Анализ сущности финансов и их функций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:13, курсовая работа

Краткое описание

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы насчитывают не одну тысячу лет. Фактически они начали своё развитие с возникновением товарно-денежных отношений, становлением государств, и по настоящее время пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности. Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен. Таким образом, можно сказать, что финансы- это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами- предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Содержание

Введение 3
1 Экономическое содержание финансов 5
1 Сущность финансов 5
2 Место финансов в системе денежных отношений 6
2 Функции финансов 11
3 Финансовые ресурсы и финансовые фонды 16
1 Понятие и состав финансовых ресурсов 16 2Финансовые фонды 20
4 Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов 23
1 Развитие теоретических представлений о финансах в России 23
2 Взгляды зарубежных экономистов на систему
финансовых процессов 27
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 53.73 Кб (Скачать файл)

 

2 Функции финансов

Финансы обладают функциями, которые раскрывают общественное назначение этой экономической категории.

В экономической науке  нет единого мнения о количестве функции финансов. Большинство экономистов  считают, что финансы выполняют  три функции: 1) распределительную, 2) регулирующую, З) контрольную. Сущность финансов как особой сферы распределительных  отношений проявляется прежде всего  с помощью распределительной  функции. Именно через эту функцию  реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми  ресурсами, используемыми в форме  денежных фондов специального целевого назначения.

Распределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения.

Субъектами распределения  на микроуровне выступают юридические  и физические лица, на макроуровне - государство. Объектами распределения  служат ВВП и НД в денежной форме.

С помощью распределительной  функции осуществляется распределение  новой стоимости (на микроуровне) и  перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция  охватывает три последовательные ступени:

1) формирование фондов  денежных средств. На микроуровне  создаются финансовые ресурсы  хозяйствующих субъектов, необходимые  для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства государства;

2) распределение денежных  фондов через финансовые инструменты.  На микроуровне образуются обособленные  фонды предприятия (уставный, оплаты  труда, амортизаций) и домашнего  хозяйства для конкретного потребления;  на макроуровне возникают бюджеты  всех уровней и внебюджетные  фонды;

3) использование денежных  фондов призвано обеспечить на  микроуровне расширенное производство  и существование отдельных членов  общества, на макроуровне - улучшение  народнохозяйственных пропорций,  общегосударственных потребностей  страны.

В результате распределения  ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении  на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. В сфере  материального производства к первичным  доходам относятся:

1) прибыль предприятий;

2) отчисления в социальные, внебюджетные фонды;

3) доходы работающих.

Формирование первичных  доходов материального производства - это начальный этап распределения, обусловленный законами товарного  производства. Первичное распределение  продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Необходимость перераспределения  НД связана:

с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах  наиболее эффективного и рационального  использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

с наличием двух сфер - производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается  НД);

З) с существованием различных  социальных групп населения.

Перераспределительный процесс  ВВП и НД осуществляется прежде всего  через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. В результате перераспределения  формируются общегосударственные  фонды - бюджеты всех уровней и  внебюджетные социальные фонды. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить лиц, не занятых в  сфере материального производства или вообще не участвующих (не имеющих  возможности участвовать) в трудовом процессе.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики) в пользу наименее обеспеченных слоев населения страны.

Таким образом, распределительная  функция финансов позволяет:

1) образовывать денежные  фонды на уровне предприятия  и домашнего хозяйства, а также  государства;

2) образовывать не просто  денежные фонды, а фонды целевого  назначения;

3) осуществлять межотраслевое,  межтерриториальное перераспределение,  а также между сферами и  социальными группами;

4) создавать необходимые  резервы, как на уровне предприятий,  так и государства.

Контрольная функция. Финансы, связанные с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойством  количественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный  процесс. Сущность финансового контроля сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная  функция, наглядно представляющая воспроизводственный  процесс, сигнализирует о возникающих  отклонениях в пропорциях распределения  ВВП и НД, в своевременном и  полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.

Контрольная функция финансов проявляется:

1) до наступления распределительного  процесса, когда составляются программы,  прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования  фондов денежных средств, при  исполнении намеченных программ, планов, смет;

З) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения планов.

Контрольная функция реализуется  через:

1) финансово-хозяйственный  контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных  договоров, осуществления коммерческого  расчета;

2) финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей  и выполнении финансирования  из бюджетных ресурсов;

З) кредитно-банковский контроль, при использовании принципов  кредитования и денежных расчетов.

4) независимый аудиторский  и общественный контроль,

5) страховой контроль  со стороны страховых компаний  при наступлении страхового случая  и выплате возмещения.

Регулирующая функция выражается в том, что с помощью финансов можно воздействовать на поведение участников денежных отношений. Регулирующая функция финансов используется:

на микроуровне- на предприятии  для стимулирования его деятельности, создавая различные фонды, которые  способствуют улучшению качества производственного  процесса, увеличению его объема, улучшению  материального положения работающих;

и на макроуровне- государство, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких  же результатов. Кредитная политика государства, валютная политика являются инструментами воздействия на обстановку внутри страны и межгосударственные отношения с помощью финансов.

Также среди экономистов  существует мнение, что финансам присущи  такие функции как стимулирующая, стабилизационная, воспроизводственная.

Стабилизационная функция  финансов реализуется в условии  рыночных отношений. Ее содержание заключается  в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан  стабильные условия в экономических  и социальных отношениях.

Стимулирующая функция состоит  в использовании распределенного  дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью  системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий  в ту или иную сторону. Финансовыми  рычагами могут являться: бюджет, цены и тарифы, налоги, экспортные и импортные  пошлины.

Воспроизводственная функция  обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств  на всех стадиях простого и расширенного производства.3 В контексте воспроизводственной  функции финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот  фондов, обеспечивая денежными ресурсами  воспроизводственный процесс.

По мнению автора этой работы стимулирующая и стабилизационная функции являются вариациями регулирующей функции. Также воспроизводственная  функция является производной от распределительной функции финансов: кругооборот фондов обеспечивается денежными средствами через распределительную  функцию финансов. Поэтому нет  основания выделять их в отдельные  функции.[3,c. 56]

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Функции финансов осуществляются:

на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера  обращения, сфера потребления);

на всех уровнях экономической  системы (внутрихозяйственном - финансы  предприятий, внутриотраслевом - финансы  комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).

 

3 Финансовые ресурсы  и финансовые фонды

1 Понятие и  состав финансовых ресурсов 

Финансовые ресурсы - это  сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять  с денежными средствами. При этом достаточно сложно выделить чёткий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их специфику  в отличие от категории «денежные  средства».

Финансовые ресурсы - это  объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями  материально-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступления  и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платёжеспособный спрос предприятий, формирующийся  в результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства  и функционирование государственных  учреждений, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует созданным  финансовым ресурсам. Поэтому условие  материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме соответствия суммы финансовых ресурсов и объёма материальных благ, так и в виде балансового равенства их поступления и расходования.

Макроэкономическая категория  финансовые ресурсы обретает смысл  тогда, когда общество переходит  к регулированию экономического развития и появляется потребность  в обеспечении сбалансированности материальных и финансовых потоков.

Различают субъекты и объекты  финансовых ресурсов. Субъектами финансовых ресурсов являются домохозяйства, предприятия, государства. Объектами финансовых ресурсов являются централизованные и  децентрализованные финансовые ресурсы. Централизованные финансовые ресурсы  формируются на микроуровне, децентрализованные - на макроуровне.

В состав финансовых ресурсов входят:

Собственные средства:

а) на уровне предприятий  и домохозяйств- прибыль. Зарплата, доходы домохозяйств,

б) на уровне государства- доходы от госпредприятий, приватизации, а  также от внешнеэкономической деятельности;

мобилизованные на рынке: покупка-продажа ценных бумаг, банковский кредит - для предприятий и домохозяйств; на уровне государства- эмиссия ценных бумаг и денег, государственный  кредит.[3,c.67]

Средства, поступившие в  порядке перераспределения» на уровне предприятий проценты и дивиденды  по ценным бумагам, выпускаемыми другими  владельцами; на уровне государства- налоги, сборы, пошлины.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исходить из их функционального назначения в  процессе расширенного воспроизводств ВВП и НД. Этот процесс характеризуется  движением товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соответствуют друг другу. На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма выражения ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В результате их образуются различные денежные фонды, происходит их перегруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объёма и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчитывается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота  жёстко согласована с товарным обращением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами. Выраженными  в товарной форме у продавца и  денежной у покупателя. При обмене эквивалентов не возникает условий  для материально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного  оборота связана с потребностями  расширенного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его  распределения и перераспределения  с помощью финансов. Эта часть  денежного оборота представляет собой финансовые потоки., т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального  хозяйства и удовлетворение общегосударственных  и социальных нужд.

Специфической особенностью финансовых потоков, в отличие от денежных, является их безэквивалентность. В результате этого именно финансы  в процессе распределения и перераспределения  ВВП порождают независимое движение денег, в чём и кроются предпосылки  материально-финансовой несбалансированности национального хозяйства. Таким  образом, финансовые ресурсы- это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определённый период. Это те денежные средства, которые  правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов так и расходов.

Информация о работе Анализ сущности финансов и их функций