Акцизы и их роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что акцизы являются одним из источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доходы, полученные от акцизов характеризуются легкостью сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Целью работы является определение понятия «акцизы», изучение основных положений об акцизах согласно законодательству, определение роли акцизов в формировании бюджета.

Содержание

Введение

Глава I: Теоретические аспекты акцизного налогообложения
1.1. Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
1.2. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

Глава II: Основные положения законодательства Республики Казахстан об акцизах
2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами
2.2. Плательщики акцизов
2.3. Ставки акцизов
2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов
2.5 Сроки уплаты акциза
2.6. Место уплаты акциза
2.7. Налоговый период, налоговая декларация и налоговая база
2.8. Экспорт подакцизных товаров
2.9. Импорт подакцизных товаров

Глава III: Роль акцизов в формировании государственного бюджета
3.1. Понятие государственного бюджета
3.2. Акцизы в формировании государственного бюджета
3.3. Планирование поступления акцизов в бюджет

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Акизы и их роль в формировании бюджета.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

     В то  же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам. Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров. Например, оптимальная ставка акциз на сигареты рассчитывается следующим образом:

Экстерналии в расчете  на одну пачку сигарет составляют:

  • Медицинское обслуживание -0,37 
  • Отпуск по болезни -0,00 
  • Групповые страховки -0,06 
  • Питание и уход +0,25 
  • Пенсия по старости +1,84 
  • Ущерб от пожаров -0,01 
  • Подоходный налог -0,61 
  • Итого чистые экстерналии  +1,03 

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом  от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости. Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

     Очевидно, что экономическая сущность каждого  конкретного акциза зависит от  объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь. Алкоголь - необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во всех культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом. Подтверждением этих слов является исследования, проведенные в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.

     Неумеренная  политика государств в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. 

     Мировая  торговая практика не допускает  взимания акцизов с импортируемой  продукции по ставкам, превышающим  те, которыми облагаются аналогичные  товары местного производства: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения». Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия развитию международного разделения труда и мировой торговли, связанные с двойным налогообложением. Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог.

     Следующая  значительная группа акцизов,  имеющая свою специфику - акцизы на минеральное сырье, т.е. акцизы на нефть и газ. Данные налоги служат для изъятия сверхдоходов с месторождений с лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. Поскольку недра объективно являются общенациональным достоянием, поэтому взимание дополнительных налогов, забирающих сверхприбыль добывающих предприятий, выглядит справедливой платой обществу. Природные богатства не могут быть собственностью какого-либо предприятия, частного лица, или группы лиц - акционеров, они являются национальным достоянием. Тем не менее, по мнению экспертов в данной области акцизы на нефть и газ должны быть отменены как несоответствующие по своему экономическому содержанию возложенным на них задачам. «В первую очередь, необходимо отменить акциз на нефть, как наиболее фискальный налог, который не выполняет свою основную функцию - справедливого изъятия сверхдоходов с месторождений с лучшими характеристиками». На данный момент акцизы на нефть дифференцированы в зависимости от добывающих их организаций. Обоснованность той или иной акцизной ставки вызывает сомнения, поскольку методика определения дифференцированных ставок недостаточно проработана. Вместо того чтобы поощрять наиболее экономически эффективные предприятия, данная методика стремится уровнять предприятия. Налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов представляется более последовательным, нежели чем акциз в данной области. В целом, разработка целостной системы налогообложения, позволяющей изымать горную ренту как незаработанную часть прибыли далека от завершения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Основные положения законодательства об акцизах

2.1. Понятие акцизов и объекты обложения акцизами

 

     Акцизы – это налоги на товар, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами могут облагаться и услуги, при этом сумма налога включается в тариф. Акцизы подразделяются на универсальные и индивидуальные:

1). Универсальные акцизы  взимаются с валового оборота  в процентах к стоимости товаров  и услуг; к ним можно отнести налоги с продаж, с оборотов.

2). Индивидуальных акцизов может  быть достаточно много. Так,  в Казахстане установлены акцизы  на продукцию и товары внутреннего  производства и импортируемые  из других стран. 

     В Республике Казахстан акцизами облагаются товары, произведенные на территории страны и импортируемые на территорию Республики Казахстан, а также следующие виды деятельности (подакцизные товары):

  • все виды спирта;
  • алкогольная продукция;
  • табачные изделия;
  • бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
  • легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов);
  • сырая нефть, газовый конденсат.
    • организация и проведение лотерей – объектом обложения по лотерее является выпуск в продажу лотерейных билетов организатором лотереи – количество лотерейных билетов, подготовленных для реализации организатором лотереи. Каждый выпуск в продажу лотерейных билетов и его объем в денежном выражении подлежат обязательной регистрации в налоговых органах не позднее чем за десять календарных дней до начала реализации лотерейных билетов. Порядок регистрации выпуска в продажу лотерейных билетов устанавливается уполномоченным органом.

Объектом обложения акцизом являются:

  • операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:
  • реализация подакцизных товаров;
  • передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;
  • взнос в уставный капитал;
  • использование подакцизных товаров при натуральной оплате;
  • отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;
  • использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;
  • оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
  • розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;
  • реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров;
  • организация и проведение лотерей;
  • порча, утрата подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок.

Не подлежат обложению акцизом:

1) экспорт подакцизных  товаров;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:

для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при  наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства указанной продукции;

государственным медицинским  учреждениям;

 

 

2.2. Плательщики акцизов

 

     Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1) производят подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2) импортируют подакцизные  товары на таможенную территорию Республики Казахстан;

3) осуществляют оптовую,  розничную реализацию бензина  (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории Республики Казахстан;

4) осуществляют реализацию  конкурсной массы, конфискованных, бесхозяйных подакцизных товаров,  а также подакцизных товаров,  перешедших по праву наследования  к государству и безвозмездно переданных в собственность государству на территории Республики Казахстан, если по указанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) осуществляют подакцизный  вид деятельности на территории Республики Казахстан.

2. Плательщиками акцизов  с учетом положений пункта 1 настоящей статьи являются также юридические лица-нерезиденты и их структурные подразделения.

 

2.3. Ставки акцизов

 

     Ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении. На алкогольную продукцию ставки акцизов утверждаются в соответствии в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта. На все виды спирта ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта. На спирт, реализуемый для производства алкогольной продукции, ставка акциза может быть установлена ниже базовой ставки, устанавливаемой на спирт, реализуемый лицам, не использующим его для производства алкогольной продукции. На подакцизные товары, перемещаемые физическими лицами в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан в упрощенном порядке, ставки акцизов могут включаться в состав совокупного таможенного платежа, размер которого определяется в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан. На отдельные виды подакцизных товаров, выпускаемых для свободного обращения на таможенную территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, ставки акцизов могут включаться в состав суммарного платежа. Перечень отдельных видов подакцизных товаров и ставки суммарного платежа утверждаются Правительством Республики Казахстан. Суммарный платеж уплачивается в определённые порядки и сроки.

 

2.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов

 

     Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

     Плательщики акциза обязаны поставить структурные подразделения на регистрационный учет в налоговых органах по месту их нахождения и уведомить налоговый орган по месту своей регистрации о постановке на регистрационный учет своих структурных подразделений. Сумма акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, определяется на основе расчета акциза по структурному подразделению, составленного по каждому структурному подразделению. При составлении расчета акциза по структурному подразделению учитываются операции, облагаемые акцизом и совершенные структурным подразделением в течение налогового периода. Плательщики акциза обязаны представить расчет по суммам акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, налоговому органу по месту регистрации структурного подразделения в установленные сроки. Уплата акциза, включая текущие платежи, за структурные подразделения производится юридическим лицом-плательщиком акциза непосредственно со своего расчетного счета или возлагается на структурное подразделение. Порядок исчисления и уплаты акцизов применяется также в случае уплаты акциза индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою не по месту своей регистрации. Уплата акциза, включая текущие платежи, индивидуальным предпринимателем производится по месту осуществления им деятельности.

     При порче, утрате произведенных подакцизных товаров, порчи, утраты бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива, приобретенных для дальнейшей реализации, акциз уплачивается в полном размере, за исключением случаев, возникших в результате чрезвычайных ситуаций.

     При порче, утрате акцизных марок, учетно-контрольных марок акциз уплачивается в размере заявленного ассортимента. Исчисление акциза по испорченным или утерянным (в том числе похищенным) учетно-контрольным маркам, предназначенным для маркировки алкогольной продукции производится исходя из установленных ставок, применяемых к объему емкости (тары), указанному на марке. При порче, утрате акцизных марок, учетно-контрольных марок акциз не уплачивается в следующих случаях:

1) порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок возникли в результате чрезвычайных ситуаций;

2) испорченные акцизные  марки, учетно-контрольные марки  приняты налоговыми органами  на основании акта списания  к уничтожению.

     Вычет из налога: налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на установленные вычеты. Вычету подлежат суммы акциза, уплаченные на территории Республики Казахстан при приобретении или при импорте подакцизных товаров (за исключением всех видов спирта, сырой нефти, газового конденсата) на таможенную территорию Республики Казахстан, если указанные товары в дальнейшем использованы в качестве основного сырья для производства подакцизных товаров. Вычет производится на сумму акциза, определенного исходя из объема подакцизного сырья, фактически использованного на изготовление подакцизных товаров в налоговом периоде.

Информация о работе Акцизы и их роль в формировании бюджета