Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа
Прибыль – один из основных показателей планирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности организации. В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. Прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
Прибыль является обобщающим результативным показателем п
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. Сущность прибыли и ее виды 5
1.2. Понятие рентабельности, ее значение и виды 11
1.3. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 15
1.4. Задачи и методика проведения анализа прибыли и рентабельности 17
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОРЭКС» (СУПЕРМАРКЕТ«ЭКСПРЕСС»). 20
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») 20
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») 22
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предприятием была получена балансовая прибыль 7390 млн.р., на 4173 млн.р. больше чем в 2009 г., при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2010 г. по сравнению с 2009 г. В сравнении с 2008 г., в 2009 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 млн.р., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.
Необходимо отметить, что за период с 2008 г. по 2010 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота на 1 м² торговой площади. Так производительность труда в 2010 г. увеличилась на 215,32 млн. руб. (в 2009 г. на 10,35 млн. руб.); товарооборот на 1 м² торговой площади в 2010 г. вырос на 21,56 млн. руб. (в 2008 г. на 1,67 млн. руб.). Это прямое следствие увеличение объема товарооборота14.
Оценка показателей рентабельности.
Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты.
Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.
Рентабельность продаж.
Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.
Использование
различных показателей прибыли
при определении уровня рентабельности
продаж позволяет значительно
Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 2.2.
Таблица 2.2. – Расчет
показателей рентабельности продаж ООО
«Торэкс» (супермаркет «Экспресс») (млн.руб.)
Показатель | 2009 г | 2010 г. |
Выручка (нетто) от реализации товаров | 105258 | 182842 |
Себестоимость реализации товаров | 91771 | 158772 |
Коммерческие расходы | 9990 | 15886 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Проценты к получению | 49 | 39 |
Прочие операционные доходы | 180 | 200 |
Прочие операционные расходы | 785 | 870 |
Прочие внереализационные доходы | 408 | 71 |
Прочие внереализационные расходы | 131 | 233 |
Прибыль отчетного периода | 3217 | 7390 |
Рентабельность
продаж (%)
- по прибыли от реализации товаров |
3,32 | 4,48 |
- по балансовой прибыли | 3,06 | 4,04 |
Как видно, что в 2009 г., что 2010 г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2010 г. (на 4688 млн.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др.
Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации16.
Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2010 г. - 4,48%).
Рентабельность деятельности.
Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения.
Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.
С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия (табл. 2.3).
Таблица
2.3. – Расчет рентабельности торговой
и финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс»)
(млн. руб.)
Показатель | 2009 г | 2010 г |
Издержки обращения | 9990 | 15886 |
Затраты предприятия | 10906 | 16989 |
Прибыль от реализации | 3496 | 8184 |
Балансовая прибыль | 3217 | 7390 |
Рентабельность издержек обращения, % | 34,99 | 51,52 |
Рентабельность текущих расходов, % | 29,50 | 43,50 |
Исходя из таблицы 2.4., увидим, что из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2010 г., что в 2009 г.
Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности.
Оценка
уровней показателей
Рентабельность капитала.
Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.
С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине17.
Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных баланса и отчета о прибылях и убытках (табл.2.4).
Таблица 2.4. – Расчет рентабельности собственного капитала ООО «Торэкс» (супермаркет «Экспресс») (млн. руб.)
Показатель | 2009 г. | 2010 г. |
Собственный
капитал:
|
9865 11104 |
11104 13086 |
Средняя величина собственного капитала в течение года | 10484,5 | 12095 |
Чистая прибыль | 5194 | 2415 |
Рентабельность собственного капитала, % | 49,54 | 19,97 |
Как
видно, рентабельность собственного капитала
в 2010 году (19,97%) ниже, чем в 2009 г. (49,54%). Этому
способствовало уменьшение прибыли более
чем в 2 раза, тогда как средняя величина
собственного капитала изменилась незначительно
(в 1,2 раза) по сравнению с 2009 г.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
В торговых предприятиях должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению рентабельности. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
Прирост товарооборота также можно получить за счет повышения объемов продаж. Для этого предприятия торговли должны искать новые пути сбыта товаров, привлекает частных предпринимателей, другие торговые фирмы, организации общественного питания (столовые, рестораны, кафе, буфеты)18.
Дополнительную прибыль можно получить за счет снижения издержек обращения, а чем выше прибыль, тем больше рентабельность. Экономию издержек обращения можно достичь за счет:
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия