Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Право на образование – одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От того какого качества и в каком объеме реализуются данные гарантии, зависит уровень образованности молодого поколения. Гарантии государства состоят в том, что каждый человек имеет право по получение бесплатного образования.

Содержание

Введение
1. Стратегия модернизации образования
1.1. Актуальность процесса модернизация образования
1.2.Основные направления модернизации российского образования
2. Финансовое обеспечение модернизации образования
2.1. Государственная политика в области образования
2.2. Структура расходов на образование
2.3. Финансовые аспекты развития образовательного кредитования в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курс.раб. Вар 73.docx

— 109.40 Кб (Скачать файл)

министерство образования и науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


Институт финансов, экономики и управления

Кафедра " Финансы и кредит"

 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных образовательных технологий

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

Тема: «Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                   Проверил:

Студент: Зуева А.М                                                    Преподаватель:

Группа:  ЭКбз-1032Д                                           д.э.н., профессор Глухова Л.В.

 

 

 

Тольятти, 2013

Содержание

Введение

3

1. Стратегия модернизации  образования

6

1.1. Актуальность процесса модернизация  образования

6

1.2.Основные направления модернизации российского образования

8

2. Финансовое обеспечение  модернизации образования 

12

2.1. Государственная политика  в области образования

12

2.2. Структура расходов  на образование

15

2.3. Финансовые аспекты  развития образовательного кредитования  в Российской Федерации

20

Заключение

30

Список литературы

33


 

 

 

Введение

Право на образование – одно из наиболее важных социально-экономических прав и социальных гарантий граждан России. От того какого качества и в каком объеме реализуются данные гарантии, зависит уровень образованности молодого поколения. Гарантии государства состоят в том, что каждый человек имеет право по получение бесплатного образования.

В XXI веке образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост на инновационной основе, формирования экономики знаний, социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, а также национальной безопасности государства. Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Уровень образовательной подготовки населения, и особенно подрастающего поколения является одним из показателей, характеризующих конкурентоспособность страны. Поэтому финансирование образования следует рассматривать как необходимый элемент функционирования экономической системы, как специфическую форму капитальных вложений.

Наращивание финансовых вложений в развитие производственного процесса должно одновременно обеспечиваться соответствующим уровнем вложений в самого человека. При таких условиях возможно увеличение общих темпов экономического развития. При низкой квалификации рабочей силы инвестиции в производственную сферу становятся неэффективными. Небольшой удельный вес сферы образования в использовании ресурсов экономики может отрицательно сказаться на функционировании всей экономической системы.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года1 сделан особый акцент на значимость сферы образования как жизненно необходимой инвестиции в развитие человеческого потенциала, обеспечение доступного и качественного образования, достижение устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации).

Наряду с чисто социальными задачами (удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах) образование решает и экономические задачи, связанные с повышением качества жизни, темпов роста экономики, способствует формированию трудового потенциала общества.

Поэтому образование является одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов.

Актуальность темы курсовой работы «Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации»  обусловлена тем, что в современных условиях экономического развития России вопросы модернизации и эффективного функционирования сферы образования, её финансовой стабильности выдвигаются на первый план.

Цель работы – анализ современного состояния финансового обеспечения сферы образования в Российской Федерации. 

Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

– рассмотреть теоретические аспекты финансового обеспечения системы образования в новых социально-экономических условиях и определить роль государства в этом процессе;

– выявить основные проблемы финансового обеспечения системы образования;

– обобщить подходы, используемые в российской практике по созданию условий для эффективной реализации процесса модернизации образования.

При исследовании темы были использованы труды отечественных ученых-экономистов таких авторов, как И.В.Абанкиной, С.А.Белякова, Б.С.Гершунского, B.И.Ерошина, Т.Л.Клячко, С.Л.Костаняна, В.Н.Усанова и др.

Нормативную базу исследования составили Приказ Минобрнауки России,  Постановление Правительства Российской Федерации в сфере образования.

Теоретической и методологической основой данной работы послужили: монографии, научные статьи из экономических журналов, учебники и учебные пособия по курсам «Финансы», «Бюджетная система Российской Федерации», «Финансовый менеджмент», , публикации по исследуемой проблеме в периодической печати, материалы, всероссийских, региональных научно-практических конференций и семинаров, посвященных теоретическим вопросам и практическим проблемам финансового обеспечения сферы образования, данные глобальных компьютерных сетей.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из двух глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.

В первой главе исследованы основные направления модернизации российской системы образования.

Во второй главе рассмотрены вопросы государственной политики в сфере образования, касающиеся финансового обеспечения, обобщены общие подходы по созданию условий для эффективной реализации процесса модернизации образования.

 

 

 

 

 

 

1. Стратегия модернизации  образования

1.1. Актуальность процесса  модернизация образования

Модернизация образования в России является органической частью и в то же время важным условием успеха модернизации экономики. Экономический подъем выдвигает на первый план задачу формирования системы непрерывного образования, создание независимой общественно-государственной системы оценки качества образования, способной обеспечить возможности гибкого перехода между различными образовательными программами.

Развитие системы непрерывного профессионального образования создает механизмы включения работодателей в выработку образовательной

политики, стандартов качества профессионального образования, позволяет более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда. В этом контексте обеспечение доступности образования приобретает еще одно измерение: формирование условий для территориальной, социальной и академической мобильности молодежи

Непрерывность образования и повышение мобильности молодежи должны стать залогом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации и одновременно интеграции и обеспечения конкурентоспособности российского образования в мировом образовательном пространстве.

В результате модернизации российская система образования как один из важнейших элементов социально-экономического развития страны должна превратиться в сферу привлекательную и открытую для инвестиций.

Инвестиционная привлекательность должна быть обеспечена эффективностью деятельности, прозрачностью финансовых потоков, участием общественности в управлении образованием, независимой оценкой качества образования на всех уровнях образовательной системы. Инвестиции общества в образование будут обусловлены в первую очередь эффективностью бюджетного финансирования данной сферы. Без внедрения новых финансовых механизмов нельзя обеспечить приток в образование дополнительных внебюджетных средств. Главным условием инвестирования общества в образование должно стать повышение его кадрового потенциала, обеспечивающего высокое качество образования, внедрение инновационных образовательных технологий.

Приток в образование молодых перспективных кадров возможен только тогда, когда заработная плата в этой сфере будет конкурентоспособна по отношению к другим отраслям.

Инвестиционная привлекательность образования будет напрямую зависеть от инновационного характера развития образовательной сферы, интеграции научной, образовательной и практической деятельности, включенности образования в национальную инновационную систему.

В настоящее время образование перестает играть ведущую роль в социализации подрастающего поколения. Средства массовой информации и коммуникации, массовая культура, реклама превращаются в активных производителей образцов и моделей поведения в подростковой и молодежной среде.

В новой ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодежи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые

формы организации образования, а также образовательные среды. Система образования должна выступить интегратором этих процессов, создавая условия для внесистемного, неформального образования и распространяя новые технологии на сферу молодежной политики в целом.

В настоящее время складывается мировой образовательный рынок. Этот рынок является высоконкурентным, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики и экономической стратегии государств при завоевании новых рынков.

Вхождение России в ВТО, в Болонский процесс предоставляют новые возможности для продвижения российского образования на международной арене. Демографический спад, который характерен не только для России, но и для Западной Европы, приводит к острой конкуренции на международном и национальном уровнях

  

1.2. Основные направления модернизации российского образования

В новых условиях целями государственной политики в сфере образования является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества. Поэтому для успеха модернизации образования высока значимость таких мероприятий, как:

  • обновление кадрового корпуса за счет притока в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников;
  • гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимый со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы;
  • обеспечение на всех уровнях образовательной системы и в процессе самообразования граждан доступа к образовательным ресурсам, прежде всего, в форме общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов;
  • регулярное обеспечение учебными заведениями потребителей и общественности информацией о своей деятельности;
  • интенсивное взаимодействие российской системы образования с глобальной сферой образования;
  • участие общественности в управлении и контроле качества образования, как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровне (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);
  • введение в действие нескольких грантовых программ, поддерживающих академическую мобильность, исследовательские партнерства университетов и бизнеса, инновационные образовательные программы.

В процессе реализации мероприятий модернизации порой требуется коррекция отдельных решений, в том числе – в связи с необходимостью учета происходящих в обществе изменений. Поэтому важной гарантией получения приемлемого решения в разумные сроки является контроль в опоре на данные регулярного мониторинга, результаты которого позволяют, в случае необходимости, своевременно корректировать мероприятия модернизации.

В 2010 году Центром социального прогнозирования и маркетинга был проведен социологический опрос по вопросам модернизации системы образования. В качестве экспертов в ходе опроса выступили: руководители органов управления образованием субъектов РФ; руководители муниципальных (районных) органов управления образованием;  руководители вузов;  руководители общественных организаций и СМИ.

Информация о работе Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации