Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:08, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности безработицы, рассмотрение ее форм и влияния на экономику государства.
Задачи работы. Для достижения цели поставлены такие задачи:
раскрыть понятие, виды и формы безработицы
рассмотреть причины безработицы
ознакомиться с историей развития и политикой по борьбе с безработицей в Украине
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
I.1. Понятие безработицы и методы ее оценки
I.2. Виды и формы безработицы
I.3. Регулирование рынка труда и занятости
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В УКРАИНЕ
II.1. Причины безработицы в Украине
II.2. Социально-экономические последствия безработицы для Украины
II.3. Государственная политика по борьбе с безработицей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
"Безработный" и "неспособный найти работу". Эти сходные понятия на самом деле также лишь приблизительны. Например, в число безработных попадают люди, временно уволенные с места службы, а также нашедшие место работы и предполагающие начать работать в течение месяца. Вряд ли можно также говорить о "неспособности найти работу" у тех, кто оставил прежнее место в поисках лучшего варианта.
К экономическим причинам
возникновения безработицы
а) высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец или профсоюз.
Поведение покупателя (работодателя)
на рынке рабочей силы определяется
в данных условиях соотнесением затрат
на покупку рабочей силы и дохода,
который он получит от ее использования
в течение определенного
б) Низкая цена рабочей силы (зарплата),
которую устанавливает
В этом случае продавец (наемный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относиться к категории безработных.
в) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает ее приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.п. Эта категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду ее найти и попадает в разряд застойных безработных.
Таким образом, основной причиной возникновения
безработицы является нарушение
равновесия на рынке рабочей силы.
Это неравновесие особенно усиливается
в периоды экономических
http://www.ereport.ru/
Выделяют три основные причины безработицы:
Поскольку безработица представляет
собой серьезную
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
По материалам книги Матвеевой Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год
І.3. Регулирование рынка труда и занятости населения
Рынок труда как социально - экономический механизм существенно отличается от других типов рынка.
Для того чтобы лучше понять механизм функционирования рынка труда, необходимо определить, какая именно часть населения попадает на рынок труда, а значит, необходимо рассмотреть некоторые понятия, которыми оперирует отечественная и зарубежная статистика.
Трудоспособный возраст - это период активной трудовой деятельности человека.Границы трудоспособного возраста определяются законодательно: в Украине они составляют 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин.
Трудоспособное население - население, способное к трудовой деятельности без учета возраста, т.е. та его часть, которая потенциально обладает необходимым физическим развитием, интеллектом и знанием для выполнения работы. В практике учета, анализа и прогнозирования используется понятие «трудовые ресурсы», которое часто отождествляют с понятием трудоспособного населения.
Трудовые ресурсы можно
Трудовые ресурсы как
Трудовые ресурсы как планово-
Целесообразно анализировать три сферы занятости:
во-первых, занятость трудоспособного населения (трудовые ресурсы),
во-вторых, занятость экономически активного населения (рабочей силы);
в - третьих, занятость на рынке труда (занятость наемным трудом.
Согласно законодательству Украины занятость населения - это деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей. Занятостью признается деятельность не только на государственных предприятиях, но и в личном, фермерском и другом хозяйстве, садоводстве; индивидуальная трудовая деятельность; предпринимательство т.д., то есть деятельность, которая базируется на праве свободного владения своей способностью к труду и праву собственности на средства производства для выполнения этого труда.
Необходимо выяснить, что такое
занятость по экономической и
социальной позиции.
Занятость с экономических позиций общества
- это деятельность трудоспособного населения
по созданию общественного продукта или
национального дохода. Эта занятость определяет
экономический потенциал общества, уровень
и качество жизни населения в целом, благосостояние
отдельных граждан.
Занятость с социальных позиций - это
занятость такими видами деятельности,
как обучение в общеобразовательных школах,
других дневных учебных заведениях, служба
в армии, занятость в домашнем хозяйстве,
воспитание детей, уход за больными и престарелыми,
участие в работе общественных организаций.
Следовательно, занятость как социально-экономическая
категория синтезирует совокупность отношений
с участием людей в общественном производстве
и связанная с обеспечением масштабов,
условий и форм включения людей в общественно
полезный труд с процессами формирования,
распределения и использования трудовых
ресурсов.
Численность трудовых ресурсов в Украине
остается практически стабильной, а некоторое
ее увеличение в 1995-1996 гг объясняется уточнением
статистическими органами численности
работающих в личном подсобном хозяйстве. Следует
отметить, что характерной чертой динамики
трудовых ресурсов является ежегодное
сокращение численности граждан, занятых
в народном хозяйстве (в 1999 г. против 1991
занятость сократилась на 22,8%).
Мобильность рабочей силы в Украине остается
достаточно высокой. Так, почти пятая часть
тех, кто работает и получает заработную
плату, ежегодно оставляет свои рабочие
места, и только одна восьмая нанимается
на работу. Беспокоит и то, что каждый восьмой
работник любого предприятия работает
на нем меньше года. Так, например, уровень
увольнений 20% означает, что каждый пятый
работник не будет работать на этом предприятии
в следующем году. Уровень зарегистрированной
безработицы по состоянию на конец 2009
г. составил в Украине 8,6%.
Для преодоления негативных явлений
в сфере занятости и
• осуществить меры по реформированию
рынка труда;
• создать благоприятные условия для
обеспечения продуктивной свободно избранной
занятости;
• обеспечить государственную поддержку
высокой мобильности рабочей силы;
• предотвратить массовую безработицу,
возникающую вследствие структурных изменений
в экономике;
• разработать конкретные меры по социальной
защите работников в случае банкротства
предприятий;
• способствовать социальной защите неконкурентоспособных
слоев населения;
• предотвратить превращение безработицы
на долгосрочное застойное, способствовать
быстрому трудоустройству безработных
граждан.
Государственное регулирование рынка
труда в Украине осуществляется на основании
законодательных актов, основными из которых
является Закон Украины «О занятости населения»
и Программа занятости населения на 1997-2000
гг Закон Украины «О занятости населения»
был одобрен в 1991 году (с многочисленными
позднейшими поправками .Закон гарантирует
всем трудоспособным лицам трудоспособного
возраста: право осуществлять любую законную
экономическую деятельность; защиту от
дискриминационной практики найма на
работу и увольнения, бесплатную помощь
в поисках работы в соответствии с интересами,
способностями, образования и умений человека,
учитывая потребности обществомв; денежную компенсацию,
связанную с направлением на работу в
другие регионы; исходную денежную помощь
в случае потери постоянной работы; бесплатное
обучение и переобучение безработных;
предоставление работы по специальности
выпускникам государственных профессиональных
учебных заведений; определение лиц, которые
зачисляются в категорию безработных,
а также лиц, которым предоставляется специальная
защита. Настоящий Закон определяет основные
задачи Государственной службы занятости,
других министерств и социальных партнеров
в регулировании рынка труда, стимулировании
занятости и преодолении безработицы,
механизм формирования и использования
фонда содействия занятости населения,
роль предприятий, учреждений и организаций
в реализации государственной политики
занятости.
Программа занятости населения на 1997-2000
гг определяет меры государства по оказанию
помощи гражданам в трудоустройстве, организации
работы по профессиональной подготовке
и переподготовке кадров, содействие созданию
рабочих мест, участия в работе по профориентации
молодежи, организации общественных платных
работ.
Согласно Закону Украины «О занятости
населения» основные функции по регулированию
рынка труда в Украине осуществляет Министерство
труда и социальной политики. Это Министерство
отвечает за создание и модернизацию трудового
законодательства и за работу по вопросам
занятости. В частности, он несет полную
ответственность за формулирование национальной
программы занятости на базе региональных
программ занятости, а также разрабатывает
специальные национальные программы,
цель которых способствовать занятости
определенных групп людей (например молодежи,
лиц, длительное время были безработными
и т.п.).
Для реализации программы занятости
в 1991 г. была создана Государственная
служба занятости (ГСЗ) как автономный
орган при Министерстве труда
и социальной политики. В обязанности
ГСЗ входит анализ состояния рынка труда,
прогнозирование спроса и предложения
рабочей силы; учет граждан по вопросам
трудоустройства; оказания им помощи в
трудоустройстве; предоставление информации
о свободных рабочих местах и вакантных
должностях; проведения профессиональной
ориентации и консультации населения,
в том числе молодежи; организация профессиональной
подготовки и переподготовки работников,
уволенных с предприятий, учреждений и
организаций; подготовка предложений
и заключений об использовании труда иностранных
граждан, которые приглашаются в Украину
для выполнения работ по межправительственным
соглашениям; обеспечение в пределах своей
компетенции социальной защиты незанятых
граждан; осуществление контроля за соблюдением
предприятиями, учреждениями и организациями
законодательства о занятости населения.
Государственная служба занятости состоит
из национального центра занятости, который
контролирует двухуровневую сеть областных
и местных центров занятости: один республиканский
центр (в Крыму), 24 областных и 2 городские
центры в Киеве и Севастополе с одинаковым
статусом, и 655 (государственных с 1997 г.)
местных центров. Структура управления
государственной службой занятости соответствует
современному положению на рынке труда
и в экономике страны.
Министерство экономики и региональные
управления экономики местных государственных
администраций также выполняют определенные
функции по регулированию рынка труда.
Они осуществляют анализ и прогнозирование
численности населения, трудовых ресурсов
и рынка труда, а также разрабатывают сводный
баланс трудовых ресурсов, сводный баланс
рынка труда.
Основным документом для прогнозирования
трудовых ресурсов сводный баланс трудовых
ресурсов, который состоит из четырех
разделов: 1. Населения 2. Трудовые ресурсы;
3. Распределение трудовых ресурсов; 4. Распределение
занятых по сферам и отраслям народного
хозяйства (табл.10.5).
СВОДНЫЙ БАЛАНС ТРУДОВЫХ
Показатели |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
1. Населения |
|||
1. Населения |