Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение формирования и исполнения регионального бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, выявления его структуры и динамики.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ……………………………………………………………………………………6
1.1 Доходы регионального бюджета: их структура и динамика…………….......6
1.2 Региональные бюджеты - их характеристики……………………………......9
2 Анализ формирования и исполнения регионального бюджета Ямало-
Ненецкого автономного округа……………………………………………….......12
2.1 Налоговые доходы бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа….......12
2.2 Регулирующие доходы бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа…21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………
Таким образом, через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энерго-машиностроению и другие. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых продуктов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и регулируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др. Важную роль в выравнивании экономического и социального развития регионов играет оказание финансовой помощи из федерального бюджета.
После распада командно-административной системы региональные органы власти получили практически полную свободу действий в области финансов, что было связано как с потерей действенности контрольно-ревизионных органов, так и с разграничением полномочий субъектов федерации с федеральным центром. Отсутствие контроля за органами власти регионов и стабильный рост расходов из их бюджетов привели в середине 90-х
2 Анализ формирования и исполнения регионального бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа
2.1 Налоговые доходы бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа
Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Через региональный бюджет доходы более рентабельных отраслей определенной территории перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджета учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.
С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и регулируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и др.
Основными направлениями использования средств региональных бюджетов являются:
-обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
Региональные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом развитии региона.
Доходная часть региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников. К ним относятся: региональные налоги и сборы; отчисления от регулирующих доходов; неналоговые поступления; средства, подлежащие получению из вышестоящего бюджета; доходы целевых бюджетных фондов, консолидированные в бюджете.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Еще раз отметим что, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам, а также неналоговых доходов и иных поступлений.
К собственным доходам относятся региональные налоги и сборы, закрепленные за региональным бюджетом ст. 14 НК РФ.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Рассмотрим формирование доходной базы регионального бюджета на примере Ямало-Ненецкого автономного округа.
22
№ п/п | . | доходы 2009 год | Распределение налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы соответствующих бюджетов | ||||||||
Федерального бюджета | Удель-ный вес (%), в общей доле доходов | Удель-ный вес (%)в структуре | Консолиди-рованного бюджета субъекта Российской Федерации | Удельный вес (%), в общей доле доходов | Удельный вес (%)в структуре | из графы 5 – поступило в доходы местных бюджетов | Удель-ный вес (%), в общей доле доходов | Удель-ный вес (%)в структуре | |||
А | В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 241 839 590 | 181 554 316 | 75.07 | 100.00 | 82 739 213 | 34.21 | 100.00 | 14 447 021 | 5.97 | 100 |
1.1 | налоги на прибыль,доходы | 35 543 697 | 3 806 915 | 10.71 | 2.10 | 55 283 245 | 155.54 | 66.82 | 13 100 306 | 36.86 | 90.68 |
1.2 | налоги на товары(услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 49 459 995 | 48 849 353 | 98.77 | 26.91 | 294 077 | 0.59 | 0.36 | 1 731 | 0.00 | 0.01 |
1.3 | налоги на имущество | 23 518 193 | 0 | 0.00 | 0.00 | 22 516 337 | 95.74 | 27.21 | 247 801 | 1.05 | 1.72 |
1.4 | налоги, сборы за пользование природными русурсами | 133 291 343 | 128 830 528 | 96.65 | 70.96 | 3 545 462 | 2.66 | 4.29 | 0 | 0.00 | 0 |
1.5 | госудорственная пошлина, сборы | 96 649 | 58 964 | 61.01 | 0.03 | 37 675 | 38.98 | 0.05 | 37 675 | 38.98 | 0.26 |
2 | НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, АДМИНИСТРИРУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ | 198 867 | 73 791 | 37.11 | 100.00 | 110 520 | 55.57 | 100.00 | 13 126 | 6.60 | 100 |
2.1 | платежи при пользовании природными ресурсами | 175 777 | 64 929 | 36.94 | 87.99 | 97 394 | 55.41 | 88.12 | 0 | 0.00 | 0 |
2.2 | доходы от оказания платных услуг и компенсационных затрат государства | 5 663 | 5 663 | 100.00 | 7.67 | 0 | 0.00 | 0.00 | 0 | 0.00 | 0 |
2.3 | штрафы, санкции, возмещение ущерба | 23 090 | 3 199 | 13.85 | 4.34 | 13 126 | 56.85 | 11.88 | 13 126 | 56.85 | 100 |
Таблица 1
Структура доходов бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2009год
№ п/п | . | доходы 2009 год | Распределение налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы соответствующих бюджетов | ||||||||
Федерального бюджета | Удель-ный вес (%), в общей доле доходов | Удель-ный вес (%)в структуре | Консолиди-рованного бюджета субъекта Российской Федерации | Удельный вес (%), в общей доле доходов | Удельный вес (%)в структуре | из графы 5 – поступило в доходы местных бюджетов | Удель-ный вес (%), в общей доле доходов | Удель-ный вес (%)в структуре | |||
А | В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 241 839 590 | 181 554 316 | 75.07 | 100.00 | 82 739 213 | 34.21 | 100.00 | 14 447 021 | 5.97 | 100 |
1.1 | налоги на прибыль,доходы | 35 543 697 | 3 806 915 | 10.71 | 2.10 | 55 283 245 | 155.54 | 66.82 | 13 100 306 | 36.86 | 90.68 |
1.2 | налоги на товары(услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 49 459 995 | 48 849 353 | 98.77 | 26.91 | 294 077 | 0.59 | 0.36 | 1 731 | 0.00 | 0.01 |
1.3 | налоги на имущество | 23 518 193 | 0 | 0.00 | 0.00 | 22 516 337 | 95.74 | 27.21 | 247 801 | 1.05 | 1.72 |
1.4 | налоги, сборы за пользование природными русурсами | 133 291 343 | 128 830 528 | 96.65 | 70.96 | 3 545 462 | 2.66 | 4.29 | 0 | 0.00 | 0 |
1.5 | госудорственная пошлина, сборы | 96 649 | 58 964 | 61.01 | 0.03 | 37 675 | 38.98 | 0.05 | 37 675 | 38.98 | 0.26 |
2 | НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, АДМИНИСТРИРУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ | 198 867 | 73 791 | 37.11 | 100.00 | 110 520 | 55.57 | 100.00 | 13 126 | 6.60 | 100 |
2.1 | платежи при пользовании природными ресурсами | 175 777 | 64 929 | 36.94 | 87.99 | 97 394 | 55.41 | 88.12 | 0 | 0.00 | 0 |
2.2 | доходы от оказания платных услуг и компенсационных затрат государства | 5 663 | 5 663 | 100.00 | 7.67 | 0 | 0.00 | 0.00 | 0 | 0.00 | 0 |
2.3 | штрафы, санкции, возмещение ущерба | 23 090 | 3 199 | 13.85 | 4.34 | 13 126 | 56.85 | 11.88 | 13 126 | 56.85 | 100 |
Таблица 2
Структура доходов бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2010год
№ п/п | . | доходы 2010 год | Распределение налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы соответствующих бюджетов | ||||||||
Федерального бюджета | Удель-ный вес (%), в общей доле доходов | Удель-ный вес (%)в структуре | Консолиди-рованного бюджета субъекта Российской Федерации | Удельный вес (%), в общей доле доходов | Удельный вес (%)в структуре | из графы 5 – поступило в доходы местных бюджетов | Удель-ный вес (%), в общей доле доходов | Удель-ный вес (%)в структуре | |||
А | В | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 350 710 224 | 221455 658 | 63,14 | 100 | 103 840 229 | 34,91 | 100 | 24 816 054 | 5,01 | 100 |
