Ценообразование на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 09:40, реферат

Краткое описание

Целью написания этой работы является изучение ценообразования на фондовом рынке вообще, и России в частности.

Содержание

Теоретическая часть:
1. Введение
2. Ценные бумаги, их типы и виды.
3. Рынок ценных бумаг.
4. Ценообразование на рынке ценных бумаг.
4.1.цели, задачи, принципы ценообразования на рынке ценных бумаг.
4.2.методы, использующиеся в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг
4.3. факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг
4.4. виды цен, применяющиеся на рынке ценных бумаг
4.5. критериальные признаки ценообразования на различные виды ценных бумаг
4.6. Особенности ценообразования на государственные ценные бумаги
4.7. факторы, определяющие рыночную стоимость ценных бумаг
4.8. биржевое ценообразование
5. Вывод
6. Использованные источники.
Практическая часть:
Ценообразование на рынке кофе

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.70 Кб (Скачать файл)

- высокой долей «черного»  и спекулятивного оборота;

- расширением рынка государственных  долговых обязательств и спроса  государства на деньги, что сокращает  производительные инвестиции в  ценные бумаги.    

 Несмотря на все отрицательные  характеристики, современный российский фондовый  рынок  - это динамичный рынок,  развивающийся на основе:  масштабной приватизации и связанного  с  ней массового выпуска ценных бумаг; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической  базы  рынка;  открывшегося доступа на международные рынки капитала;  быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов. 

 

4. Ценообразование  на рынке ценных бумаг.

4.1. Цели, задачи, принципы ценообразования  на рынке ценных бумаг.

Ценообразование как процесс  определения цен на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов  и с учетом отдельных факторов. Постановка целей ценообразования  зависит от избранной стратегии. Можно выделить следующие стратегии ценообразования на рынке ценных бумаг:

-     захват рынка путем установления низкого уровня цен;

-     получение значительного дохода на основе установления высоких цен размещения ценных бумаг;

-     постоянное присутствие на рынке при установлении цены на конкурентном уровне.

Целями ценообразования на фондовом рынке могут быть:

-     сбалансированность спроса и предложения,

-     захват рынка и устранение конкурентов, привлечение инвестиций,

-     передел собственности.

Задачами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:

-     отражение реального спроса и предложения;

-     реализация конкретных целей ценообразования, учет разнообразных факторов.

К основным принципам ценообразования относятся следующие:

-     научный подход,

-     целевая направленность,

-     сопоставимость по разным периодам времени,

-     учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты,

-     отражение реального уровня затрат на фондовые операции.

4.2.методы, использующиеся  в процессе ценообразования на  рынке ценных бумаг

Ценообразование на рынке  ценных бумаг осуществляется экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовым методами и на основе экономико-математического  моделирования.

Экспертный метод состоит в обобщении ряда экспертных оценок специалистов по имеющимся тенденциям и возможным направлениям изменения цен. Метод требует тщательного подбора экспертов и детального отбора анализируемых состояний.

Аналитический метод основан на анализе большого числа разнообразных источников информации. Сущность данного метода заключается в системном анализе составных элементов цены и факторов, повышающих или понижающих ее уровень. Факторный анализ при этом позволяет учесть одновременное влияние на объект ценообразования различного рода факторов и оценку степени их положительного и отрицательного воздействия.

Статистический  метод основан на использовании ряда статистических приемов в ценообразовании на рынке ценных бумаг. Метод базируется на статистическом анализе с применением средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних величин), а также на корреляционно-регрессионном анализе.

В настоящее время наиболее активно в ценообразовании на рынке ценных бумаг используются фондовые индексы, которые позволяют  определить общую тенденцию изменения  конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг.

Нормативно-параметрический (балльный) метод на практике реализуется следующим образом. Ценная бумага или фондовая операция характеризуется рядом параметров. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная нормативная единица оценивается определенным количеством баллов. Далее баллы суммируюся и полученная общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате параметры, нормативное значение каждого из которых оценено с помощью баллов, определяют уровень цены.

Балансовый метод основан  на том, что движение стоимости ценных бумаг отражается в балансе любого хозяйствующего субъекта. Номинальная  стоимость облигаций показывается в балансе при отражении выпуска  краткосрочного или долгосрочного  займа. Номинальная стоимость акций  лежит в основе отражения уставного  капитала. Разница между рыночной стоимостью ценных бумаг отражаетСя в балансе как эмиссионный доход. На основе стоимости чистых активов предприятия определяют цену выкупа акций.

