Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 01:59, контрольная работа
Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Введение……………………………………………………….….3
Понятие финансового контроля………………………………....5
Основные формы финансового контроля……………………….8
Заключение………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………….17
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права»
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми
Экономический факультет
Кафедра экономики и менеджмента
080507.65 «Менеджмент организации»
Контрольная работа
По дисциплине: Финансовый контроль организаций
Тема: Формы финансового
контроля предприятия
Студента 6 курса
Преподаватель
Пермь 2014
Содержание
Введение……………………………………………………….
Понятие финансового контроля………………………………....5
Основные формы финансового контроля……………………….8
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………….
Введение
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.
Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
1. Понятие финансового контроля
Государство реализует финансовую политику, воздействуя на:
1) сферу финансовых отношений через налоговую политику;
2) регламентацию кредитных отношений;
3) регулирование финансового рынка;
4) формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки.
В зависимости от изменений и целей финансовой политики государство ослабляет или усиливает свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социальных процессов.
В сферу непосредственного государственного управления финансами входят лишь государственные финансы. Управление государственными финансами регулируется высшими законодательными органами.
Наиболее важной частью финансовой системы страны выступает государственный бюджет.
В соответствии со ст. 10 «Структура бюджетной системы РФ» Бюджетного кодекса РФ бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней:
1) Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
Бюджетным кодексом РФ установлена единая бюджетная система. Наряду с единством она основана на принципах разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также самостоятельности бюджетов. В соответствии с этим на каждом бюджетном уровне действуют системы органов, обладающие бюджетными полномочиями.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и воспроизводственных функций предприятий в обеспечении условий расширенного воспроизводства.
Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов, финансы выполняют функции:
1) распределительную;
2) регулирующую;
3) контрольную;
4) отражают ход распределительного процесса.
Понятно, что они имеют большое значение в процессе воспроизводства, решения социальных задач государства.
Финансовый контроль – это один из видов управленческой деятельности.
Таким образом финансовый контроль представляет систему наблюдения и проверки финансовой деятельности управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений от утвержденных нормативов и принятия мер по их устранению.
Задачи финансового контроля можно выразить в обеспечении:
1) роста эффективности производства и расходования средств;
2) соблюдения действующего законодательства в области налогообложения;
3) правильности ведения бухгалтерского учета;
4) правильности составления и исполнения бюджета;
5) проверки состояния и эффективности использования ресурсов предприятий;
6) выявление резервов роста финансовых ресурсов;
7) правильность валютных операций.
В настоящее время формируется Единая международная система стандартизации финансового контроля. Ее принципы нашли отражение в организации контрольных систем, сложившихся в европейских государствах. В основе международных правил финансового контроля лежат принципы независимости, гласности, законности, объективности, ответственности, сбалансированности, системности.
Органы финансового контроля должны обладать независимостью (организационной, функциональной, материальной и др.) от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.
2. Основные формы финансового
контроля
Под формой ФЭК понимают конкретное выражение
и организацию контрольной деятельности.
Формы контроля принято классифицировать
по следующим критериям:
1. Регламент осуществления
– обязательный (внешний), инициативный
(внутренний), смешанный.
2. Время проведения
– предварительный, текущий (оперативный),
последующий.
3. В зависимости от
охвата операций управляемого объекта
в ходе осуществления контроля – тематический
(частный), комплексный (полный).
4. В зависимости от
уровня организации финансового контроля
– контроль на уровне:
- государства;
- субъекта Федерации;
- муниципалитета;
- отрасли;
- отдельного предприятия;
- структурного подразделения (цеха, участка
и т.д.) организации.
5. В зависимости от
нормативной базы осуществления контроля
– контроль, осуществляемый на основании:
- Конституции РФ, конституционных федеральных
законов;
- федеральных законов РФ;
- законов субъектов РФ;
- нормативных актов органов исполнительной
власти субъектов РФ;
- локальных нормативных актов организаций.
6. В зависимости от
сферы осуществления финансового контроля:
- валютный;
- налоговый;
- таможенный;
- наличие денежного оборота и др.
В связи с тем, названные сферы существенно
различаются, для их проверки могут создаваться
специальные контрольные органы (например,
соблюдение налогового законодательства
РФ проверяет Федеральная налоговая служба).
7. В зависимости от
источников финансирования:
- за счет проверяемого субъекта;
- за счет управляющего субъекта;
- за счет третьих лиц.
Рассмотрим более подробно указанные
выше формы ФЭК.
Основные формы финансового контроля | |
Признак классификации |
Формы финансового контроля |
Время проведения контроля |
Предварительный, текущий, последующий |
Направление воздействия субъекта на объект контроля |
Внешний, внутренний |
Место проведения контроля |
Камеральный, выездной |
Полнота охвата проверяемого материала (информации) |
Сплошной, выборочный |
Характер источников контроля |
Документальный, фактический |
Периодичность проведения контроля |
Систематический, периодический, единовременный |
Полнота охвата проверяемых вопросов |
Комплексный, тематический, встречный |
Повторяемость изучения источников контроля |
Первичный, повторный, дополнительный |
Деление контроля на обязательный (внешний),
инициативный (внутренний) и смешанный
является относительным, а потому сложным
понятием.
Государственный контроль для большинства
организаций является внешним. Однако
в некоторых случаях государственный
контроль может классифицироваться как
внутренний, например, проверка отраслевым
министерством подчиненного федерального
унитарного предприятия.
Коммерческий (аудиторский) контроль,
для проверяемых организаций в большинстве
случаев является внешним. В то же время
внешняя аудиторская организация может
на основании договора исполнять функции
внутреннего контроля. В этом случае будет
проводиться внутренний контроль, но силами
сторонней организации.
Внутрихозяйственный контроль, как правило,
внутренний. Однако, если отдел внутреннего
контроля создан в структуре материнской
компании, а проверке подлежит деятельность
дочерней компании, по сути контроль для
дочерней компании является внешним, а
в рамках группы компаний – внутренним.
Смешанным видом контроля является деятельность
таких контролирующих субъектов:
- совет директоров или наблюдательный
совет;
- ревизионная комиссия;
- службы финансового контроля материнской
компании холдинга, осуществляющие контроль
дочерних компаний.
Так, в состав совета директоров (наблюдательный
совет) и ревизионную комиссию АО могут
избираться физические лица, не являющиеся
работниками или акционерами данного
АО. Независимость членов ревизионной
комиссии по отношению к АО реализуется
через нормы ст.85 Федерального закона
РФ «Об акционерных обществах»:
Члены ревизионной комиссии (ревизор)
общества не могут одновременно являться
членами совета директоров (наблюдательного
совета) общества, а также занимать иные
должности в органах управления общества.
Акции, принадлежащие членам совета директоров
(наблюдательного совета) общества или
лицам, занимающим должности в органах
управления общества, не могут участвовать
в голосовании при избрании членов ревизионной
комиссии (ревизора) общества». [6, стр.30-31]
Общественный контроль в большинстве
случаев внешний. Но возможны случаи использования
и внутреннего общественного контроля,
например со стороны совета трудового
коллектива.
Согласно гл.26 ст.265 Бюджетного кодекса
РФ законодательные (представительные)
органы, представительные органы местного
самоуправления осуществляют предварительный,
текущий (оперативный) и последующий контроль.
Предварительный
контроль осуществляется до принятия
управленческих решений и совершения
хозяйственных операций. Он носит профилактический,
предупреждающий характер. Его субъектами
могут быть внутрихозяйственные планы,
бизнес-планы, проектно-сметная документация,
документы на выдачу денежных средств,
на отпуск продукции и др. Целью предварительного
контроля является предотвращение незаконных
действий, нерационального использования
средств, выявление недостатков и нарушений
до совершения финансовых или хозяйственных
операций. Например, плановый отдел организации
ходе предварительного контроля проверяет
экономическую целесообразность планируемых
службами расходов на следующий месяц.
Во многих организациях введено обязательное
визирование договоров главным бухгалтером.
Это дает возможность предварительного
контроля налоговой обоснованности договорных
обязательств.
Предварительный контроль проводится
на первых трех стадиях процесса управления:
- постановки проблемы;
- определения цели;
- планирование мероприятий по достижению
цели.
