Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние -важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие, сущность и задачи финансового планирования на предприятии
1.2 Содержание и основные направления финансового прогнозирования на предприятии
1.3 Состав показателей финансового прогноза и методика их расчетов
II.ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «САТУРН»
2.1 Характеристика экономической деятельности предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.3.Оценка уровня организации оперативного, текущего и перспективного финансового планирования на предприятии
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Бюджетирование как технология планирования
3.2 Совершенствование организации финансового планирования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 67.65 Кб (Скачать файл)

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений  финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового  планирования. В свою очередь база разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

Без прогноза показателей финансового  хозяйства предприятие не имеет  возможности планировать развитие своей материально-технической базы; осуществлять затраты отдача от которых  отдалена во времени их проведения; разумно строить свои хозяйственные  отношения с покупателями и поставщиками, банками, другими партнерами. Именно из-за невозможности в нынешних инфляционных условиях составлять прогнозы финансового состояния предприятия на более или менее отдаленный срок (например, на 2-3года) практически сведено на нет долгосрочное банковское кредитование предприятий.

Под прогнозированием финансового  состояния предприятия принимают  приведение объема и размещение финансовых ресурсов предприятия на определенный срок наперед путем изучения динамики его развития как субъекта хозяйственной  деятельности на фоне реальной экономической  жизни общества. В зависимости  от срока такого предвидения можно  выделить краткосрочное (в пределах 1 года), среднесрочное (на 1-2 года) и  долгосрочное (более 2 лет) прогнозирование  финансового состояния предприятия.

Объектом прогнозирования в  первую очередь должен быть объем  финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение предприятия за период, относительно которого составляется прогноз. Такими ресурсам являются прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей, а также амортизационные отчисления, которые возмещаются за счет цены на продукцию. Условно сумму чистой прибыли и амортизации в составе  выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины зависят  возможности предприятия увеличить  свои денежные средства, так как  остальные части выручки пойдут на различные платежи соответственно своим назначениям.

Зная в большей или меньшей  степени объем своих собственных  финансовых ресурсов, которые поступят в будущем периоде, можно сделать  прогноз их размещения в активы предприятия  в расчете на сохранение уже достигнутого уровня ликвидности и платежеспособности (если они удовлетворительны), или  на улучшение характеризующих их показателей. Это достигается путем  разработки прогнозных балансов доходов  и расходов и прогнозных сальдовых  бухгалтерских балансов, где в  частности, должны быть учтены все резервы  мобилизации финансовых ресурсов, вложенных  в нерациональные затраты (речь идет, например, о реализации лишнего для  предприятия оборудования, привлечение  в производство сверхнормативных запасов  сырья и материалов, удержании  дебиторской задолженности). Эти  расчеты должны также предусмотреть  все дополнительные затраты, связанные, например, с капиталовложениями, приростом  норматива оборотных средств, другими  потребителями предприятия на прогнозный период.

Прогнозирование результатов деятельности предприятия и его финансового  состояния осуществляется с целью:

- оценки экономических и финансовых  перспектив и предполагаемого  финансового состояния предприятия  на планируемый период в зависимости  от основных возможных вариантов  его производственно-сбытовой деятельности  и ее финансирования;

- формирования на этой основе  обоснованных выводов и рекомендаций  относительно выбора рациональной  стратегии и тактики действий  высшего руководства предприятия.

Текущее финансовое планирование является планированием осуществления, оно  рассматривается как составная  часть перспективного плана и  представляет собой конкретизацию  его показателей.

Текущее планирование хозяйственной  деятельности предприятия состоит  в разработке плана прибылей и  убытков, плана движения денежных средств, планового бухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовые цели предприятия. Все три плановых документа основывается на одних и тех же исходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущего финансового  плана составляются на период, равный одному году. Для точности результата осуществляют дробление планового  периода на более мелкие единицы  измерения: полугодия или квартал.

Тактика финансового менеджмента  в области текущего планирования заключается в следующих этапах, рассмотрим их более подробно. Разработку финансового плана целесообразно  начинать с плана прибылей и убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое  количество финансовых ресурсов. Анализ соотношения доходов с расходами  позволяет оценить резервы увеличения собственного капитала предприятия.

Разработка плана прибылей и  убытков происходит в несколько  этапов. На первом этапе рассчитывается плановая сумма амортизационных  отчислений, так как она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. На втором этапе определяется сумма затрат, которая может быть рассчитана двумя  способами: традиционным; планированием  затрат по центрам ответственности.

Следующим документом текущего финансового  планирования является годовой план движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с  разбивкой по кварталам. План движения денежных средств можно составить  двумя методами: прямым и косвенным.

Прямой метод основывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции  и прочие поступления; доходы от инвестиционной и финансовой деятельности) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат  полученных заемных средств) денежных средств. Таким образом, подводятся балансы по трем видам деятельности предприятия: основной (текущей) деятельности, инвестиционной деятельности, финансовой деятельности. После этого рассчитывается итоговый баланс движения денежных средств. Исходным элементом прямого метода является выручка.

Заключительным документом финансового  плана является плановый бухгалтерский  баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения  в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и  показывает состояния имущества  и финансов предприятия. Обычно текущее  планирование баланса начинается с  планирования активов. Данные об изменении  материальных активов берутся из перспективного плана, финансовых активов - из долгосрочного плана финансирования.

В пассиве баланса изменения  собственного капитала рассчитывают исходя из возможности увеличения (уменьшения) капитала на момент составления плана  и изменения резервного капитала, образуемого в соответствии с  законодательством и учредительными документами.

Тактику финансового менеджмента  в области оперативного финансового  планирования. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляется за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формирование и использованием финансовых ресурсов.

Оперативный план необходим для  обеспечения финансового успеха предприятия. Оперативное финансовое планирование включает составление  и исполнение платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

Процесс составления платежного календаря  можно разделить на шесть этапов:

1) Выбор периода планирования. Как  правило, это -- квартал (месяц).

2)Планирования объема реализации  продукции (работ, услуг) осуществляется  по специальной методике с  учетом объема производства в  рассматриваемом периоде и изменения  остатков годовой продукции.

3) Расчет объема возможных денежных  поступлений (доходов).

4) Оценка денежных расходов, ожидаемых  в плановом периоде.

5) Определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность  между суммами поступлений и  расходов за период планирования.

6) Подведения итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток  средств или излишек.

Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающий поступления и выплаты  наличных денег через кассу. Своевременная  обеспеченность наличными денежными  средствами характеризует состояние  финансовых отношений между предприятием и его работниками, то есть одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию  для контроля за поступления и  расходованием наличных денег.

Кассовый план разрабатывается  на квартал и в установленный  срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило  договор о расчетно-кассовом обслуживании. Коммерческий банк анализирует достоверность  показателей кассового плана  и в необходимых случаях (с  согласования предприятия) производит корректировку расчета. Дальнейшее продвижение по рынку будет, сопровождается увеличением объемов безналичных  расчетов и, в конечном счете, преобладанием  этих расчетов во всех сферах расчетных  операций.

Важной частью оперативной финансовой работы является составление кредитного плана. Если предприятие испытывает определенную потребность в краткосрочном  финансировании, то оно должно обосновать размер испрашиваемого кредита, определить сумму с учетом процента, которую  необходимо вернуть коммерческому  банку, просчитать эффективность кредитного мероприятия, заключить с банком договор о кредитном обслуживании. Заключительным этапом финансового  планирования является составление  сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового  плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое  внимание должно быть уделено распределению  прибыли. Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами  и структуре их формирования.

Таким образом, прогнозирование это  необходимый составной элемент  управления и одним из основных условий  эффективного планирования. Прогнозирование результатов деятельности предприятия и его финансового состояния осуществляется с целью: оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов его производственно-сбытовой деятельности и ее финансирования, формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики действий высшего руководства предприятия.

1.3 Состав показателей финансового  прогноза и методика их расчета

Размер прибыли -- один из важнейших критериев оценки эффективностипредпринимательской деятельности - зависит от выручки и себестоимостиреализуемой продукции.

Поэтому в процессе финансового  планирования большое внимание уделяют  прогнозированию себестоимости  продукции. При этом роль основного  отправного документа играет смета  затрат на производство .

Начиная с 1995г. бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность в  частности выручка от реализации продукции и затрат, с ней связанных, строится по методу начисления. В финансовом планировании, в частности при  планировании денежных потоков, оперативном  планировании поступлений средств  и платежей важен учет выручки  и затрат по методу оплаты. Соответственно при планировании выручки по методу начисления (по отгрузке) планируемую  величину затрат на реализацию можно  представить в виде следующей  формулы:

Зрп =Зтп+?ЗО1+ДЗО2

где Зрп - затраты на реализованную продукцию;

Зтп - затраты на товарный выпуск;

?ЗО- изменениние себестоимости готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом;

ДЗС- изменение себестоимости остатков товаров отгруженных, учитываемых на бухгалтерском счете 45, на конец планируемого периода по сравнению с его началом.

При планировании выручки от реализации продукции «по оплате» определение  затрат на реализацию осуществляется по формуле:

Зрп =О+ Т - О+ В

где, О- остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода по производственной себестоимости;

Т - товарный выпуск планируемого года по производственной себестоимости;

О- остатки нереализованной по производственной себестоимости продукции на конец планируемого года;

В - коммерческие и управленческие расходы в планируемом году.

Для эффективного управления себестоимостью реализованной продукции одной  сметы затрат недостаточно. Поэтому  в последнее время на многих российских предприятиях в текущем и финансовом планировании широко применяется система  бюджетирования.

Величину выручки от реализации продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах можно определить по формуле:

В = ТП+?О +?О2

где, В - выручка от реализации в  планируемом периоде;

-изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах;

ТП - товарная продукция в планируемом  периоде в продажных ценах;

-изменения остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45 на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

Величина выручки от реализации продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах может быть определена по формуле:

В = ТП + ?О+ ?О+?О3

где, В - изменение остатков товаров  отгруженных, не оплаченных покупателями на конец планируемого периода по сравнению с ее началом в продажных  ценах.

При расчете планового размера  прибыли (убытка) от продаж используют производственные показатели. Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее  время не регламентированы. Наиболее известные два способа планирования прибыли:

Метод прямого счета. Он основан  на том, что количество реализуемой  продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно  на цены реализации и на себестоимость  каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По сравниваемой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям. При этом использую формулу:

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии