Анализ финансового состояния кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ финансового состояния кредитной организации, и разработка предложений по его совершенствованию.
В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
рассмотреть сущность финансового состояния кредитной организации;
изучить методику анализа финансового состояния кредитной организации;
дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Сбербанк России»;
проанализировать финансовое состояние ОАО «Сбербанк России»;
разработать возможные пути улучшения финансового состояния банка;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 236.48 Кб (Скачать файл)

Сокращение чистого дохода от операций с ценными бумагами за 2010-2011 год связано с уменьшение портфеля долговых ценных бумаг на 2010 чистые доходы от операций с ценными бумагами составляли 17787млн.руб., на 2011 - 16554млн.руб, и на 2012 – 7388млн.руб.

Чистый доход от операций с иностранной валютой начал постепенно увеличиваться и возрос с 1 592 млн.руб до 9 036 млн.руб, за анализируемый период.

Чистые комиссионные доходы возросли на 23,5% до 125 576 млн.руб 2012 их рост обеспечил комиссионный доход полученный по операциям с банковскими картами, расчетным операциям, зарплатных проектах, обслуживание бюджетных счетов. Сократился объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами.

Операционные расходы Банка возросли на 58,9% до 337 368 млн.руб

2012г. Более всего на  рост операционных расходов повлияли: запланированный рост расходов  на содержание персонала; административно-хозяйственные  расходы, сопровождающие развитие  бизнеса; отчисления в Фонд обязательного  страхования вкладов, выросшие вследствие  увеличения объема вкладов. Сдерживали  рост операционных расходов снизившиеся  в 2011 году расходы от уступки  собственных прав требования.

За анализируемый период прибыль Банка значительно возросла и значительно превысила итоги предыдущих лет:

  • Прибыль до налогообложения на 2012 составила 408 902 млн.руб. (в 2011: 242 203 млн.руб., в 2010: 56 153млн.руб.)
  • Прибыль после налогообложения на 2012 составила 310 495 млн.руб. (в 2011: 173 979 млн.руб., в 2010: 21 694 млн. руб.)

Основным источником роста чистой прибыли явилось увеличение чистого процентного и комиссионного дохода, рост прочих операционных доходов, а также сокращение отчислений на создание резервов.

 

 

 

2.4 Анализ ликвидности  и платежеспособности ОАО «Сбербанк  России»

Ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед клиентами и различными контрагентами  в анализируемом периоде.

Таблица 2.7-Обязательные показатели ликвидности ОАО «Сбербанка России» за 2010-2012 гг.

Показатель

Коэффициент

Норматив

2010г.

2011г.

.2012г.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка

Н1

min 10%

23,22

17,72

15,2

Норматив мгновенной ликвидности банка

Н2

min 15%

83,18

80,56

50,93

Норматив текущей ликвидности банка

Н3

min 50%

115,10

103,01

73,01

Норматив долгосрочной ликвидности банка

Н4

max120%

73,54

78,04

87,11

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков

Н6

max 25%

16,05

17,9

17,2

Максимальный размер крупных кредитных рисков

Н7

max800%

47,00

79,98

124,36

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)

Н9.1

max 50%

0,00

0,00

0,00

Совокупная величина риска по инсайдерам банка

Н10.1

max 3%

0,86

0,9

0,93

Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц

Н12

max 25%

0,01

0,14

0,65


 

Как видно из таблицы 2.7. коэффициент достаточности капитала возрастает при росте объёма собственного капитала и снижается при увеличении риска активов. Минимальное значение коэффициента составляет 10% на 2010 - 23.22%, на 2011 – 17.72%, на 2012 – 15.2%.

Анализ коэффициентов ликвидности начинается с показателя Н 2. Его уровень зависит от объёма общей суммы ликвидных активов и суммы обязательств по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Критериальный уровень – 15% на 2010 – 83.18%, 2011 – 80.56%, 2012 – 50.93%.

Показатель мгновенной ликвидности составил  на 2010 – 115.1%, 2011 – 103.01%, 2012 – 73.01%. Долгосрочная ликвидность составила на 2010 год – 73.54%,.2011 – 78.04%, 2012 – 87.11%.

Банк, имеющий более крупную сумму собственного капитала, может увеличить максимальный размер кредита, выдаваемого одному клиенту или группе взаимосвязанных клиентов. Максимально допустимое значение 25%, на 2010 – 16.05%, 2011 – 17.9%, 2012 – 17.2%.

Показатель Н 9.1 рассчитывается в виде отношения совокупной суммы требований банка в рублях и иностранной валюте в отношении одного акционера (пайщика) к собственному капиталу банка. Не может превышать: 50%. Показатели Сбербанка за весь анализируемый период составляют 00.00%.

Показатель Н 10.1 определяется как отношение совокупной суммы требований кредитной организации в рублях и иностранной валюте в отношении одного инсайдера кредитной организации и связанных с ним лиц к собственному капиталу банка. Значение не может превысить: 3%. По состоянию на 2010 – 0.86%, 2011 – 0.9%, 2012 – 0.93%.

Показатель Н12, рассчитываемый в виде отношения размера инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Максимально допустимое значение 25%. Показатели Сбербанка по состоянию на отчетные период составили,  на 2010 – 0.01%, 2011 – 0.14%,2012 – 0.65%. p [130]

Таким образом, кредитная организация ОАО «Сбербанк России» регулируется и контролируется Общим собранием акционеров, которое является высшим органом управления банка.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления. Банк предоставляет широкий спектр услуг своим клиентам на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством РФ.

