Следует очень ответственно
отнестись к формированию коммерческого
предложения, в частности определения
цены. Нужно помнить о том, что конкурс
приводит к увеличению конкуренции между
поставщиками, поэтому цены и другие важные
условия контрактов обычно бывают ниже
среднерыночных (считается, что правильно
проведенные конкурсы позволяют снизить
цену на 5—15 %). Важно помнить, что после
подачи конкурсной заявки у поставщика
нет никаких возможностей по изменению
своей цены и других условий конкурсной
заявки.
6. Подача конкурсных заявок.
Условия конкурса обычно подразумевают,
что предложения поставщиков (конкурсные
заявки) должны быть представлены организатору
конкурса до истечения определенного
срока. Опоздание даже на несколько минут
может являться основанием для отклонения
конкурсной заявки без ее рассмотрения.
После получения конкурсных
заявок организатор конкурса обеспечивает
их вскрытие и оглашение основных показателей
каждой конкурсной заявки (наименование
и адрес поставщика, цена заявки поставщика,
другие коммерческие и технические условия).
Эта процедура - публичная, на ней могут
присутствовать представители поставщиков.
И очень важно, чтобы представитель вашего
предприятия также присутствовал на этой
процедуре и вел записи по предложениям
других поставщиков.
Этап оценки и сопоставления
конкурсных заявок обычно закрыт для поставщиков:
поставщики не могут участвовать в этом
процессе или оказывать давление на его
ход. Тем не менее, о результатах этого
процесса они могут узнать, направив письменный
запрос организатору конкурса.
Если вам по результатам конкурса
присудили государственный контракт,
будьте готовы к ведению переговоров,
уточняющих его условия. Помните, что организатор
конкурса не может требовать от вас изменения
первоначально установленных цен и прочих
условий.
Если же ваша заявка была отклонена,
но уверены (или знаете) о нарушениях в
ходе процедуры конкурса или уверены в
предвзятом отношении к вам, вы можете
обжаловать действия организатора конкурса.
7. Практические рекомендации
государственным заказчикам.
Для устранения описанных выше
проблем рекомендуются следующие основные
подходы:
· предоставление субъектам
малого и среднего предпринимательства
информации об условиях размещения государственного
заказа (конкурсной документации) бесплатно
или на льготных условиях;
· установление специальных
требований к квалификации поставщиков-субъектов
малого и среднего предпринимательства,
участвующих в размещении государственного
заказа (соотносящихся с размером части
государственного заказа, передаваемого
малому бизнесу);
· разработка ясного механизма
предоставления ценовых преференций поставщикам-субъектам
малого и среднего предпринимательства
и отражение его в условиях размещения
заказа (конкурсной документации);
· квотирование части государственного
заказа и его размещение исключительно
среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
· выделение в сложной составной
продукции простых частей и размещение
такой части государственного заказа
исключительно среди субъектов малого
и среднего предпринимательства;
· привлечение субъектов малого
и среднего предпринимательства к выполнению
государственного заказа на основе субконтрактов
(субподряда);
· использование специализированных
структур, обеспечивающих поставки продукции
малых и средних предприятий.
8. Один из самых сложных вопросов
для небольших российских поставщиков
- это банковская гарантия. Как правило,
организаторы конкурса в качестве гарантий
серьезности намерений поставщика требуют
от него предоставления банковской гарантии
на сумму до 3% от предполагаемой цены государственного
контракта (определяемой организатором
конкурса на этапе планирования исходя
из среднерыночных цен). Получение этой
гарантии обычно связано с серьезными
затратами времени и средств. Если гарантии
нет, в большинстве случаев конкурсная
заявка отклоняется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав вышеизложенный
материал можно сделать вывод о том, что
государственные и муниципальные заказы
осуществляются для решения общенациональных
задач, где главенствует приоритет удовлетворения
потребностей общества, реализующийся
через выполнение государством своих
организационно-хозяйствующих функций.
Одной из них является обеспечение поставок
товаров, работ или услуг для государственных
и муниципальных нужд.
Согласно Федеральному закону
«О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд»
от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ под государственными
нуждами понимаются обеспечиваемые за
счёт средств федерального бюджета или
бюджетов субъектов Российской Федерации
и внебюджетных источников финансирования
потребности в товарах, работах, услугах,
необходимых для осуществления функций
и полномочий заказчиков, в том числе для
реализации целевых программ.
Кроме того, государственные
закупки используются как один из элементов
системы поддержки экономической и социальной
стабильности, обеспечения поступательного
роста экономики.
Проделанный анализ позволяет
сделать вывод, что в Российской Федерации
наблюдается удельный рост государственных
заказов в структуре расходов федерального
бюджета Российской Федерации. Для нашей
страны характерны опережающие темпы
роста государственного оборонного заказа
в общем объеме закупок, что в настоящее
время обусловлено новыми стратегическими
вызовы в области национальной безопасности.
Так же стоит отметить, что наибольшая
эффективность государственных заказов
при заключении контрактов следующими
способами: запрос котировок, открытый
конкурс, открытый аукцион.
В г.о.Самара количество проводимых
количество проводимых торгов (лотов)
и других способов размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг, с каждым годом значительно
возрастает, так же как и число заключенных
контрактов и сделок по торгам и другим
способам размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Наиболее популярная форма проведения
торгов в г.о. Самара – запрос котировок
и открытые аукционы в электронной форме,
менее популярны открытые конкурсы.
Однако стоит сказать, что на
сегодняшний день необходимо принятие
нового федерального закона о государственных
закупках, предусматривающего создание
соответствующей структуры с наделением
ее функциями стратегического и оперативного
управления для обеспечения общественных
потребностей, достижения консенсуса
экономических интересов государства
и частного бизнеса в целях стабилизации
и инновационного развития российской
экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ-94 "О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (с изменениями
от 8 ноября 2007г.). от 21 июля 2005 г.
2. Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями
от 14 июля 2008 г.)/ СПС «Гарант».
3. Федеральный закон от 6 мая 1999
г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
нужд"
4. Федеральный закон от 14 июня
1995 года № 88 - ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации»
5. Прокьюремент: тендеры, конкурсы,
конкурентные закупки: автореф./ К.В.Кузнецов.-М,2005.
6. Мысляева И.Н. «Государственные
и муниципальные финансы», учебник, М.,
ИНФРА-М, 2008, 268 с.;
7. Финансы: Учебник / Под ред. М
В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.-
М.: Юрайт-Издат, 2009;
8. Гринкевич Л. С. Государственные
и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС,
2010;
9. Управление закупками и поставками:
Учебник для студентов вузов/ М.Линдерс,
Ф.Джонсон, А.Флинн, Г. Фирон; пер. с англ.
Под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е издание.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,
2007.-с.533-556;
10. Логистика государственных
закупок: учебно-методическое пособие/
В.А.Галанов, О.А.Гришина, С.Р.Шибаев.-М.:
ИНФРА-М, 2010;
11. Прокьюремент: тендеры, конкурсы,
конкурентные закупки: автореф./ К.В.Кузнецов.-М,2010;
12. Вайпан В.А. Практика применения
законодательства о размещении заказов
для государственных и муниципальных
нужд (с учетом Федерального закона от
20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ). // Право и экономика,
2007 № 5. // Консультант Плюс;
13. Глазатова М., Виленский А.
Государственный и муниципальный заказ
для малого бизнеса // Экономика и жизнь.
2011. N 4. С. 100 - 110.;
14. Мадьярова А.В. О порядке размещения
муниципальных заказов. М., 2008. // Консультант
Плюс;
15. Сахарнова В.Н. Управление
муниципальной собственностью и муниципальный
заказ. // Законодательство и экономика,
2012 № 16. // Консультант Плюс;
16. Кузнецов К.В. Международная
практика и российские реалии госзакупок.
журнал «Госзаказ», 2 2009 г.
17. http://www.consultant.ru;
18. http://www.city.samara.ru;
19. http://www.gks.ru;
- http://zakupki.gov.ru/;
- http://www.protend.ru/region/tendery-Samary.html;
- http://ru.wikipedia.org;
- http://www.samregion.ru;
- http://samaratender.ru/text/80;
- www.concurs.org;
- http://www.garant.ru/;
- http://sambukh.ru;
- http://www.pro-goszakaz.ru/sistema;
- http://тендеры-самары.рф;
- http://www.webtorgi.samregion.ru/Menu/Page/298
1 Ст. 34 Бюджетный кодекс Российской Федерации
от 31.07.1998 N 145-ФЗ
2 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд» от 21.07.2005
3 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд» от 21.07.2005