Текущий контроль,
как правило, организуется в процессе
совершения различных хозяйственных операций
и является неотъемлемым элементом оперативного
управления. Субъекты текущего контроля
значительно более разнообразны, чем субъекты
предварительного контроля. Он проводится
на стадиях управления, связанных с реализацией
и регулированием мероприятий по достижению
поставленных целей, в процессе совершения
производственных, хозяйственных и финансовых
операций. При необходимости текущий контроль
позволяет регулировать быстро меняющиеся
хозяйственные ситуации, предупреждать
потери и убытки. Главная особенность
текущего контроля заключается в оперативном
выявлении отклонений от норм законодательства,
принятых решений, утвержденных плановых
показателей и нормативов путем оперативного
сопоставления с фактическими данными
в момент совершения финансово-хозяйственных
операций.
Осуществляется текущий контроль на основе
данных первичных документов, оперативного
и бухгалтерского учета, инвентаризаций
и визуального наблюдения.
Контроль финансово-экономической деятельности
за определенный истекший период времени
называют последующим,
поскольку контролируются фактически
совершенные операции. Последующий контроль
осуществляется по завершении реализации
управленческого решения, после выполнения
задания или совершения хозяйственных
операций. Целью последующего контроля
является проверка соответствия достигнутых
результатов поставленным задачам. Основное
назначение последующего контроля – выявление
нарушений законодательства в истекшем
периоде, установление достоверности
бухгалтерского учета и отчетности, сохранности
имущества, хозяйственной целесообразности
и законности оперативных управленческих
решений, выполнения предписаний вышестоящих
и других органов управления.
Количество объектов последующего контроля
определяется самим проверяющим исходя
из различных факторов: задач и целей проверки,
финансовых затрат на его осуществление
и др. В качестве субъектов последующего
контроля выступают различные финансовые
и налоговые органы, органы валютного
и таможенного контроля и др.
Предварительный, текущий и последующий
контроль осуществляется в форме проверок
и ревизий.
Разделение контроля на проверки и ревизии
весьма условно, поскольку ревизия также
является одной из разновидностей проверки.
Понятия проверки и ревизии приведены
в Инструкции «О порядке проведения ревизии
и проверки контрольно-ревизионными органами
Министерства финансов РФ», согласно этому
документу проверка заключается в единичном
контрольном действии или исследовании
состояния дел на определенном участке
деятельности проверяемой организации.
Под проверкой может пониматься и мероприятие,
заключающееся в сборе и оценке информации,
касающейся предметов контроля.
При проведении проверки
выявляют отдельные нарушения финансовой
дисциплины, ошибки в ведении бухгалтерского
(финансового) учета, искажения бухгалтерской
(финансовой) отчетности, определяют эффективность
использования финансовых, материальных
и производственных ресурсов. Как правило,
проверкам подвергаются отдельные вопросы,
или участки финансово-хозяйственной
деятельности. Результаты проверок являются
основанием для проведения мероприятий
по устранению выявленных нарушений и
недостатков и применения мер ответственности
к допустившим их виновным лицам.
Ревизия
представляет собой разновидность проверки
и форму последующего контроля. Она включает
систему обязательных контрольных действий
(процедур) по документальной и фактической
проверке законности и обоснованности
совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных
и финансовых операций ревизуемой организацией,
правильности их отражения в бухгалтерском
учете и отчетности, а также законности
действий руководителя и главного бухгалтера
и иных лиц, для которых в соответствии
с законодательством РФ и нормативными
актами установлена ответственность за
их осуществление. Основным отличительным
признаком ревизии от проверки является
то, что ревизия как разновидность проверки
проводится исключительно в форме последующего
контроля.
Информационной основой для проведения
ревизии служат первичные документы, учетные
регистры, бухгалтерская и статистическая
отчетность по фактически исполненным
хозяйственным и финансовым операциям,
фактические остатки наличных и безналичных
денежных средств и товарно-материальных
ценностей. Результаты ревизии оформляются
актом, имеющим юридическую силу и значение.
Как было отмечено выше, контроль по охвату
операций управляемого субъекта подразделяется
на тематический
(частный) и комплексный
(полный).
Тематические
контрольные проверки – это форма
текущего финансового контроля однородных
хозяйственных операций, выполняемых
объединениями, предприятиями, например
использования материальных, трудовых
и финансовых ресурсов, обеспечения сохранности
государственной собственности. Тематические
проверки имеют сходство с текущими проверками,
но проводятся по более широкому кругу
показателей конкретной темы с применением
методов экономического анализа, вычислительной
техники и привлечением специалистов
различного профиля. Если в процессе текущего
обследования применяются в основном
методы фактического контроля, то при
тематических проверках используются
планово-нормативная и договорная информация,
данные бухгалтерского учета, хронометражные
наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации
ценностей.
