Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 14:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно: - рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского факторинга в России на современном этапе; - осветить перспективы развития банковского факторинга в России. Объектом для исследования послужил рынок факторинга в России. Предметом исследования выступают факторинговые услуги банков.
Введение 3
1.Теоретические аспекты 4
1.1 История развития факторинга в России 4
1.2 Экономическая сущность и принципы факторинга 5
1.3 Характеристика видов факторинговых услуг 11
1.4 Сравнительная характеристика факторинга и других инструментов финансирования организации (кредит, овердрафт, форфейтинг), его преимущества и недостатки. 16
2. Анализ факторинга в России на современном этапе 20
2.1 Анализ рынка российского факторинга 20
2.2 Сравнительная характеристика российского и мирового рынка факторинга 26
3. Проблемы рынка факторинговых услуг и перспективы развития банковского факторинга в России 32
3.1 Проблемы рынка факторинговых услуг в России 32
3.2 Перспективы развития банковского факторинга в России 35
Заключение 39
Список литературы 40
Оглавление
Введение 3
1.Теоретические аспекты 4
1.1 История развития факторинга в России 4
1.2 Экономическая
сущность и принципы факторинга
1.3 Характеристика видов факторинговых услуг 11
1.4 Сравнительная
характеристика факторинга и
других инструментов
2. Анализ
факторинга в России на
2.1 Анализ рынка российского факторинга 20
2.2 Сравнительная характеристика российского и мирового рынка факторинга 26
3. Проблемы рынка факторинговых услуг и перспективы развития банковского факторинга в России 32
3.1 Проблемы рынка факторинговых услуг в России 32
3.2 Перспективы
развития банковского
Заключение 39
Список литературы 40
Рынок факторинговых услуг стал весьма популярным на международном уровне. Предоставление отсрочки платежа является серьёзным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом для работы с покупателями. Зачастую у коммерческих структур нет собственных оборотных средств для вхождения и поддержания необходимого объёма поставляемого товара. Отсюда и появляется потребность в заёмных ресурсах. Наиболее приемлемая услуга для кредитования оборотного капитала - это факторинг. Потребность в факторинге испытывают практические все компании, постоянно работающие на условиях отсрочки платежа (субъекты пищевой, фармацевтической, лёгкой, нефтеперерабатывающей, автомобильной промышленности и т.д.). Отсутствие развитого рынка в России тормозит развитие отечественной промышленности. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы охарактеризовать состояние и перспективы развития банковского факторинга в России.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач, а именно:
- рассмотреть теоретические аспекты факторинга;
- провести анализ банковского
факторинга в России на
- осветить перспективы
развития банковского
Объектом для исследования послужил рынок факторинга в России. Предметом исследования выступают факторинговые услуги банков.
Методологической основой для исследования послужили работы отечественных специалистов, таких как: Иваш И. И., Новоселова Л. А., Покаместов И. Е. и др. А также законодательные и нормативные акты РФ, данные периодической печати и сети интернет.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
История развития факторинга
в России насчитывает лет 20, из которых лишь
5 последних лет можно по настоящему считать
годами развития рынка.
Первые попытки внедрить факторинг были
предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком
СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций
в те годы было далеко от международной
практики и от того продукта, который предоставляется
на российском рынке сейчас. Факторинговым
отделам переуступалась только просроченная
дебиторская задолженность, соглашение
заключалось как с поставщиком, так и с покупателем,
причем поставщику гарантировались платежи
путем кредитования покупателя. Факторинговое
обслуживание носило характер разовых
сделок.
В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР 252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже был принят «Мосбизнесбанк». На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие.
Безусловным лидером рынка
тогда был «Международный московский
банк» с объемом факторинговых сделок
70 млн. долл. США в год. После кризиса 1998 года
был определенный всплеск факторинга,
поскольку появилось очень много проблемных
долгов, которые переуступались банкам
с большим дисконтом.
После кризиса 1998 года рынок факторинга
пережил второе рождение. 29 января 1999 года —
подписан приказ о создании Управления
факторинга в АБ «ИБГ «НИКойл», позднее
компания была переименована в НФК — «Национальную
Факторинговую Компанию». В течение 10 лет
с 1998 по 2008 год рынок активно развивался —
фактически объемы рынка удваивались
ежегодно. К 2008 году услуги факторинга предоставляли
около 60 компаний среди которых были коммерческие
банки и специализированные факторинговые
компании. По итогам 2008 года пятерка крупнейших
факторинговых компаний по объему фактически
уступленных денежных требований выглядел
следующим образом: Промсвязьбанк — 141822978 тыс.
руб., Еврокоммерц — 93769341 тыс. руб., Банк
НФК — 67286830 тыс. руб., Банк «Петрокоммерц» —
60950381 тыс. руб., БСЖВ — 33886914 тыс.руб.
Финансовый кризис 2008 серьезно изменил расстановку сил на рынки: многие банки закрыли направления факторинга, продали или ликвидировали бизнес.
Факторинг — комплекс финансовых
услуг, оказываемых клиенту в
обмен на уступку дебиторской
задолженности, который включает в
себя финансирование поставок товаров,
страхование кредитных рисков, учет
состояния дебиторской
Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».
В конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring) «под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:
1.Поставщик должен или
может уступать финансовому
2.Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:
Необходимость факторинга возникает
при наличии риска несоблюдения
покупателями сроков оплаты, что иногда
значительно увеличивает сумму
долгов, которые покупатели (дебиторы)
должны поставщику. Поставщик, в свою
очередь, испытывает финансовые затруднения
в виде недостатка оборотных средств
и невозможности своевременной
выплаты долгов своим кредиторам.
Факторинг подразумевает
В факторинговых операциях участвуют три стороны: факторинговая компания или факторинговый отдел коммерческого банка (фактор) – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов; клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная ити торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией; предприятие (заемщик), т.е. фирма – покупатель товара.
Факторинговые операции может проводить кредитная или коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление таких операций (ст. 825 ГК РФ). Однако до сих пор нет ни одного нормативного документа, регулирующего лицензирование факторинга. Поэтому факторингом в нашей стране занимаются только банки (они имеют право осуществлять эти операции на основании Закона о банках и банковской деятельности).
В современных условиях ведения
бизнеса компании-поставщики часто
вынуждены предоставлять
Основная задача факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Как правило, факторинговые операции осуществляются по следующей схеме:
Финансирование поставок,
как правило, осуществляется в день
предоставления накладной на отгруженную
партию товара Фактору. Размер досрочного
платежа составляет до 90% от суммы
поставки. Остаток средств (от 10%) за
вычетом комиссии Фактора возвращается
сразу после оплаты поставки покупателем.
Некоторые факторы не удерживают
суммы комиссии с платежа, а взимают
комиссию, выставляя каждым месяц
счета. Используя факторинг, поставщик
получает возможность планировать
свои финансовые потоки вне зависимости
от платежной дисциплины покупателей,
будучи уверенным в безусловном
поступлении средств из банка
против акцептованных товарно-
Рис. 1. Организации факторинговой сделки
Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, многие поставщики проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности. В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продажам, а это не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании.
В рамках факторинга, наряду с финансированием, Фактор осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.
Факторинг экономически выгоден
всем участникам сделки. Для клиента-поставщика
это уверенность в
Однако необходимо отметить, что не любое предприятие может воспользоваться услугами коммерческого банка. Такое обслуживание не предоставляется: