Финансовый менеджмент в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление состояния и путей совершенствования финансового менеджмента организации. Определяются назначение, методы расчета показателей, характеризующих риски предприятия. Сравниваются различные способы определения этих показателей.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Дать определение роли, целей и содержания финансового менеджмента;
Рассчитываются базовые показатели финансового менеджмента;
Проанализировать функции, принципы и основные концепции финансового менеджмента;
Провести анализ финансового менеджмента в ООО «Поляна».

Содержание

Введение......................................................................................................................3
ГЛАВА I Содержание и технология финансового менеджмента....................4
1.1 Сущность, функции, цель и задачи финансового менеджмента….……..........4
1.2. Содержание и принципы финансового менеджмента......................................6
1.3 Финансовый менеджмент как орган управления…………………...................9
1.4 Основные концепции финансового менеджмента….......................................11
ГЛАВА II Финансовый менеджмент в системе управления на примере ООО «Поляна»…………………………………………………………………….18
Заключение………………………..………………………………….……............31
Список использованных источников…………….………………….….….......34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач фин. менеджмент.docx

— 83.91 Кб (Скачать файл)

Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать  ресурсный потенциал высоких  темпов прироста производственной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно  повышать его конкурентную позицию  на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе. [5, c.110]

1.3 Финансовый менеджмент как орган управления

Финансовый менеджмент как  экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим  субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким  аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция состоит  из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории, экономического анализа, отдела внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и  др. Дирекция и каждое ее подразделение  функционируют на основе Положения  о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие  моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими  подразделениями (дирекциями), права  и ответственность дирекции.

Финансовая дирекция и  ее подразделения обеспечивают финансовую деятельность (использование финансовых ресурсов, получение прибыли и  т.п.) хозяйствующего субъекта и его  подразделений.

Таким образом, менеджмент –  это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства;
  • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
  • постоянную корректировку целей и в зависимости от состояния рынка конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. [1, c.26]

В управлении финансовой деятельностью  ключевой фигурой является финансовый менеджер. На крупных предприятиях и акционерных обществах целесообразно  формировать группу финансовых менеджеров, за каждым из которых закрепляются конкретное направление работы и  определенные обязательства. Во главе  группы стоит ведущий финансовый менеджер (лидменеджер). Деятельность финансового менеджера регламентируется его должностной инструкцией, включающей в себя и квалификационную характеристику финансового менеджера. Он является наемным работником, который привлекается к управленческой деятельности по контракту. Как высший служащий, кроме заработной платы, он может получать вознаграждение в виде процента от прибыли. Такое вознаграждение называется тантьема. Размер тантьемы определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и  финансового менеджмента, бухгалтерский  учет, действующее законодательство РФ в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке ценных бумаг и т.д.), основы внешнеэкономической  деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа. Финансовый менеджер должен уметь разбираться  в финансовой информации, анализировать  результаты финансовой деятельности и  эффективность мероприятий по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты от использования капитала, оценивать  рациональность и эффективность  разрабатываемых финансовых программ, составлять отчет по использованию  финансовых ресурсов.

 

 

1.4 Основные концепции  финансового менеджмента

Систему важнейших теоретических  концепций и моделей, составляющих основу современной парадигмы финансового  менеджмента, можно условно разделить  на следующие группы:

1) концепции и модели, определяющие цель и основные  параметры финансовой деятельности  предприятия;

2) концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную  оценку отдельных финансовых  инструментов инвестирования в  процессе их выбора;

3) концепции, связанные  с информационным обеспечением  участников финансового рынка  и формированием рыночных цен.

Первая группа концепций и моделей

1. Концепция приоритета  экономических интересов собственников 

Впервые ее выдвинул американский экономист Герберт Саймон. Он сформулировал  целевую концепцию экономического поведения, заключающуюся в необходимости  приоритетного удовлетворения интересов  собственников. В прикладном своем  значении она формулируется как  «максимизация рыночной стоимости  предприятия».

2. Теория портфеля (Гарри Марковиц, 1952 г.)

Основные выводы теории Марковица:

- для минимизации риска  инвесторам следует объединять  рисковые активы в портфель;

- уровень риска по каждому  отдельному виду активов следует  измерять не изолированно от  остальных активов, а с точки  зрения его влияния на общий  уровень риска  диверсифицированного  портфеля инвестиций. При этом  теория портфеля не конкретизирует  взаимосвязь между риском и  доходностью.

3. Концепция цены  капитала (Джон Вильямсон, 1938 г.)

Обслуживание того или  иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый  для покрытия затрат по поддержанию  каждого источника и позволяющий  не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в  анализе инвестиционных проектов и  выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

4. Концепция структуры  капитала (Франко Модильяни и  Мертон Миллер, 1958 г.)

Согласно концепции, стоимость  любой фирмы определяется исключительно  ее будущими доходами и не зависит  от структуры капитала. При доказательстве теоремы авторы исходили из наличия  идеального рынка капитала. Существо доказательства состоит в следующем: если финансирование деятельности фирмы  более выгодно за счет заемного капитала, то владельцы акций финансово  независимой фирмы предпочтут продать  свои акции, использовав вырученные средства на покупку акций и облигаций  финансово зависимой компании в  той же пропорции, что и структура  капитала этой фирмы. И наоборот, если финансирование фирмы оказывается  более выгодным при использовании  собственного капитала, то акционеры  финансово зависимой фирмы продадут свои акции и купят на вырученные средства акции финансово независимой  фирмы и, взяв в банке под залог  этих акций заем, купят дополнительное количество акций той же фирмы. Доход  нового пакета акций инвестора после  вычета процентов за кредит окажется выше прежнего дохода. Тогда продажа  пакета акций финансово зависимой  фирмы приведет к снижению ее стоимости, а больший доход, получаемый акционерами  финансово независимой фирмы, приведет к увеличению ее стоимости. Таким  образом, арбитражные операции с  заменой ценных бумаг более дорогой  фирмы ценными бумагами более  дешевой принесут дополнительный доход  частным инвесторам, что приведет, в конечном счете, к выравниванию стоимости всех фирм одного класса с одинаковым доходом.

