Антиинфляционная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 03:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является выявление причин, препятствующих снижению инфляции и увеличению эффективности антиинфляционной политики. Исходя из данной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть динамику уровня инфляции в России;
- анализ проблем антиинфляционной политики;

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятия, цели и задачи АП 5
1.1 Причины, виды и последствия 5
1.2 Понятия и цели АП 10
Глава 2. Динамика инфляции в России 14
Глава 3. Основные проблемы и способы совершенствования АП 17
3.1 Проблемы реализации АП 17
3.2 Способы совершенствования АП 20
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложение 28

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика, Курсовая.docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Понятие и  цели антиинфляционной политики

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом, применяемые  в различных странах, различаются  в зависимости от характера и  уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими  причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

  • сокращение инфляционного потенциала
  • предсказуемость динамики инфляции.
  • снижение темпов инфляции
  • стабилизация цен

Стратегическая  цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

  1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
  2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.7

Если инфляция растет в  результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку  правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.

Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки  помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:

  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • повышение налогов;
  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • фиксация обменного курса национальной валюты.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних  организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции необходимо разрабатывать  после определения характера  инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

 

 

Глава 2. Динамика инфляции в России

 

Год

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Инфляция, %

160,4

2508,8

839,9

215,1

131,3

21,8

11

84,4

36,5

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Инфляция, %

20,2

18,6

15,1

12

11,7

10,9

9

11,9

13,3

14-15





Таблица 1 - Динамика инфляции в России 1991-2009 гг.

Источник: http://www.cbr.ru/statistics/ - Сайт Банка России

Как мы видим из таблицы, инфляция в России достигла небывалых  размеров в 1992 г. – 2508,8%. К ее основным, по большей части специфическим причинам следует отнести: 

    1. катастрофический спад производства;
    2. глубокие структурные диспропорции в экономике, проявляющиеся в преобладании тяжелой промышленности и сложном положении в сельском хозяйстве;
    3. быстро растущие цены высокомонополизированных хозяйствующих субъектов (топливно-энергетический комплекс и транспорт);
    4. масштабный разрыв хозяйственных связей внутри бывшего СССР и внутри РФ;
    5. долларизацию денежного обращения, значительный приток инвалют способствовал росту цен;
    6. экономическую и социальную нестабильность;
    7. огромный отток материальных и валютных ресурсов за границу;
    8. вытеснение импортом отечественных товаров;
    9. огромный внутренний и внешний долг;

Последней каплей стала либерализация  цен, произошедшая 2 янв. 1992 г., вызвавшая  почти пятикратное увеличение розничных  цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые  цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Тогда Россия уступала по темпам инфляции лишь Бразилии (2830%).

Затем уровень инфляции снижается  до 1998 г., а дефицит бюджета неуклонно  растет. Государство пытается покрыть  его государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), в результате чего внутренний долг государства к середине 1998 г. составил свыше 25% ВВП. В итоге летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса: заметное увеличение безработицы, быстрый рост потребительских цен, существенное сокращение реальных доходов и уровня жизни населения.

Начиная с 1999 г. темп инфляции неуклонно снижается и в 2006 г. он составил лишь 9%. 

Однако, с 2007 г. снова наметилось повышение темпов инфляции. Причиной инфляции 2007 года явился рост цен на зерно. Хлеб подорожал на 7% и все продукты питания по минимуму – на 17%. В то же время неуклонно растут цены на жилищно-коммунальные услуги. Продуктовая инфляция 2007 потянула за собой рост цен во всей сфере экономических отношений. Однако министр финансов по поводу инфляции 2007 года заявил, что такое повышение тарифов, особенно на газ, вполне оправдано, например тем, что «Газпром» доходами извне покрывает свои внутренние убытки, а во-вторых, в недалеком будущем нам все равно придется жить в условиях более высоких тарифов. Довольно эгоистичное заявление, ведь тогда тарифы на услуги будут расти сравнительно с уже существующим положением, а не наравне. 
            В 2008 г. инфляция увеличилась еще на 1,4 %., прогнозы инфляции в России на 2009 год таковы, что она может подняться еще до 1,7%. Это в первую очередь связано с повышением цен на транспорт и тарифами жилищно-коммунальных услуг. Хотя, положение не так плачевно, потому что по сравнению с 2000-2001 гг. инфляция в России в 2008 г. существенно снизилась. Есть еще одна положительная сторона: процесс инфляции активизирует инвестиционную деятельность.

Далее уровень инфляции выглядел следующим образом.

 

Таблица 2. Динамика уровня инфляции в России 2009-2012 гг.

Год

2009

2010

2011

2012

Инфляция, %

8,8

8,9

6,1

7




 

 

 

Источник: http://www.cbr.ru/statistics/ - Сайт Банка России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные проблемы и способы совершенствования  АП

3.1. Проблемы реализации  АП

Достаточно большое количество проблем, мешающих реализации антиинфляционной политики. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается. Многие специалисты, ученые и практики, выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения:

1. Одной из главных проблем снижения темпа инфляции в российской экономике является зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть. В России формирование стабилизационного фонда создало мотивацию поощрения экспорта вместо заботы о внутренних ценах на энергоносители и о потребителях, поэтому можно сказать, что  само российское законодательство способствует связи роста внутренних цен с мировыми.

Специалистами предлагается не допускать рост внутренних цен  на сырье и энергоносители вслед  за мировыми ценами путем использования  экспортных пошлин и налогов.

2. Особо выделен фактор  формирования инфляции издержек  – рост цен на продукцию  естественных монополий и тарифов  на услуги ЖКХ. Так в 2005 году  при росте потребительских цен  на 10,9 %  цены на платные услуги  населению, где значительную роль играют тарифы естественных монополий и услуги ЖКХ, выросли в среднем на 35 %.  Такая ситуация вызывает, как следствие, инфляцию издержек и блокирует развитие отраслей, не связанных с топливно-энергитическим комплексом.

Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер борьбы с  инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер  против естественных монополий и  ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение качества  эмиссии денег в связи с  преобладанием валютного и снижением кредитного компонента. В настоящее время активно используется валютный канал денежной эмиссии, в то время как кредит расценивается как инфляционный фактор. Но, хотя отмечается возможность инфляционного воздействия кредита при его неумелом использовании, многими специалистами выдвигается положение о его антиинфляционной природе. Кредит увеличивает денежную массу лишь в пределах уже эмитированных денег. При краткосрочном кредитовании деньги следуют за движением товара, не создавая инфляционного избытка денежной массы, а производство новых товаров нейтрализует отрицательный эффект кредитной эмиссии. При долгосрочном кредитовании разрыв во времени между выдачей кредита и созданием новых стоимостей возникает, если сроки активных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается.  Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы

Информация о работе Антиинфляционная политика в России