Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Предмет исследования — финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.
Введение
1. Теоретические основы Пенсионного фонда РФ и его роль в проведении пенсионной реформы
1.1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ
1.2. Необходимость создания и задачи Пенсионного фонда
1.3. Характеристика пенсионной реформы и этапы ее проведения
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе и перспективы ее развития.
2.1.Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ
2.2. Основные направления расходования средств Пенсионного фонда РФ
2.3. Повышение роли Пенсионного фонда РФ в реализации пенсионной реформы………………
Выводы и предложения…………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………..
Однако из-за увеличения доходов внебюджетных фондов сокращается база других налогов (прежде всего подоходного и на прибыль, поступающих в субфедеральные бюджеты). По оценкам Экономической экспертной группы (ЭЭГ), социальные фонды получат от повышения ставок выигрыш в размере 1,1–1,2% ВВП (в том числе Пенсионный фонд – 0,8–0,9% ВВП), однако региональные и местные бюджеты потеряют доходы на уровне 0,4–0,5% ВВП.
Иными словами, сокращение трансферта из федерального бюджета оплачено дополнительной нагрузкой на бизнес и изъятием части доходов из субфедеральных бюджетов.(табл.3)
Снижение бюджетных доходов в период финансового кризиса в сочетании с увеличением пенсионного трансферта обусловило дефицит федерального бюджета в 2010 г. на уровне 4% ВВП. Более того, согласно прогнозам ЭЭГ, государственные доходы в процентах ВВП будут последовательно сокращаться (за счет уменьшения нефтегазовых доходов). Восстановление макроэкономической сбалансированности с большой вероятностью будет осуществляться за счет статьи «Национальная экономика» (где легче всего быстро сократить расходы). К тому же у правительства практически не остается возможности увеличить расходы на образование и здравоохранение, где Россия серьезно отстает не только от развитых стран, но и от большинства стран нашей «весовой категории». В ряде работ показано, что подобное перемещение финансовых ресурсов от «производительных расходов» (идущих на развитие физического и человеческого капитала) к «непроизводительным» (как социальные трансферты) серьезно замедляет экономический рост
В целом проведенная реформа
Реализация первого этапа
Что нового
В конце декабря 2012 года премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России. В рамках работы над стратегией уже были приняты федеральные законы.
В 2013 году новшества ожидают, в первую очередь, работодателей. Так, с нового года увеличивается тариф страхового взноса для работодателей за работников, занятых на вредном и опасном производстве, а также на местах с особо опасными условиями труда — доптариф составит 2% и 4% соответственно, в последующие годы он будет расти.
В Пенсионном фонде РИА Новости напомнили, что работники с вредных производств имеют право на досрочную пенсию. Как правило, человек, вышедший на пенсию досрочно, продолжает работать. Что в конечном итоге приводит к существенному дисбалансу бюджета ПФР.
С 1 января 2013 года тариф на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения будет рассчитываться исходя из двойного минимального размера оплаты труда и составит около 2,7 тысячи рублей ежемесячно (32,4 тысячи рублей в год).
Копить или не копить
Главной головной болью для россиян
в 2013 году станет проблема выбора между
накопительной или
В соответствии с новой пенсионной реформой РФ, с 2014 года отчисления в накопительную часть пенсии снижаются с 6% до 2%, оставшиеся 4% будут перераспределены в страховую часть пенсии.
«Перераспределение
Ранее Медведев посоветовал россиянам
«на бумажке» просчитать все плюсы
и минусы накопительной и
Несмотря на то, что фактически пенсионная реформа в РФ уже началась — в новом году профильным министерствам и ведомствам предстоит разработать и утвердить ряд ключевых моментов пенсионного страхования. Во-первых, в первом полугодии 2013 года должна быть подготовлена новая пенсионная формула. Во-вторых, должен быть решен вопрос о минимальном стаже, необходимом для назначения пенсии. Кроме того, планируется, что в новом году будет принят закон о корпоративных пенсиях, а также будет переформатирована программа государственного софинансирования пенсий.
2.Анализ деятельности
Пенсионного фонда РФ на
2.1.Анализ формирования
доходной части бюджета
Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 г. был утвержден по доходам в сумме 1 637 580,0 млн. рублей, из них 1 536 990,4 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007 г. по доходам утвержден в сумме 1 914 133,2 млн. руб., из них 1 777 702,6 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем доходов бюджета
Фонда в 2008 г. утвержден в сумме
2 621 075 405,3 тысяч руб., из них 2 363 031 225,2
тыс. руб. в части, не связанной с
формированием средств для
Объем доходов бюджета Фонда в 2009 г. утвержден в сумме 3 282 951 083,1 тыс. руб., из них 2 994 149 643,3 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 053 995 672,3 тыс. руб. и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 2 925 427,0 тыс. руб. .
Бюджет Пенсионного фонда РФ по доходам в 2006 г. исполнен на 104,5%, в 2007 г. - на 101,7%, в 2008 г. - на 104,2%, в 2009 г. - на 98,2%.
Доходы Пенсионного фонда РФ за 2010 г. составили 4610,1 млрд. руб. (99,2% от утверждённых показателей). Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по доходам 4248,9 млрд. руб. (100,4% от утверждённых показателей).
Страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование за 2010 г. поступило
1916,1 млрд. руб., в том числе на выплату
страховой части трудовой пенсии
- 1591,9 млрд. руб., что в 1,6 раза выше уровня
2009 г., в основном за счёт увеличения
с 1 января 2010 г. тарифа отчислений. Общая
сумма средств федерального бюджета,
переданных Фонду из федерального бюджета
в форме межбюджетных трансфертов,
составила 2643,8 млрд. руб., где основными
направлениями финансирования являлись
покрытие дефицита бюджета Фонда
в целях возмещения недостатка средств
на выплату страховой части
На рис.1 в приложении представлена динамика доходов Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг. На рис.2 в приложении очевидны незначительные изменения в структуре доходов Пенсионного фонда РФ в 2010 г. по сравнению с 2006 г.
В структуре доходов Пенсионного фонда РФ наибольшую долю составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: в 2006 г. - 53,2%, а в 2010 г. - их доля снизилась на 2,3% и составила 50,9%. Так же значительна доля поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (в 2006 г. - 39,4%, а в 2010 г их доля увеличилась на 2,7% и составила 42,1%).
Доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии, составила в 2006 г. - 6,2%, в 2010 г. - 5,7% (снижение на 0,5%).
Доля прочих доходов в 2006 г. - 1,2%, в 2010 г. - 1,4% (увеличение на 0,2%).
Итак, основной источник доходов Пенсионного фонда РФ в 2006-2010 гг. - это страховые взносы работодателей и работающих граждан.
2.2. Основные направления
расходования средств
Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 г. был сформирован по расходам в сумме 1 537 257,1 млн. руб., из них 1 529 577,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2007 г. по расходам утвержден в сумме 1 782 348,2 млн. руб., из них 1 764 429,8 млн. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Объем расходов бюджета Фонда в 2008 г. утвержден в сумме 2 378 681 283,4 тыс. руб., из них 2 351 074 052,3 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в сумме 69 768,8 тыс. руб. .
Объем расходов бюджета Фонда в 2009 г. утвержден в сумме 3 041 483 420,5 тыс. руб., из них 2 998 653 912,2 тыс. руб. в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 929,2 тыс. руб. .
Расходы Пенсионного фонда РФ за 2010 г. составили 4249,2 млрд. руб. (97,2% от утверждённых показателей). Профицит бюджета ПФР составил 360,9 млрд. руб. Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило по расходам 4179,2 млрд. руб. (98,7% от утверждённых показателей) .
В 2010 г. Пенсионным фондом РФ
в полном объёме исполнены все
публичные нормативные
На рис.3 в приложении представлена динамика расходов Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг. На рис.4 в приложении отражены некоторые изменения в структуре расходов Пенсионного фонда РФ в 2010 г. по сравнению с 2006 г.
В структуре расходов Пенсионного фонда РФ наибольшую долю составляют расходы на страховую часть трудовой пенсии, т.е. в 2006 г. - 45,5%, а в 2010 г. - их доля увеличилась на 0,9% и составила 46,4%. Так же значительна доля расходов на базовую часть трудовой пенсии (в 2006 г. - 32,7%, а в 2010 г. их доля снизилась на 0,2% и составили 32,5%) .
Доля прочих расходов в 2006 г. - 10,6%, в 2010 г. увеличилась на 2,2% и составила 12,8%.
Доля ежемесячных денежных выплат ветеранам составила в 2006 г. - 2,9%, в 2010 г. снизилась на 1% и составила 1,9%, а доля ежемесячных денежных выплат инвалидам в 2010 г. снизилась по сравнению с 2006 г. на 1,9% и составила 6,4%.
2.3.Повышение роли
По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигает своего максимума около 1,2% ВВП в начале 2020-х гг. При этом, если в 2010г. несбалансированность составила около 18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, то к 2025г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем – темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.
В долгосрочной перспективе
при страховании параметров начисления
страховых взносов объем
Разница в динамике показателей
обусловлена относительным