Основные задачи комплексной
ревизии – всесторонняя проверка
состояния экономики предприятий, учреждений
и организаций, анализ их производственной
и операционной деятельности, проверка
использования производственных мощностей,
внедрения передового опыта и научной
организации производства и труда, применения
прогрессивных норм расходования сырья,
материалов, топлива, воды и электроэнергии,
осуществления мероприятий по снижению
себестоимости и обеспечению высокого
качества продукции и строительно-монтажных
работ, выполнения хозяйственных и финансовых
планов.
Финансирование мероприятия по ФЭК осуществляется
из различных источников.
Средства проверяемого субъекта являются
источником финансирования коммерческого
финансового контроля, оплаты услуг внешних
аудиторских организаций. За счет проверяемого
субъекта организуется также и внутренний
контроль, формой оплаты которого является
оплата труда внутренних ревизоров. Государственный
контроль осуществляется, как правило,
за счет средств управляющего субъекта,
т.е. соответствующей статьи государственного
бюджета. Поскольку организации формируют
доходную часть бюджета в форме уплаты
налогов, фактически та же налоговая проверка
косвенно финансируется за счет самих
же налогоплательщиков. Но при проверке
бюджетных организаций источником финансирования
является управляющий субъект.
Финансовый контроль за счет третьих лиц
осуществляется крайне редко. Примером
может быть общественный контроль, осуществление
которого ведется за счет собранных инициаторами
средств.
Сочетание видов финансового контроля
по разным критериям его классификации
может быть различным. Например, финансовый
контроль за правильностью уплаты налоговых
платежей организацией, осуществляемый
государственными органами (Федеральной
налоговой службой), является внешним
по отношению к проверяемой организации,
но проверку правильности уплаты налогов
можно поручить и аудиторской организации
(внешний контроль) или внутренним аудиторам
(внутренний контроль).[6,стр.29]
Заключение
Современный этап развития Российской
Федерации характеризуется тенденциями
укрепления государственной власти, повышением
роли государства в системе управления
экономикой, усилением борьбы с коррупцией
и правонарушениями в экономической сфере.
В этой связи объективно возрастает значение
и роль финансового контроля.
Наличие финансового контроля объективно
обусловлено тем, что финансам как экономической
категории присущи не только распределительная,
но и контрольная функции. Поэтому использование
государством и муниципальными образованиями
для решения своих задач финансов обязательно
предполагает проведение с их помощью
контроля за ходом выполнения этих задач.
Финансовый контроль осуществляется в
установленном правовыми нормами порядке
всей системой органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
в том числе специальными контрольными
органами при участии общественных организаций,
трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается
в том, что при его проведении проверяются,
во-первых, соблюдение установленного
правопорядка, в процессе финансовой деятельности
органами государственной власти и местного
самоуправления, предприятиями, учреждениями,
организациями, гражданами и, во-вторых,
экономическая обоснованность и эффективность
осуществляемых действий, соответствие
их задачам государства и муниципальных
образований. Таким образом, он служит
важным способом обеспечения законности
и целесообразности проводимой финансовой
деятельности.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Административный регламент исполнения
Федеральной службой финансово-бюджетного
надзора государственной функции по осуществлению
контроля и надзора за соблюдением законодательства
Российской Федерации при использовании
средств федерального бюджета, средств
государственных внебюджетных фондов,
а также материальных ценностей, находящихся
в федеральной собственности, утв. Приказом
Минфина РФ от 04.09.07 № 75н
4. Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств,
утв. Приказом Минфина РФ
5 Постановление Правительства РФ от 23.09.02г.
№ 696 «Федеральные правила (стандарты)
аудиторской деятельности»
6. Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия
/Под ред. Мельник М. В. – М.: Инфра-М,
2010.
7. www.consultant.ru
8. www.klerk.ru
9. Мельник, М. В. Ревизия и контроль : учебник / М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин ; Под ред. М. В. Мельник ; Фин. акад. при Правительстве РФ. - М. : КНОРУС, 2007. - 640 с. - Г / УМО. |