Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:18, контрольная работа
Цель работы заключается в том, чтобы осуществить оценку финансового состояния муниципального образования на основе анализа годового бюджета.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Определить теоретическую и методологическую базу проведения бюджетного анализа и возможности его применения в оценке финансового состояния муниципального образования;
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы проведения бюджетного анализа 5
1.1. Нормативно-правовая база бюджетного процесса 5
1.2. Цели бюджетного анализа 7
1.3. Задачи бюджетного анализа 9
Глава 2. Основные виды бюджетного анализа 11
2.1. Основные методы и виды бюджетного анализа 11
2.2. Методы анализа устойчивости муниципального бюджета 13
Глава 3. Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска 19
3.1. Анализ динамики и структуры статей годового бюджета г.Дзержинска 19
3.2. Коэффициентный анализ бюджета 29
3.3. Анализ исполнения бюджета г.Дзержинска в 2013г. 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Факторный анализ позволяет выявить влияние отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, уровень квалификации сотрудников учреждений, уровень цен, индексов инфляции и т.д.)
Для оценки эффективности расходования финансовых средств исходя из целей и задач экономического субъекта в ходе реализации стратегии обеспечения его финансовой безопасности на основе эффективного бюджетирования следует использовать для проведения бюджетного анализа все вышеназванные методы в совокупности.
К инструментарию бюджетного анализа относятся бюджетные коэффициенты. Бюджетные коэффициенты – это относительные показатели финансового состояния бюджета, которые выражают отношение одних абсолютных бюджетных показателей к другим.[6]
Бюджетные коэффициенты могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета одного муниципального образования с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти коэффициенты следует использовать в качестве критериев оценки состояния бюджета. Критерии должны быть разработаны либо на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов либо на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку.
С помощью этих инструментов достигается объективность в оценке состояния региональных и местных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние. В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.
В понятие устойчивости закладывается такое состояние бюджета, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных в бюджете расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти.
Рассмотрение различных точек зрения по определению понятий «устойчивость бюджета», «устойчивость финансовой (бюджетной системы)» позволяет выявить неоднозначность в теоретических подходах к данной категории и характеристикам составляющих ее элементов. В теории финансов и практической финансовой деятельности понятие устойчивости часто отождествляют с понятиями сбалансированности, стабильности, равновесия. [5]
Понятие финансовой устойчивости бюджетов было впервые предложено академиком Г. Б. Поляком. По мнению ученого, уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения.
Основные критерии для определения устойчивости муниципального бюджета представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели устойчивости состояния муниципального бюджета
Уровень устойчивости муниципального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета может характеризоваться следующими типами своего состояния:
Рмин < Дс + Дп |
(2.1) |
где Рмин - минимальные расходы бюджета;
Дс -собственные доходы бюджета;
Дп - перераспределяемые доходы бюджета.
Собственные доходы (Дс) муниципального бюджета представляют собой доходы, поступающие в территориальный бюджет:
Перераспределяемые доходы (Дп) представляют собой суммы средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде:
Рмин = Дс + Дп |
(2.2) |
Рмин = Дс + Дп + Дд |
(2.3) |
где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).
Рмин > Дс + Дп |
(2.4) |
Следующий комплекс финансовых показателей, позволяет оценить устойчивость, независимость и ориентированность бюджета территории, бюджетные коэффициенты и формулы их расчета представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Основные бюджетные коэффициенты для определения
Коэффициенты |
Формула расчета |
1 |
2 |
Коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов |
Кп/с = Дп / Дс |
Коэффициент автономии |
Ка = Дс / Д |
Коэффициент внешнего финансирования |
Кв.ф. = Дп / Д |
Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами |
Ко.р = Дс / Рмин |
Коэффициент бюджетного покрытия |
Кб.п = Д / Рмин |
Продолжение Таблица 2.2. | |
1 |
2 |
Коэффициент налогового покрытия |
Кн.п. = Дн / Рмин |
Коэффициент неналогового покрытия |
Кнн.п = Днн.п / Рмин |
Коэффициент трансфертного покрытия |
Кт.п. = Дт.п ./ Рмин |
Коэффициент дефицитности бюджета |
Кд = БД / Р |
Коэффициент бюджетной задолженности |
Кб.з. = 3 / Р |
Коэффициент бюджетной результативности региона |
Кб.Р = Дт / Ч |
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения |
Кб.о. = Р / Ч |
Где:
Рмин - минимальные расходы бюджета;
Дс -собственные доходы бюджета;
Дп - перераспределяемые доходы бюджета;
Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.);
Д – суммарные доходы бюджета;
Дн - налоговые поступления;
Днн.п - неналоговые поступления;
Дт.п - трансфертные поступления;
БД – бюджетный дефицит;
Р – суммарные доходы бюджета;
3 – бюджетная задолженность;
Ч – численность муниципального образования.
Предложенные бюджетные коэффициенты можно применять для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, и тем самым отследить динамику развития показателя, можно провести сравнение показателей бюджета исследуемого муниципального образования с другим муниципальным образованием. Нормативные или оптимальные значения бюджетных коэффициентов разрабатываться как на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, так и на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку.
Все многообразие видов, методов и инструментов анализа позволяет осуществить оценку бюджета исследуемого муниципального образования самым тщательным образом. Отслеживание динамики доходных и расходных частей бюджета позволяют определить существующую тенденцию и с помощью трендового анализа произвести бюджетное прогнозирование.
Исследование структуры бюджетных составляющих является значимым, поскольку дает возможность определения наиболее значительных статей в бюджете муниципального образования и позволяет определить наиболее очевидные факторы, влияющие на состояние бюджета.
Коэффициентный анализ позволяет привести в сопоставимость финансовые показатели состояния бюджета, как во времени, так и для их сравнения с показателями других муниципальных образований, с целью определения занимаемого места в группе.
Рассмотренные во второй главе основные методы анализа показателей бюджета применим к исследованию бюджета муниципального образования г.Дзержинск.
Для начала следует отследить динамику показателей бюджета, для этого проанализируем представленные в таблице 3.1. данные.
Таблица 3.1
Основные статьи бюджета г.Дзержинска в 2009-20013гг., тыс.руб
Все показатели бюджета в своем развитии имеют тенденцию к росту. Как статьи доходов, так и расходные статьи увеличиваются достаточно стабильно. Темп роста доходной части бюджета в 2013г. по сравнению с 2012г. составляет 164%, в абсолютном значении доходы бюджета увеличились на 980 350 тыс.руб. Доходы бюджета в 2013г. увеличились в 2,5 раза по сравнению с 2009г., расходы также увеличились, но в 1,9 раза.
Сравнительный анализ поступлений в бюджет г.Дзержинска и его расходование в 2009-2013гг. представлен на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Доходные и расходные статьи бюджета г.Дзержинска в 2009-2013гг.
Трендовый анализ является одним из вариантов горизонтального анализа и позволяет определить дальнейшее развитие события. Проведение полноценного трендового анализа предполагает использование математического моделирования.
В нашем случае можно отметить тенденцию к росту статей бюджета, и также предположить, что в дальнейшем в бюджетных статьях также будет наблюдаться рост, что и отмечено в Решении Городской Думы г.Дзержинска от 10.12.2013 № 664 «О городском бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». [13]
Бюджетные статьи, утвержденные на ближайшие три года, представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Показатели утвержденных планируемых бюджетных статей на 2014-2016гг.
Динамику бюджетных статей можно увидеть на рисунке 3.2.
Рис. 3.2. Планируемые показатели бюджета г.Дзержинска в 2014-2016гг.
Вертикальный анализ, позволяет определить основные составные части бюджета и долю, которую они занимают в городском бюджете. В этом разрезе предлагается определить долю основных статей доходной и расходной статей бюджета г.Дзержинска в 2013г. Данные представлены в таблицах 3.3 и 3.4.
Таблица 3.3.
Вертикальный анализ доходной части бюджета г.Дзержинска в 2013г.
Таблица 3.4.
Вертикальный анализ расходной части бюджета г.Дзержинска в 2013г.
Итак, в 2013г. основными источниками поступления в бюджет являлись налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Между ними были распределены следующие доли:
Распределение доходных поступлений в бюджет г.Дзержинска в 2013г. представлено на рисунке 3.3.
Рис. 3.3. Структура доходной части годового бюджета г.Дзержинска в 2013г.
В свою очередь налоговые поступления можно рассмотреть в разрезе видов налогов, поступающих в местный бюджет и здесь доли распределены следующим образом:
Причем совместное применение горизонтального и вертикального анализа при исследовании структурной составляющей налоговых поступлений в бюджет позволило выявить ряд следующих тенденций:
Информация о работе Анализ финансового состояния Муниципального образования г.Дзержинска