Аудит расчета по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы: изучения аспектов аудита операций по оплате труда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и ознакомление с трудовым законодательством и нормативной базой расчетов по оплате труда и налогообложению физических лиц;
проверка соблюдения законодательства о труде;

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит расчета по оплате труда.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

     В ходе проверки аудитору необходимо убедиться в наличии нарядов и произвести выборочный расчет суммы оплаты труда отдельно взятого работника – сдельщика на основании выполненных им норм выработки и установленной сдельной расценки за единицу произведенной продукции (выполненного комплекса работ). Полученная сумма сверяется с начисленной суммой оплаты труда данного работника. Следует проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам.

     При оплате труда на комиссионной  основе аудитор должен ознакомиться с условиями заключенных с работниками договоров в части порядка выплаты и размера вознаграждения. Как правило, размер заработка работника определяется в виде процента от дохода, полученного организацией при реализации продукции, произведенной самим работником, либо при реализации работником продукции, принадлежащей организации. Проверяя правильность начисления оплаты труда, аудитор должен на основании данных об объеме реализации продукции и размере вознаграждения произвести выборочный расчет оплаты труда  одного или нескольких работников и полученные результаты сопоставить с суммами, отраженными в бухгалтерском учете.

     При проверке оплаты за время  отпуска обращается внимание  на дату начала отпуска по  приказу и табелю, правильность  определения расчетного периода и соответствие сумм заработной платы по месяцам расчетного периода в расчете отпускных и лицевом счете. Для получения аудиторами доказательств могут быть составлены альтернативные расчеты отпускных по ряду сотрудников.

     Правильность начислений доплат в связи с отклонениями от нормальных условий работы (за работу в ночное время, за сверхурочную работу, за работу в праздничные дни, за работу в тяжелых и вредных условиях) устанавливается проверкой соответствия данных расчета и табеля учета использования рабочего времени и установленных законодательством размеров доплат.

     При проверке начисления пособий  по временной нетрудоспособности  аудитор руководствуется Положением  «О порядке обеспечения пособиями  по государственному социальному  страхованию» (утвержденным Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-б).

     Процедура контроля начисления  пособий по временной нетрудоспособности  включает проверку правильности:

  • расчета среднедневного заработка;
  • размера пособия (%) в зависимости от стажа работы;
  • числа дней нетрудоспособности;
  • ограничения максимального размера пособия.
  • суммы начисленного пособия.   

Порядок применения ограничения максимального размера пособия по

временной нетрудоспособности разъяснен Письмом ФСС от 18.02.2002 № 02-18/05/1136 «О пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам». 

 

2.2. Аудит распределения  средств на оплату труда

     После проверки расчета заработной  платы необходимо установить  правильность обобщения и группировки  расходов по оплате труда по  счетам, центрам ответственности, объектам  калькулирования.

     При проверке порядка распределения  средств, направляемых на оплату труда, особое внимание аудитор должен уделить вопросам, связанным со сферой деятельности работников, источниками, используемыми при начислении оплаты труда.

     Не подлежит включению в себестоимость  продукции (работ, услуг), а относится  на соответствующие источники финансирования оплата труда, начисленная работникам организации, выполняющим возложенные на них трудовыми договорами (контрактами) обязанности в сфере, не связанной с производственным процессом. Оплата труда, начисленная работникам производственной сферы за определенные виды работ, относится на соответствующие счета учета затрат по этим видам работ.

     При проведении проверки по  распределению средств, направляемых  на оплату труда, аудитору необходимо  ознакомиться с ведомостью распределения заработной платы по соответствующим источникам ее образования (финансирования). Приведенные в ней данные сверяются с выданными нарядами (заказами) на выполнение определенных работ.

 

2.3. Проверка  выплаты премий

     В случае если в проверяемом  периоде работникам организации начислялись и выплачивались премии, носящие систематический характер, например за достижение высоких количественных и качественных результатов труда, за выполнение особо важных заданий, а также вознаграждения по итогам работы за год и выслугу лет, то аудитору прежде всего следует ознакомиться с положением о премировании работников организации, положением о выплате вознаграждения по итогам работы за год и положением о выплате вознаграждения за выслугу лет, регулирующими порядок, размеры и условия их выплаты. При возникновении подозрения в применении заниженных норм выработки (систематически выплачиваются премии за перевыполнение норм в размерах, значительно превышающих основную заработную плату) можно воспользоваться услугами эксперта – специалиста, который подтвердил бы или опроверг этот факт.

 

2.4. Аудит удержаний  из оплаты труда

     Проверка правильности удержаний  из оплаты труда и иных доходов  работников является одной из  главных задач аудитора. При этом  аудиторской проверкой должны быть охвачены все удержания, предусмотренные законодательством:

     обязательные удержания (по налогу  на доходы физических лиц; по  исполнительным листам и надписям  нотариальных контор в пользу  физических и юридических лиц; по вступившему в законную  силу приговору суда);

     удержания по инициативе работодателя (за причиненный организации материальный  ущерб; за допущенный брак; удержания  своевременно не возвращенных  подотчетных сумм;  удержания  по предоставленным займам и  ссудам; удержания излишне выданной оплаты труда и др.);

     удержания, инициаторами которых  являются работники организации (удержание профсоюзных взносов, производимые в пользу физических  или юридических лиц на основании  письменного заявления работника).

Проверка правильности исчисления налога на доходы физических лиц

     При проверке правильности исчисления  налога с доходов работников  организации аудитору следует руководствоваться следующим:

  • налог на доходы физических лиц взимается по разным ставкам. Поэтому аудитору необходимо проверить правильность применения соответствующих ставок для исчисления налога. Если, например, работник организации является одним из ее учредителей и помимо оплаты труда получает дивиденды от участия в организации, то удержание налога с доходов работника производится по ставке 13% - с сумм начисленной оплаты труда и 30% - с сумм начисленных в его пользу дивидендов. При проверке правильности удержания налога на доходы физических лиц следует обращать внимание на выплату вознаграждения на основании договоров гражданско-правового характера, заключенных с физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации. В этом случае ставка налога применяется в размере 35% суммы начисленного вознаграждения;
  • доходы работника организации, полученные в натуральной форме, должны учитываться в составе его совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии – по свободным (рыночным) ценам, исчисленным на дату получения дохода. Для целей налогообложения в стоимость выдаваемых товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж;
  • стоимость подарков, полученных работником в течение года, подлежит налогообложению, если она превышает 2000 руб.;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, не являются объектом налогообложения. Выплата материальной помощи по другим основаниям облагается налогом на доходы физических лиц;
  • суммы, израсходованные по авансовым отчетам и возмещенные работникам, не подтвержденные документально, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 13%;
  • стоимость возмещения работникам личных расходов ( например, по оплате коммунальных услуг, обслуживанию мобильных аппаратов), которое осуществляется в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации, облагается налогом на доходы физических лиц;
  • суммы выплачиваемых работнику компенсаций, превышающие нормы, установленные в соответствии с законодательством Российской федерации, подлежат налогообложению. Так, если за использование личного автотранспорта в служебных целях работникам организации выплачивается сумма в размере 350 руб. в месяц при норме 148 руб., то сумма 202 руб. подлежит включению в облагаемый доход работников за каждый месяц выплаты компенсации.

     При проверке удержаний по налогу на доходы физических лиц аудитор должен убедиться в правильности предоставления работникам соответствующих налоговых вычетов – стандартных, социальных, имущественных и профессиональных.

     Особое внимание аудитор должен  уделить стандартным налоговым вычетам, поскольку они касаются большей части налогоплательщиков. Стандартные налоговые вычеты предоставляются в размере 3000, 500 и 400 руб. за каждый месяц налогового периода отдельным категориям налогоплательщиков, указанным в ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщикам, имеющим право более чем на  один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из них.

     Независимо от предоставления  указанных стандартных вычетов  работникам организации, имеющим  детей, предоставляется стандартный налоговый вычет на их содержание в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка в возрасте до 18 лет или учащегося дневной формы обучения в возрасте до 24 лет.

     Следует обратить внимание на  то обстоятельство, что данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход указанного работника, начисленный нарастающим итогом с начала налогового периода и в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%, превысил 20 000 руб.

     Работнику организации стандартный налоговый вычет на содержание детей предоставляется на основании его письменного заявления по установленной форме. К заявлению должны быть приложены соответствующие документы: свидетельство о рождении ребенка – для детей в возрасте до 14 лет; паспорт – для детей в возрасте 14 – 18 лет; справка учебного заведения – для учащихся дневной формы обучения; справка органа попечительства и надзора – для детей, опекуном которых является работник организации. Таким образом, аудитору необходимо проверить наличие указанных документов в бухгалтерии организации. Уменьшение дохода работника на соответствующий налоговый вычет без представления работником письменного заявления либо при отсутствии подтверждающих документов является нарушением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. Такие факты аудитор должен отразить в пояснительной записке и, кроме того, потребовать от бухгалтерской службы произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц с конкретных работников либо обязать их представить соответствующие документы.

     Аудитор должен также проверить, ведутся ли бухгалтерской службой  налоговые карточки по доходам, полученным физическими лицами  от работодателя. Налоговые карточки  проверяются выборочно по нескольким  работникам организации, как правило, получающим разные доходы. В налоговых карточках должны найти отражение все доходы, полученные работниками, независимо от того, подлежат они налогообложению или же освобождены от него, а также от ставки налога, применяемой к ним. После проверки карточек аудитору следует убедиться в том, что суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие удержанию и перечислению в бюджет, отражаются в лицевых счетах рабочих и служащих, которые ведутся бухгалтерией организации.

     В заключение аудитору следует проверить достоверность сведений, которые организация предоставляет в налоговые органы, о выплаченных физическим лицам доходах, начисленных и удержанных с этих доходов суммах налога на доходы физических лиц.

     Выявленные в ходе проверки  недочеты и нарушения аудитор должен отразить в пояснительной записке к аудиторскому заключению.

 

2.5. Аудит прочих  обязательных удержаний

     На данном этапе аудитору необходимо  проверить:

  • наличие соответствующих исполнительных документов в организации. В частности, к числу исполнительных документов относятся исполнительные листы, выдаваемые судебными органами, судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и т.п.;
  • порядок учета и движения документов. Поступившие в организацию исполнительные документы регистрируются и не позднее следующего дня после их поступления передаются в бухгалтерию под расписку ответственному лицу, которое назначается приказом (распоряжением) руководителя организации. В бухгалтерии они заносятся в специальный журнал или картотеку. Аудитору необходимо убедиться в ведении такого журнала с занесением в него соответствующих записей;
  • правильность начисления и взыскания сумм, удерживаемых с доходов работников организации, их соответствие действующему законодательству, согласно которому общая сумма удержаний не может превышать 50% суммы оплаты труда. В исключительных случаях (при удержании алиментов на несовершеннолетних детей) размер удержаний может составлять 70% суммы оплаты труда и приравненных к ней платежей и выдач. Кроме того, аудитору следует удостовериться, что администрация организации соблюдает требования законодательства об освобождении отдельных доходов работников от удержаний. Так, алименты на несовершеннолетних детей не должны удерживаться с сумм государственного социального страхования, выплачиваемых работникам организации в возмещение вреда, причиненного их здоровью. Удержание с пособий по временной нетрудоспособности производиться только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов.

 

2.6. Аудиторская проверка удержаний по инициативе организации

     Проверка учета и удержания  подотчетных сумм предусматривает  проведение комплекса работ.

     В первую очередь аудитор должен  убедиться в наличии и ознакомиться  с приказом (распоряжением) руководителя организации об утверждении списка лиц, которым разрешено получение наличных денежных средств из кассы организации. В дальнейшем аудитор должен руководствоваться им при проведении проверки выдачи денежных средств из кассы организации. Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке работников, утвержденном приказом руководителя организации, является нарушением установленных правил учета.

Информация о работе Аудит расчета по оплате труда