Во второй главе была рассмотрена организационно-экономическая характеристика ОАО Сбербанк России. Были рассмотрены основные показатели деятельности, такие как обязательные нормативы и коэффициенты Сбербанка, которые полностью соответствуют установленным нормам, также были рассмотрены оценка качества активов и пассивов, а также ликвидность и платежеспособность банка.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ОАО Сбербанк России является надежным и устойчивым Банком и полностью справляется с поставленными задачами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

3.1 Проблемы и основные направления преобразования деятельности ОАО «Сбербанк России»

За последние годы Сбербанк стал крупнейшим и наиболее значимым финансовым институтом Центральной и Восточной Европы, а также одним из заметных участников мирового финансового рынка. Этот рост происходил на фоне исключительно динамичного развития российского банковского рынка. Возможности и потенциал развития Банка будут и в дальнейшем определяться во многом наличием сильных конкурентных позиций на российском финансовом рынке, который в среднесрочной перспективе будет оставаться одним из самых быстрорастущих и привлекательных в мире.

На сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:

  • значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;
  • масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей ,так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры;
  • бренд и репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;
  • коллектив Банка и значительный накопленный опыт. [134]

В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:

  1. низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания.
  2. низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка
  3. исключительно низкий уровень производительности труда. Поэтому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков.
  4. недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками
  5. слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

Для достижения целей для дальнейшего развития Банка будет выявлено на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:

1. Принципиально важным  направлением развития Банка  станут максимальная ориентация  на клиента и в этом смысле  превращение Сбербанка в «сервисную»  компанию. Это значит, что Банк  будет стремиться удовлетворить  максимальный объем потребностей  в финансовых услугах каждого  своего клиента и тем самым  максимизировать свои доходы  от каждого набора клиентских отношений. Это означает, что качество и глубина взаимоотношений с клиентом, а также навыки и возможности Банка в области продаж и обслуживания, которые обеспечат поддержание и развитие этих отношений, станут важной основой конкурентного преимущества Банка.

2. Реализация выбранного  сценария «модернизации» предполагает  комплексную перестройку процессов  и систем и их перевод на  новую «промышленную» основу. Подобная  «индустриализация» систем и  процессов в Банке повысит  уровень управляемости и масштабируемости, снизит затраты, улучшит качество  обслуживания клиентов и позволит  Банку более эффективно управлять  кредитными и другими видами рисков.[135]

3. «Индустриализация» позволит  повысить эффективность, управляемость и качество, принципиально и «разово» меняя логику работы систем и процессов «сверху вниз». Руководство Банка глубоко убеждено, что этого недостаточно для выполнения стратегических целей и миссии Банка. Важнейшим элементом стратегии развития Банка является внедрение идеологии постоянного совершенствования и развития на всех уровнях и во всех частях организации. Задача, которую ставит перед собой Банк, — сделать эффективность и качество делом каждого сотрудника в каждом подразделении, вовлечь как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями.

4. Осознавая важность  и приоритет российского рынка  банковских услуг для развития  бизнеса, Банк ставит перед собой  задачу стать значимым участником  мировой финансовой системы, поэтому  выделяет развитие операций на  международных рынках как одно  из приоритетных направлений.

Успешное достижение поставленных целей будет способствовать росту рыночной капитализации и выдвижению Банка в число лидирующих финансовых институтов мира.

3.2 Предложения по повышению эффективности деятельности ОАО «Сбербанк России»

Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком в сфере развития бизнеса, станет проведение комплексной технологической модернизации, которая позволит повысить масштабируемость процессов и систем, обеспечит рост производительности труда и оптимизацию издержек. Главными задачами Банка станут построение консолидированной операционной модели, совершенствование систем управления рисками и выход на качественно новый уровень автоматизации.

Работа по совершенствованию операционной модели нацелена на рост производительности труда и экономической эффективности работы Банка, повышение качества обслуживания и степени удовлетворенности клиентов. Основной задачей в этой области является построение таких систем и процессов, которые бы не только «справлялись» с масштабом деятельности Банка, но и стали бы важнейшим источником формирования его новых уникальных конкурентных преимуществ.

Принципами развития операционной модели Банка станут:

  1. построение единой операционной модели, унификация и стандартизация всех процессов, продуктов и регламентов работы в масштабах Банка;
  2. постоянная оптимизация процессов и процедур;
  3. создание системы управления операционной деятельностью в Банке;
  4. выстраивание промышленного процесса обеспечения продаж и обслуживания клиентов;
  5. обособление операционной функции от процессов, связанных с продажами и обслуживанием (фронт-офиса);
  6. автоматизация только оптимизированных и стандартизированных процессов.

Необходимым условием решения задач, стоящих перед Банком, является развитие информационных технологий — выход на качественно новый уровень автоматизации, совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры и комплексов технических средств.

Развитие информационных технологий будет нацелено на обеспечение достижения амбициозных бизнес-задач Банка и поддержку изменений в организационной модели, которые требуют внедрения новых механизмов и качественно иного уровня управленческой информации. В связи с этим развитие информационных технологий будет происходить эволюционным путем — до 2014 года будут сохранены действующие автоматизированные банковские системы, вокруг которых будут строиться новые, единые в масштабах Банка технологические решения.

Успешная реализация коммерческих задач Банка невозможна без серьезной модернизации системы управления рисками. Наиболее существенные изменения планируются в области управления кредитными рисками юридических и физических лиц. При этом развитие систем управления процентными рисками и риском ликвидности, операционными и рыночными рисками также является важной задачей.

Информация о работе Анализ финансового состояния кредитной организации