Экономико-математическое моделирование основано на построении различных моделей ценообразования. Под моделью ценообразования понимается математическая или иная схема, отображающая процесс формирования цены. На рынке ценных бумаг могут использоваться концептуальные, математические, структурные, статистические, факторные, матричные, графические, логические, иммитационные модели ценообразования. Концептуальные модели учитывают определенные подходы, концепции (систему взглядов на процесс формирования цен на рынке ценных ценных бумаг). Например, по стоимостной концепции цена на рынке ценных бумаг моделируется как денежное выражение действительной рыночной стоимости. Концепция равновесия исходит из того, что цена на фондовом рынке отражает равновесие спроса и предложения на определенную ценную бумагу в момент совершения фондовой операции. Математические модели исходят из строго определенных математических зависимостей, характеризующих процесс ценообразования. Трендовые модели строятся на основе зависимости цены от ряда величин, характеризующих устойчивые тенденции и колебания на фондовом рынке. Модели компонентного анализа определяют зависимость уровня цены от определенных компанент (составных частей) рынка ценных бумаг. Структурные модели включают анализ составных элементов определенной цены, взаимосвязей между ними и их влияние на изменение уровня цен. Статистические модели основаны на отражении статистических закономерностей и отклонений от них. При этом в начале теоретически обосновывают выбор вида зависимости и оценивают параметры модели на основе построения динамических рядов статистических наблюдений,   проверки соответствия выбранного типа модели конкретным условиям ценообразования. Модели могут иметь статистический, динамический характер; могут быть линейными, многомерными; разрабатываться с использованием компьютерных технологий или вручную; применятся повсеместно или в отдельных частных случаях.

4.3.   Факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг.

На ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают  влияние традиционные факторы (уровень  предложения, конкуренция, затраты  или издержки), так и специфические (тип, вид, разновидность, срок обращения, инвестиционные качества ценных бумаг; рейтинг и деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное  местонахождения эмитента; инвестиционный климат и инвестиционная емкость  сегмента рынка; вид фондовых операций; место и время ценообразования).

Наиболее важным фактором ценообразования на фондовом рынке  является соотношение спроса и предложения. Для развития рынка ценных бумаг  необходимо наличие предложения  разнообразных ценных бумаг, с одной  стороны, и реального спроса на них  – с другой стороны.

Взаимодействие спроса и  предложения приводит к равновесию рыночных цен биржевой и внебиржевой  торговли ценными бумагами. Равновесие спроса и предложения характеризуется  таким уровнем рыночных цен на ценные бумаги, при котором полностью  удовлетворяется спрос и реализуется  предложение. Неудовлетворенный спрос  ведет к повышению, а избыточное предложение – к снижению цен  на ценные бумаги.

Особое значение в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг имеет конкуренция, которая  влияет на уровень цен понижательно (при монопольном развитии рынка) или повышательно  (при наличии монопсонии на рынке). Монополия при этом характеризуется преобладанием на рынке ценных бумаг отдельных эмитентов. Монопсония означает господство на фондовом рынке определенных инвесторов. В настоящее время рынок ценных бумаг России характеризуется одновременным наличием и монополии эмитентов и монопсонии инвесторов.

Уровень цен на рынке ценных бумаг также зависит от того, какие  затраты (издержки), связаны с выпуском, обращением и другими фондовыми  операциями. Структура традиционных факторов, влияющих на ценообразование на рынке ценных бумаг показано в таблице:

Традиционные факторы, влияющие на формирование уровня цен на фондовом рынке.

Факторы спроса

Факторы предложения

Факторы издержек

Факторы конкуренции

Величина отложенного  спроса на фондовом рынке

Общая инвестиционная емкость  фондового рынка

Наличие аналогичных предложений

Цены на другие финансовые инструменты

Учет предпочтений инвесторов

Мотивация действий инвесторов

Своевременность и обоснованность объема и времени предложения

Наличие аналогичных предложений

Инвестиционные качества предлагаемых ценных бумаг

Соответствие цен предложения  потенциальным ожиданиям инвесторов

Затраты на эмиссию

Маркетинговые издержки

Затраты на проведение конкретной фондовой операции

Оплата услуг посредников

Налогообложение

Ожидаемый доход (прибыль)

Общее число инвесторов

Число аналогичных фондовых предложений и величина отложенного  инвестиционного спроса

Цены на аналогичные финансовые инструменты у конкурентов


Специфические факторы оказывают  разнонаправленное влияние на различные  виды цен. Например, тип, вид, разновидность  ценной бумаги и срок обращения в  основном учитываются при определении  ее номинальной цены. Инвестиционные качества ценной бумаги имеют определяющее значение при установлении ее эмиссионной  цены.

Рейтинг, деловая репутация, отраслевая принадлежность и территориальное  местонахождение эмитента во многом определяют уровень биржевой цены. Инвестиционный климат и инвестиционная емкость рынка влияют на определение  рыночной цены. Вид фондовой операции влияет на уровень цен посредством  отражения различного уровня дополнительных затрат. Место и время ценообразования  отражается на уровне биржевых цен. 

 

4.4. виды  цен, применяющиеся на рынке  ценных бумаг

На рынке ценных бумаг  применяются следующие виды цен:

1)      номинальная – устанавливается при выпуске (эмиссии), фиксируется в проспекте эмиссии и обазначается на бланке ценной бумаги при документарной форме выпуска.  Является неизменной для данного выпуска ценных бумаг. Уставной капитал акционерного общества определяется путем умножения номинальной цены одной акции на число акций;

2)      эмиссионная – является ценой размещения выпуска ценных бумаг. Она зависит от определенных  качеств ценной бумаги, условий размещения эмиссии. В отдельных случаях может приравниваться к номинальной цене;

3)      биржевая – определяется на бирже в процессе торгов. Зависит от конъюнктуры биржевого рынка по торгуемым ценным бумагам.  Фиксируется минимальная, максимальная и средняя цена биржевых сделок. Ее уровень зависит от вида биржевых сделок;

4)      рыночная (курсовая) – отражает соотношение спроса и предложения. Рассчитывается как средняя по совершенным сделкам на вторичном рынке ценных бумаг;

5)      балансовая – определяется на основании данных баланса путем деления общей стоимости имущества предприятия на число акций или суммы займа на число аблигаций;

6)      учетная – является фиксированой, так как используется при регистрации (учете) сделок с ценными бумагами на вторичном рынке ценных бумаг;

7)      дисконтированная, или текущая – определяется с учетом дисконтных множителей, норм инвестирования;

8)      базисная – используется как фиксированная цена в контрактах на ценные бумаги.

4.5.   критериальные признаки ценообразования на различные виды ценных бумаг

Выделяют следующие критериальные признаки ценообразования на различные виды ценных бумаг:

1)                                                                                                                                                                            форма ценообразования – на законодательной основе (государственные ценные бумаги), по определенному регламенту (цены на фьючерсные контракты на бирже), произвольно  (цены на акции на вторичном рынке);

2)                                                                                                                                                                            органы ценообразования – Государственная дума (определение уровня цен в законах о выпуске  государственных ценных бумаг), органы законодательной власти субъектов Федерации (определение уровня цен на ценные бумаги субъектов Федерации при принятии законов об их выпуске), органы местного самоуправления (при утверждении нормативно- правовых актов о выпуске в обращение муниципальных ценных бумаг), общее собрание акционеров акционерных обществ (при эмиссии акций);

3)                                                                                                                                                                            процедура ценообразования –строго регламентированная (по корпоративным и государственным ценным бумагам) и произвольная (по опционам,. варрантам); 

4)                                                                                                                                                                            общий методический подход – ориентация на рыночное соотношение спроса и предложения, на конкуренцию или издержки;

5)                                                                                                                                                                            информационная открытость («прозрачность») – процесс ценообразования может быть как открытым (государственные и корпоративные эмиссионные ценные бумаги), так и закрытым, конфеденциальным (неэмиссионные ценные бумаги).

4.6. Особенности  ценообразования на государственные  ценные бумаги

Процесс ценообразования  на государственные ценные бумаги строго регулируется специальными законами об их выпуске. Общая сумма государственного займа, оформляемая конкретным выпуском государственных ценных бумаг, зависит от величины бюджетных потребностей, размера дифицита государственного бюджета. Цена государственной ценной бумаги, как правило, включает в себя номинал, доход в форме купона или скидки (дисконта) при покупке и курсовой (рыночной) надбавки. Уровень доходности зависит от срока до погашения (чем ближе срок погашения, тем выше доходность) и затрат по приобретению (оплата услуг брокеров, дилеров, консультантов и прочих участников рынка ценных бумаг).

Рыночная цена облигаций  государственного сберегательного  займа (ОГСЗ) складывается из суммы  их номинала, накопленного купонного  дохода и курсовой надбавки. Рыночная цена казначейских обязательств зависит  от наминала, дисконта, с которым  они размещались, а также от курсовой (рыночной) надбавки и установленной  государством ставки доходности от наминала. Рыночная цена облигаций внутреннего государственного валютного займа зависит от курса валюты, в которой определяется их номинал, установленной государством доходности (например, 3% от номинала) и курсовой (рыночной) надбавки.

Информация о работе Ценообразование на рынке ценных бумаг