Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:27, реферат
Целью данной работы является подробное рассмотрение сущности финансов домашних хозяйств. Необходимо проанализировать все и сделать определенные выводы.
Объектом исследования будет выступать вся деятельность домашних хозяйств.
А предметом является сама структура доходов и расходов населения.
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и функции финансов домашнего хозяйства
2. Бюджет домашнего хозяйства …………………..…..
2.1 Доходы домашнего хозяйства ………..……...
2.2 Расходы домашнего хозяйства……..…………
3. Анализ состояния доходов и расходов российских домашних хозяйств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.
Номинальные доходы — доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.
Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуга. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.
Заработная плата с начислениями и доплатами
Основное значение для работников государственной сферы' и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят: (1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам; (2) выплаты за работу в особых условиях; (3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; (4) премии и единовременные поощрительные выплаты; (5) плата за выслугу лет; (6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков; (7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции); (8) командировочные расходы и подъемные; (9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др. Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.
В целях социальной защиты
государство гарантирует
В МРОТ не включаются доплаты
и надбавки, премии и другие формы
поощрительных выплат. Это означает, что
для отдельных работников их ставки (оклады)
равняются минимальному размеру оплаты
труда, а все другие виды выплат не увеличивают
зарплату до минимального размера, а начисляются
сверх него. Размеры ставок и окладов,
их соотношение для разных категорий персонала,
работников различных профессионально-
На предприятиях определяют также виды и размер стимулирующих выплат, в частности за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, премии и т. д.
МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства. Так, стипендии учащимся образовательных учреждений начального профессионального образования, находящимся на государственном обеспечении, выплачиваются в размере не менее 50% МРОТ. Вместе с тем многие критикуют как сам показатель МРОТ, так и особенно его использование для определения размеров социальных выплат.
Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.
Единая тарифная сетка (ETC) предусматривает дифференциацию оплаты по определенному количеству разрядов (в настоящее время —18). Соотношение 1-го и 18-го разрядов называется диапазоном ETC. Тарифные ставки и оклады дифференцируются по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Другие факторы дифференциации (условия, тяжесть, напряженность, значимость труда) учитываются с использованием других элементов организации труда.
Тарификация рабочих производится
по восьми разрядам, что соответствует
действующему Единому тарифно-
Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Но они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система.
Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам
Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит поэтому от законодательных норм. В период рыночных преобразований в нормативные акты законодателями внесено большое количество изменений и поправок. Этот процесс будет продолжаться, видимо, достаточно длительное время, в связи с чем нельзя механически воспринимать конкретные нормы страховых выплат, определения их бенефициаров (получателей), приведенные в данном разделе. Вместе с тем следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако вес же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.
Отметим также, что развиваются
и негосударственные формы
Наибольшее значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).
Существуют также и социальные пенсии для граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на получение пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью.
Пенсии по старости, или по возрасту, являются наиболее распространенными. Oни предоставляются с определенного возраста (мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Выдвигаются предложения об увеличении минимального пенсионного возраста на пять лет. Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные матери, инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и др.
Законодательно определяются минимальный и максимальный размер пенсии по старости, а также соотношение устанавливаемой пенсии и заработка работника. Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах,— трех с половиной размеров. Пенсия по старости устанавливается в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Однако общий размер пенсии не может превышать 75% заработка. Среднемесячный заработок, принимаемый для расчета пенсии по старости, определяется за последние два года работы либо за любые пять лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности.
К пенсиям по старости устанавливают социальные надбавки на уход за пенсионерами-инвалидами I группы, нетрудоспособными иждивенцами, участникам ВОВ и др.
Пенсия по инвалидности (кроме пенсии по инвалидности вследствие военной травмы) устанавливается в следующих размерах: инвалидам I и II групп — 75%, III группы —30% заработка. В тех случаях, когда пенсия не может быть исчислена из заработка, она устанавливается в твердом размере, равном минимальному размеру пенсии. Размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%. Пенсия по инвалидности I и II групп вследствие военной травмы назначается в размере максимальной пенсии по возрасту, а инвалидности III группы — в размере '/2 этой величины
Право на пенсию по случаю потери
кормильца имеют
Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительными работами с особо вредными и тяжелыми условиями труда, длительной работой в гражданской авиации, с педагогической деятельностью в школах и некоторыми другими видами деятельности. Перечень профессий и должностей, по которым назначаются эти пенсии, утверждается- Правительством РФ.
Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, в частности инвалидам с детства, детям-инвалидам до 16 лет и др. В большинстве случаев эта пенсия равна размеру минимальной пенсии по старости, либо ее доли.
Особый порядок начисления пенсий установлен для некоторых категорий работников (военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, работников Крайнего Севера и др.), а также Героев СССР и РФ, участников ВОВ, узников фашистских концлагерей и др.
Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: (1) пособие по беременности и родам; (2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; (3) единовременное пособие при рождении ребенка; (4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; (5) ежемесячное пособие па ребенка.
Пособие по беременности и
родам выплачивается в
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день предоставления отпуска по беременности и родам.
Единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. Указанное пособие выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет.
Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми в размере 70% минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 200% величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, установленной в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Устанавливаются законодательно также размеры увеличения рассматриваемого пособия для одиноких матерей и для детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов.
Информация о работе Анализ состояния доходов и расходов российских домашних хозяйств