Финансовый менеджмент в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение специфики организации финансового менеджмента в кредитных организациях организации.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты финансового менеджмента;
определить цели и задачи финансового менеджмента в кредитных организациях;
проанализировать специфику финансового менеджмента в кредитных организациях.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты финансового менеджмента 5
Цели и задачи финансового менеджмента в кредитных организациях 11
Специфика финансового менеджмента в кредитных организациях 16
Заключение 28
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК Финансовый менеджмент в Кредитных Организациях.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

При так называемом «совершенном» хеджировании банк полностью  избегает убытков, но и не получает никакой прибыли, в противном  случае возможна лишь частичная компенсация рисков[13, с.205].

В качестве хеджирования - с точки зрения воздействия на кредитора - может рассматриваться посредничество по кредитам, так в данном случае активные и пассивные балансовые позиции однозначно сопоставимы и соответствуют друг другу относительно размеров, процентных ставок и сроках, а в случае непогашения кредита банк-посредник не обязан к выплате по соответствующим пассивам. Однако так как при подобных операциях инициатива по противопоставлению риска непогашения кредита шансам на прибыль по контрпозиции исходит не от кредитора, а является характеристикой посреднического кредита, такая операция не представляет собой мероприятия по компенсации риска согласно вышеприведенному определению. 

Отсюда можно  сделать вывод, что компенсация  рисков кредитных операций банка путем хеджирования невозможна. Однако подобные мероприятия имеют большое значение в сфере международного кредитования, если для рефинансирования кредитором заключается «контрсделка», соответствующая исходной по валюте, сумме и срокам. Такие меры служат в большей степени защите от валютных рисков при кредитовании.

Еще одним из методом снижения рисков является организация работы с проблемными кредитами. Несмотря на элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят о том, что возникли определенные трудности:

  • необычные или необъяснимые причины задержки предоставления финансовой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка;
  • любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли;
  • реструктурирование задолженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика;
  • неблагоприятные изменения цены на акции заемщика;
  • наличие чистых убытков в течение одного или нескольких лет, измеренных с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов;
  • неблагоприятные изменения структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности (коэффициент "критической" оценки) или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов);
  • отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки;
  • неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента[9, с.97].

Зарубежные  эксперты по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств банка в случае возникновения проблемной ситуации - предлагают следующие основные шаги:

  • всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств;
  • крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию;
  • отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора;
  • оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проблемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и размеры депозитов).
  • сотрудники банка должны оценить качество, компетентность и честность руководства фирмы-заемщика и посетить заемщика для того, чтобы на месте оценить его имущество и деятельность.
  • нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве[11, с.99].

Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту возможность возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.

Таковы основные стратегии активной политики управления кредитными  рисками. Хочется подчеркнуть, что основной идеей в исследовании этого вопроса в работе является систематический подход, необходимость которого очевидна, когда речь идет о таких комплексных проблемах как кредитные риски. В банковской практике управляющие обязаны иметь четкое представление, как о структуре специфических кредитных рисков, так и о методах управления ими. Только в этом случае можно говорить о способности банка держать характерные для него риски под постоянным контролем.

Таким образом, банк должен определить все возможные риски, которые  могут быть связаны с каждым кредитом и выработать меры по их снижению.

 

Заключение

 

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовый менеджмент в коммерческом банке позволяет определить рациональные требования и методические основы построения оптимальных организационных структур и режимов работы функционально-технологических систем, которые обеспечивают планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживают его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала)  и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка. Финансовый менеджмент в коммерческом банке - это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом - управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. В коммерческом банке большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового менеджмента.

Одна из особенностей финансового  менеджмента в коммерческом банке  заключается в создании продуктового ряда банка (можно отметить, что на это же направлен и банковский маркетинг). Эта особенность не только отвечает потребностям коммерческого банка по управлению коммерческой и функциональной устойчивостью, но и обеспечивает надежность объекта управления, удовлетворяя потребности клиентов, что позволяет реализовать основную концепцию любого коммерческого банка: надежный клиент — устойчивый банк.

Банковский менеджмент - управление банком в условиях рыночной экономики - строится на использовании следующих основных принципов:

  • ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;
  • корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);
  • учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе деятельности на рынке;
  • обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;
  • рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

В заключение необходимо отметить, что еще одной сферой банковского менеджмента является управление персоналом, которое направлено на рациональное использование знаний и опыта банковских служащих, как необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расстановку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования; организацию контроля; систему продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Балабанов М.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  2. Банковское дело / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Беляков А. В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования: Учебное пособие. – М.: Издательская группа «БДЦ – пресс», 2003.
  5. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
  6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  7. Коммерческие банки: Учебник / Под ред. В.М. Усоскина. - М.: Космополис, 2001.
  8. Основы банковского менеджмента: Учебное пособие. Под ред. О.И. Лаврушина – М.: ИНФРА – М, 2003.
  9. Редхэд К., Хьюс С.. Управление финансами. Учебное пособие. - М., 2006.
  10. Финансовый менеджмент. Под ред. Доктора экон. наук Н. Ф. Самсонова. – М.: Инфра-М, 2005..
  11. Уткин Э.А.. Финансовый менеджмент. Учебник. - Москва. ЗЕРЦАЛО, 2003.
  12. Беляков А.В. Кредитный риск: оценка, анализ, управление // Финансы и кредит. - 2005. - №9.
  13. Ковзанадзе И.К. Вопросы создания эффективной системы управления банковскими рисками // Деньги и кредит. 2001. - №3.
  14. Тронин Ю.А. Можно ли управлять банковскими рисками // Банковские технологии. – 2006. - №3.



Информация о работе Финансовый менеджмент в коммерческом банке