые основы обеспечения финансовой
устойчивости предприятия.
Основные нормативные документы
в РФ, регулирующие оценку финансовой
устойчивости предприятия, можно подразделить
на следующие группы: законодательные
акты (законы), принимаемые Федеральным
собранием РФ, указы Президента и постановления
Правительства РФ, нормативные акты Министерства
финансов РФ, нормативные акты других
министерств и ведомств, а также нормативные
документы, разработанные и принятые самим
предприятием.
В соответствии с тем, каким
органом законодательной власти утвержден
тот или иной нормативный документ, выделено
четыре уровня нормативного регулирования.
К первому уровню относятся Кодексы РФ,
Указы президента РФ. К документам второго
уровня относят различные постановления
Правительства РФ, министерств и ведомств.
К третьему уровню относятся нормативные
акты, которые раскрывают ведение учета
по отдельным темам и направлениям (называются
стандартными). К четвертому уровню относятся
нормативное регулирование бухгалтерского
учета, входящее в компетенцию самого
предприятия:
Рассмотрим наиболее важные
из них, непосредственно регулирующие
финансовую устойчивость предприятия.
Федеральный закон
"О несостоятельности (банкротстве)"
от 26.10.2002 N 127-ФЗ устанавливает основания
для признания должника несостоятельным
(банкротом), регулирует порядок и условия
осуществления мер по предупреждению
несостоятельности (банкротства).[4]
Центральный банк РФ регламентирует
порядок и критерии оценки финансового
состояния юридических лиц следующими
положениями:
– «О порядке и критериях оценки финансового
положения юридических лиц – учредителей
(участников) кредитных организаций» от
19.06.2009 N 337-П;
– «О порядке формирования кредитными
организациями резервов на возможные
потери по ссудам, по ссудной и приравненной
к ней задолженности» от 26.03.04 г. № 254-П.
С целью обеспечения единого
методического подхода к анализу финансового
состояния предприятий и оценке структуры
их балансов были разработаны Методические
положения по оценке финансового состояния
предприятий и установлению неудовлетворительной
структуры баланса, утвержденные распоряжением
Федерального управления по делам о несостоятельности
(банкротстве) от 12.08.94 г. № 31-р. Данные Методические
положения содержали методику расчета
коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности
собственными средствами (по значению
которых оценивалась удовлетворительность
структуры баланса), восстановления (или
утраты) платежеспособности предприятий
и направления анализа неплатежеспособных
предприятий. Однако изменение экономической
ситуации в стране и принятие законодательных
актов, регламентирующих деятельность
коммерческих организаций, в том числе
законодательства о несостоятельности
(банкротстве) организаций, совершенствование
бухгалтерского учета и отчетности определило
необходимость пересмотра методических
подходов к оценке финансового состояния
предприятий.
В 1997 г. Приказом Министерства
экономики РФ от 01.10.97 г. № 118 были утверждены
«Методические рекомендации по реформе
предприятий (организаций)», которые предназначались
в том числе для оценки эффективности
финансового менеджмента организации
и ее финансово-хозяйственной деятельности.
Согласно данному нормативному акту анализ
финансового состояния предприятия рассматривается
как основной инструмент эффективного
управления финансами, способствующие
формированию стратегических целей предприятия,
«адекватных рыночным условиям».
В приказе № 118 подчеркивалась
роль анализа финансово-экономического
состояния предприятия при разработке
его финансовой политики и отмечалось,
что качественный анализ позволяет выработать
обоснованные и эффективные управленческие
решения.
Приказом № 118 впервые в РФ определена
система показателей для оценки финансового
состояния предприятия, рекомендована
методика их расчета, представлена экономическая
характеристика и оценка направлений
динамики значений этих показателей.
Важно отметить, что данный
нормативный акт определяет нормативные
значения финансовых коэффициентов и
выделяет два класса коэффициентов: к
первому классу отнесены показатели, имеющие
нормативное значение (показатели ликвидности
и финансовой устойчивости); ко второму
классу отнесены показатели рентабельности
(интенсивности использования ресурсов)
и деловой активности.
Методические подходы к финансовому
анализу, определенные приказом № 118, следует
отнести к оперативному анализу, результаты
которого не могут служить точной оценкой
финансового состояния предприятия. Следовательно,
возникла потребность в расширении системы
показателей, отражающих все процессы
и явления хозяйственной и финансовой
деятельности предприятий.
Постановлением Правительства
РФ от 25.06.03 г. № 367 утверждены Правила проведения
арбитражным управляющим финансового
анализа. Данные Правила дают возможность
анализ имущества предприятий и источников
его формирования, сгруппировать активы
по степени ликвидности, пассивы – по
срочности погашения, оценить структуру
выручки и чистую прибыль предприятий
на основе их публичной финансовой отчетности
(«Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях
и убытках»). На основе финансовых коэффициентов
и методики их расчета, представленных
в Правилах, можно оценить абсолютную
и текущую ликвидность, выявить степень
платежеспособности предприятий, определить
финансовую устойчивость и наличие просроченных
платежей, оценить рентабельность активов
и уровень доходности хозяйственной деятельности
организаций на основе расчета нормы чистой
прибыли.
Постановление № 367 определяет
направления анализа внешних и внутренних
условий деятельности предприятий и рынков,
на которых они функционируют, что, безусловно,
повышает его практическую ценность. К
его достоинствам также можно отнести
содержание требований к анализу инвестиционной
и финансовой деятельности предприятий,
к анализу возможности безубыточной деятельности
предприятий. В качестве основного недостатка
данного документа можно отметить отсутствие
в составе финансовых показателей коэффициентов
рентабельности, характеризующих эффективность
использования собственного капитала,
производственных ресурсов, инвестиций;
оборачиваемости активов; структуры капитала,
характеризующих финансовую устойчивость
предприятий. Правила, как и другие нормативные
акты, не содержат критериальных значений
финансовых показателей, используемых
для анализа финансового состояния предприятий
различных отраслей и видов деятельности.
Постановлением Правительства
РФ о реализации Федерального закона «О
финансовом оздоровлении сельскохозяйственных
товаропроизводителей» от 30.01.03 г. № 52 утверждена
Методика расчета показателей финансового
состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей,
которая установила порядок расчета показателей
финансового состояния сельскохозяйственных
товаропроизводителей, имеющих долги,
и критерии значений этих показателей.
В Методике рассматривается шесть показателей:
коэффициенты абсолютной, критической
и текущей ликвидности, обеспеченности
собственными средствами, финансовой
независимости, финансовой независимости
в отношении формирования запасов и затрат;
причем, значение каждого коэффициента
оценивается в баллах в соответствии с
установленными критериями и по сумме
баллов определяется тип финансовой устойчивости
предприятия (организации).
Помимо общих положений, содержащих
основные определения, связанные с видами
себестоимости продукции и затрат на ее
изготовление, здесь даны определения
объектов калькуляции, калькуляционных
единиц, основной и побочной продукции.
Представлены классификационные системы
производственных затрат в калькуляционном
разрезе их учета и формирования, а также
состав производственных затрат по экономическим
элементам.
В 2005 г. Правительство РФ постановило
разработать методику учета и анализа
финансового состояния стратегических
предприятий, позволяющую оценить всю
финансово-экономическую информацию о
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия (Постановление Правительства
РФ от 21.12.05 г. № 792 «Об организации проведения
учета и анализа финансового состояния
стратегических предприятий и организаций
и их платежеспособности»).
В 2006 г. Министерство экономического
развития и торговли РФ приказом от 21.04.06 г.
№ 104 утвердило Методику проведения Федеральной
налоговой службой учета и анализа финансового
состояния и платежеспособности стратегических
предприятий и организаций. Данная Методика
устанавливает порядок учета и анализа
финансового состояния стратегических
предприятий и определяет набор сведений
для проведения текущего анализа финансового
состояния этих предприятий. В состав
таких сведений входят финансовые показатели,
способы их расчета и критерии группировки
в соответствии со степенью угрозы банкротства
предприятий (организаций).
Эффективность управления предприятием,
его финансовое состояние в настоящее
время определяется не только ликвидностью,
прибыльностью, рентабельностью, но и
увеличения «цены» бизнеса, которая является
объектом преимущественно стратегического
финансового управления.
2. Организационно
– правовая и финансово – экономическая
характеристика предприятия ОАО «Звягинки»
2.1 Организационно
– правовая характеристика ОАО «Звягинки»
Открытое акционерное общество «Звягинки».
Сокращенное фирменное наименование Общества
на русском языке:
ОАО «Звягинки».
Общество является юридическим
лицом и имеет в собственности обособленное
имущество, учитываемое на его самостоятельном
балансе, может от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе в установленном
порядке открывать банковские счета
на территории Российской Федерации и
за ее пределами
Общество не отвечает по обязательствам
своих акционеров. Акционеры не отвечают
по обязательствам общества и несут риск
убытков, связанных с его деятельностью,
в пределах стоимости принадлежащих им
акций.
Основной целью Общества является
получение прибыли.
Основными видами (предметом)
деятельности Общества являются:
-производство, заготовка, хранение,
переработка и реализация сельскохозяйственной
продукции;
-осуществление оптовой
и розничной торговли, в том
числе путем создания торговых
баз и магазинов;
-обеспечение сельскохозяйственных
производителей минеральными удобрениями
и средствами химизации, включая
их хранение, перевозку и доставку
до конечных потребителей;
-оказание платных услуг;
-организация рекламы
и оказание маркетинговых, товарообменных
и посреднических услуг, в том числе
в сфере внешнеэкономической деятельности,
включая экспорт, импорт, таможенное оформление
и экспедирование импортных грузов,
перевод иностранных документов;
-организация для нужд
Общества пунктов питания и
столовых;
-организация охраны собственного
имущества;
-разработка, производство,
реализация продовольственных товаров
и иных товаров народного потребления;
-передача имущества Общества
в аренду.
Уставной капитал Общества
составляет 6 356 091 (шесть миллионов триста
пятьдесят шесть тысяч девяносто один)
рубль.
Уставной капитал Общества
может быть уменьшен путем уменьшения
номинальной стоимости акций или сокращения
их общего количества, в том числе путем
приобретения части акций, в случаях, предусмотренных
Федеральным законом «Об акционерных
обществах».
Высшим органом управления
Общества является собрание акционеров.
Общество обязано ежегодно
проводить годовое общее собрание акционеров
не ранее чем через два месяца и не позднее
чем через шесть месяцев после окончания
финансового года.
Руководство текущей деятельностью
Общества осуществляет Генеральный директор
в пределах своей компетенции, предусмотренной
законодательством Российской Федерации,
настоящим уставом и внутренними документами
Общества.
Генеральный директор назначается
и освобождается от должности Советом
директоров. Совет директоров устанавливает
размер вознаграждений и компенсаций,
выплачиваемых Генеральному директору.
Общество обязано вести бухгалтерский
учет и представлять финансовую отчетность
в порядке, установленном Федеральным
законом «Об акционерных обществах» и
иными правовыми актами Российской Федерации.
Баланс, счет прибылей и убытков
Общества составляется в рублях, если
иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации
Финансовый год Общества
соответствует календарному.
В Обществе создается резервный
фонд в размере 5 (пяти) процентов от уставного
капитала Общества.
Общество осуществляет ежегодные
отчисления в резервный фонд в размере
5 (пяти) процентов от чистой прибыли до
достижения им размера, установленного
настоящим уставом.
Для осуществления контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью
Общества общим собранием акционеров
избирается ревизионная комиссия (ревизор)
Общества.
Члены ревизионной комиссии
(ревизор) Общества не могут одновременно
являться членами Совета директоров Общества.
А также занимать иные должности в органах
управления Общества.
Общество может быть добровольно
реорганизовано в порядке, предусмотренном
Федеральным законом «Об акционерных
обществах».