Банкротство предприятий как фактор их финансового оздоровления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

В России процедура банкротства пока не отработана в полной мере, что часто вызывает разногласия сторон и конфликты. Из-за несовершенства действующего законодательства банкротство из средства оздоровления предприятия часто превращается в передел собственности, возможность избавиться от ненужных долгов или метод эффективного давления на собственника, что не всегда способствует улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, как следствие, лишь усугубляет общее положение в экономической и социальной сферах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие несостоятельности (банкротства) организации…………………………………...5
1.1 Общие положения о банкротстве…………………………………………………………...5
1.2. Причины банкротства……………………………………………………………………….7
2. Процедура банкротства в целях финансового оздоровления предприятия……………….9
2.1. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве………………………………………….9
2.2. Финансовое оздоровление предприятия…………………………………………………12
3. Ликвидация обанкротившихся предприятий………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………………19
Список используемой литературы………………………………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

– финансовое оздоровление - применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года. Данная процедура применяется по инициативе лица (лиц), имеющих достаточные средства и твердую уверенность в реальную возможность реабилитации предприятия. Суть финансового оздоровления состоит в том, что либо учредитель должника, либо третье лицо (третьи лица) обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника, в том числе и из предоставленного им обеспечения. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.

Другие последствия введения финансового оздоровления. Также как и в предыдущей процедуре приостанавливается исполнение исполнительных документов, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника также не отстраняются, но могут осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".Ряд сделок, уменьшающих или могущих привести к уменьшению имущества должника, могут быть совершены исключительно с согласия административного управляющего или собрания кредиторов (комитета кредиторов).

При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.

На основе этого отчета арбитражный суд может принять один из следующих судебных актов:

• определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует)

• определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника)

• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства);

– внешнее управление - это реабилитационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием внешнему управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

План внешнего управления может предусматривать такие меры по восстановлению платежеспособности должника как:

• перепрофилирование производства

• закрытие нерентабельных производств

• взыскание дебиторской задолженности

• продажа части имущества должника

• уступка прав требования должника

• исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами

• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц

• размещение дополнительных обыкновенных акций должника

• продажа предприятия должника

• замещение активов должника и другие

С даты введения внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом налагаются исключительно в рамках процесса о банкротстве. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Органами, осуществляющими внешнее управление, являются внешний управляющий и собрание кредиторов. Полномочия руководителя должника прекращаются, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. К числу дополнительных прав внешнего управляющего относятся право на отказ от исполнения договоров должника и право на предъявление в арбитражный суд требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

По результатам своей деятельности внешний управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами

• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи судовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов

• об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

• о заключении мирового соглашения;

– мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение заключается в письменной форме между должником, его конкурсными кредиторами и уполномоченными органами и содержит условия о порядке и сроках исполнения обязательств должника.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывает на прекращение производства по делу о банкротстве.

С даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего. Лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющего должника, исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника;

– конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

 

2.2. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ  ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Особое внимание в Законе №127-ФЗ уделено новой процедуре банкротства – финансовому оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой V Закона «Финансовое оздоровление». Согласно статье 2 Закона финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Основные направления оздоровления предприятий на основе использования их внутренних резервов, направленность антикризисного регулирования на поиск и мобилизацию внутренних резервов позволяет не только выявить потенциал предприятия, но и достичь эффекта реабилитации бизнеса, минимизируя затраты и риск обременения кризисного предприятия новыми долговыми обязательствами в виде инвестиционных вложений.

Основные требования к стратегиям мобилизации внутренних резервов предприятий заключаются в том, что они должны:

- способствовать переходу  от реактивной формы управления (принятие управленческих решений  как реакция на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов;

- обеспечивать эффективное  распределение и использование  ресурсов и, на данной основе, устойчивое положение на рынке.

Задача исполнительной и законодательной власти субъектов РФ – достичь компромисса целей администраций регионов и собственников предприятий, создать условия для оздоровления и реформирования предприятий, способствующие улучшению их экономического положения, повышению конкурентоспособности продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе разработки и принятия реабилитационных и превентивных мер.

Механизмы внесудебного государственного регулирования процессов финансового оздоровления предприятий должны быть нацелены на:

- развитие экономики и  промышленности региона;

- сохранение и поддержание налогоплательщиков, и рост поступлений в бюджетную систему;

- обеспечение занятости  населения, сокращение численности  безработных,

подготовку и переподготовку производственных кадров;

- рост производства товаров  народного потребления и товаров  производственного назначения, рост валового регионального продукта, характеризующих экономический рост субъектов РФ.

Механизмы государственного регулирования процессов финансового оздоровления хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм имеют свои особенности, дифференцируется и степень государственного влияния в зависимости от организационно-правовой формы коммерческих организаций.

Среди указанных возможностей поддержки деятельности кризисных предприятий со стороны государства огромное значение имеют резервы, заложенные в налоговом законодательстве РФ и не используемые сегодня ни органами власти субъектов РФ, ни хозяйствующими субъектами.

Согласно ст. 4 части I НК РФ, «федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправлении издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах» НК РФ часть I ст. 4. Этим федеральные власти существенно ограничивают полномочия региональных и местных властей, хотя данный шаг был направлен на предотвращение возможных злоупотреблений.

Возможности государственной поддержки сужает также и требование ст. 56 НК РФ о том, что «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера». Это требование, с одной стороны, ограничило возможности лоббирования льгот для конкретных предприятий, но, с другой стороны, сделало невозможным прямые действия на поддержку проблемных предприятий, предполагая установку определенных критериев, под которые могут попадать и проблемные, и процветающие предприятия, не нуждающиеся в поддержке со стороны государства.

Тем не менее, часть I НК РФ предполагает и возможности индивидуальной работы с предприятиями в части изменения сроков уплаты налоговых платежей в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Главой 9 ч. I НК РФ предусмотрены достаточно широкие полномочия местных властей: НК РФ часть I гл. 9 решения об изменении срока уплаты налога и сбора по региональным и местным налогам, а также по федеральным налогам, в части сумм поступающих в региональный и местный бюджет (если федеральное законодательство предусматривает перечисление федерального налога в бюджеты разного уровня) принимают соответствующие финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований.

Отсрочка и рассрочка могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой сумм задолженности при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинения предприятию ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа, угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налогов и если производство и/или реализация товаров, работ предприятия носит сезонный характер. НК РФ предусмотрена нулевая ставка процента по первым двум основаниям изменения срока и 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ по остальным основаниям. Тем не менее «законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов».

Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

причинения предприятию ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа, угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налогов. Причем и в этом случае процентная ставка, равная ставке рефинансирования ЦБ РФ, предусмотрена только для третьего основания предоставления кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от 1 года до 5 лет при наличии следующих условий: проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности; выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Причем ставка процента по такому виду кредита должна быть не меньше 1/2 и не больше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Но, опять же, местными властями могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

Информация о работе Банкротство предприятий как фактор их финансового оздоровления