1.1 | налоги на прибыль,доходы | 93 182 396 | 4 957 912 | 5,32 | 2,24 | 66 339 894 | 71,19 | 63,89 | 15 720 367 | 16,87 | 63,35 |
1.2 | налоги на товары(услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 61 453 909 | 60 632 717 | 98,66 | 27,38 | 536 978 | 0,87 | 0,52 | 3 041 | 0,00 | 0,01 |
1.3 | налоги на имущество | 39744930 | 0 | 0 | 0 | 25 445 316 | 64,02 | 24,50 | 218836 | 0,55 | 0,88 |
1.4 | налоги, сборы за пользование природными русурсами | 156213010 | 155712811 | 99,68 | 70,31 | 318918 | 0,2 | 0,31 | 0 | 0 | 0 |
1.5 | госудорственная пошлина, сборы | 115979 | 65424 | 56,41 | 0,03 | 52465 | 45,24 | 0,05 | 52465 | 45,24 | 0,21 |
2 | НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, АДМИНИСТРИРУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ | 173234 | 80287 | 46,35 | 100 | 112698 | 65,06 | 100 | 6725 | 3,88 | 100 |
2.1 | платежи при пользовании природными ресурсами | 157631 | 70649 | 44,82 | 88 | 105973 | 67,23 | 94,03 | 0 | 0 | 0 |
2.2 | доходы от оказания платных услуг и компенсационных затрат государства | 6082 | 6082 | 100 | 7,57 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2.3 | штрафы, санкции, возмещение ущерба | 9522 | 3557 | 37,35 | 4,43 | 6725 | 70,62 | 5,97 | 6725 | 70,62 | 100 |
22
Из таблицы 1и 2, видно, что в доходах бюджета ЯНАО значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Удельный вес которых незначительно увеличился с 99,86% в 2009 г. до 99,89% на 2010 г. В налоговых доходах по плану в 2010 год 63,89% занимает налог на прибыль; 24,5% составляет налог на имущество; 0,31% платежи за пользование природными ресурсами.
Как известно проект бюджета на 2010 год формировался правительством ЯНАО, затем рассмотрение и утверждение в Государственной Думой ЯНАО одновременно с документами и материалами, затем принятый Государственной. Думой федеральный закон передался на рассмотрение Губернатору ЯНАО для подписания и обнародования.
Бюджет ЯНАО на 2010 год утвержден почти на уровне плана бюджета 2009 года, за счет ожидаемого роста поступлений по собственным доходам бездефицита.
Бюджет ЯНАО имеет ярко выраженную социальную направленность.
Запланированные в нем средства позволят обеспечить полное финансирование социальных расходов, определенных на основе действующих социальных стандартов и нормативов, с учетом повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, роста тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, индексации в меру инфляции расходов на питание и медикаменты, а также необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих дальнейшее повышение социальной направленности бюджета округа.
На уровне 2009 года сохраняются в 2010 году компенсационные выплаты работникам бюджетной сферы, на что в бюджете предусмотрены средства в сумме 1,2 млрд. рублей. Также сохраняется действовавший в 2009 году порядок формирования фонда оплаты труда в бюджетных учреждениях, который дополнительно предусматривает выплату премий работникам в размере двух окладов и материальной помощи в размере одного оклада. На эти цели из бюджета выделяются 2,2 млрд. рублей .
В структуре бюджетной системы выделяется новый уровень бюджетов. Систему местных бюджетов образуют бюджеты городских округов и консолидированные бюджеты муниципальных районов, которые состоят из бюджетов районов и бюджетов поселений. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Ямало-Ненецкого автономного округа образовано 6 городских округов, 7 муниципальных районов, в состав которых входят 7 городских поселений, 38 сельских поселений. Во всех этих на 2010 год сформированы самостоятельные бюджеты.
Каждый уровень бюджетов наделен собственными, законодательно закрепленными доходными и расходными полномочиями. Закрепление на долгосрочной основе доходных источников и расходных обязательств должно стимулировать органы местного самоуправления к проведению мероприятий по обеспечению эффективности расходов и расширению налогооблагаемой базы.