5. Теория дивидендов  Модильяни-Миллера (1961 – 1963 гг.)

Доказывает, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость  фирмы. Также как и предыдущая она базируется на ряде предпосылок. Суть теории в том, что каждый доллар, выплаченный сегодня в виде дивидендов, уменьшает нераспределенную прибыль, которая могла бы быть инвестирована  в новые активы, и данное уменьшение должно быть компенсировано за счет эмиссии  акций. Новым акционерам необходимо будет выплачивать дивиденды, и  эти выплаты снижают текущую  стоимость ожидаемых дивидендов для предыдущих акционеров на величину, равную сумме дивидендов, полученных в текущем году. Таким образом, каждый доллар полученных дивидендов, лишает акционеров будущих дивидендов на эквивалентную величину. Поэтому  акционерам будет безразлично: получить дивиденд на сумму 1 доллар сегодня или получить дивиденд в будущем, текущая стоимость которого составляет 1 доллар. Следовательно, политика выплаты дивидендов не влияет на цену акций.

6. Модель финансового  обеспечения устойчивого роста  предприятия (Джеймс Ван Хорн 1988 г., Роберт Хиггинс 1997 г.)

Модель предполагает получение  сведений об объеме продаж на тех условиях (ограничениях), что величины таких  переменных, как уровень издержек, используемый капитал и его источники  и т.п., не изменяются, а стратегия  планирования исходит из предположения, что будущее совершенно аналогично прошлому. Использование модели возможно на предприятиях, удовлетворенных достигнутыми темпами развития и уверенных  в стабильном воздействии внешней  экономической среды. Сама работа над  моделями помимо возможности получения  более эффективного инструмента  управления процессом планирования позволяет сбалансировать цели предприятия  в планировании продаж и, соответственно, объемов производства, переменных затрат, вложений в основной и оборотный  капитал, необходимых для достижения данного объема, рассчитать потребность  во внешнем финансировании, изыскивая  источники средств с учетом формирования их рациональной структуры. Модель устойчивого  роста исходит из предположения, что использование предприятием имеющихся средств (активов) должно совпадать с устоявшимся соотношением кредиторской задолженности и собственных  средств как источников капитала. При планировании роста показатели, входящие в это соотношение, изменяются пропорционально. При условии оптимальности  предприятие не идет по пути увеличения внешнего финансирования, а ориентируется  на использование прибыли, что характеризуется  ограничениями коэффициента, определяющего  соотношение заемных и собственных  средств. Определяя величину ограничений  по соотношению ЗС/СС, исходят из задачи формирования рациональной структуры  источников средств предприятия, основанной на положительной величине эффекта  финансового рычага. При этом задача определения данной рациональной структуры  объединяется с разумной дивидендной  политикой.

7. Система сбалансированных  показателей, (Дэвид Нортон и Роберт  Каплан 1990 г.)

Система сбалансированных показателей  – это мощная система, помогающая организациям быстро добиваться реализации стратегии путем перевода видения  и стратегии в набор оперативных  целей, которые могут направлять поведение сотрудников, и как  следствие – эффективность работы.

Показатели эффективности  реализации стратегии составляют важнейший  механизм обратной связи, необходимый  для динамической настройки и  улучшения стратегии с ходом  времени.

Концепция Системы сбалансированных показателей построена на такой  предпосылке – измеряться должно то, что заставляет акционеров действовать. Вся деятельность организации, ее ресурсы  и инициативы, должны равняться на стратегию. Система сбалансированных показателей достигает этой цели при помощи явного определения соотношения  причин и результатов для целей, показателей, и инициатив в каждой из Перспектив и на всех уровнях  организации. Разработка ССП – это  первый шаг в создании организации, сосредоточенной на стратегии.

В отличие от традиционных методов стратегического управления, сбалансированная система показателей  использует не только финансовые, но и  нефинансовые показатели деятельности организации, отражая четыре важнейших  аспекта: финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение, развитие.

Такой подход дает возможность  анализировать стратегические и  тактические процессы управления, установить причинно-следственные связи между  стратегическими целями предприятия  и обеспечить его сбалансированное развитие.

Вторая группа концепций и моделей.

1. Концепция временной  ценности денежных ресурсов (Ирвинг  Фишер 1930 г., Джон Хиршлифер 1958 г.)

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется четырьмя основными причинами:

- инфляцией;

- риском недополучения  или неполучения ожидаемой суммы;

- снижением платёжеспособности;

- невозможностью получения  прибыли альтернативным способом.

2. Концепция анализа  дисконтированного денежного потока, (Джон Вильямсон 1938 г., Майер Гордон 1962 г., Скотт Бауман 1969 г.) предполагает:

- идентификацию денежного  потока, его продолжительность и  вид (например, по сроку, по  платности и т. д.);

- оценку факторов, определяющих  величину элементов денежного  потока;

- выбор коэффициента дисконтирования,  позволяющего сопоставить элементы  потока, генерируемые в различные  моменты времени;

Информация о работе Финансовый менеджмент в системе управления