Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Раскрыть понятие «бюджет» и его социально-экономическая роль в государстве; 2. Рассмотреть бюджетную политику; 3. Исследовать эволюцию бюджетной политики России в постсоветский период; 4. Рассмотреть бюджетную политику в развитых странах Запада и РФ.
Объектом исследования является бюджетная политика Российской Федерации. Предметом исследования выступают бюджетные отношения и процессы.
Введение
Глава I. Бюджетная политика государства - центральное звено финансовой политики государства
Понятие «бюджет» и его социально – экономическая роль в государстве
Бюджетная политика: задачи, типы, виды, методы, механизм реализации
Глава II . Эволюция бюджетной политики в РФ в постсоветский период (90-е и 2000 годы)
2.1 Эволюция бюджетной политики в области расходов
2.2 Эволюция бюджетной политики в области доходов
2.3 Политика по балансированию бюджета
2.4 Бюджетная политика в РФ в условиях финансово-экономического кризиса
Глава III Бюджетная политика в развитых странах Запада и РФ: сравнительный аспект
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Бюджетная политика государства - центральное
звено финансовой политики государства
Глава II . Эволюция бюджетной политики в РФ в постсоветский период (90-е и 2000 годы)
2.1 Эволюция бюджетной политики в области расходов
2.2 Эволюция бюджетной политики в области доходов
2.3 Политика по балансированию бюджета
2.4 Бюджетная политика
в РФ в условиях финансово-
Глава III Бюджетная политика в развитых странах Запада и РФ: сравнительный аспект
Заключение
Список литературы
Введение
Бюджетная политика в
России постоянно находится в
центре общественного внимания. Это
обусловлено как местом, занимаемым
ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой
критикой, которой она регулярно подвергается
со стороны различных органов власти,
общественных сил, политических движений,
независимых экспертов, международных
организаций, средств массовой информации.
Это и неудивительно, поскольку именно
в бюджетной политике, как, пожалуй, ни
в какой другой, наиболее ярко проявляются
и наиболее жестко сталкиваются интересы
различных общественных групп. Проведение
бюджетной политики неразрывно связано
с анализом характера и целей государства,
его экономической, социальной, финансовой
стратегией, общими перспективами развития
страны и, следовательно, с реальными путями
достижения намечаемых при этом задач.
Тем более актуально изучение бюджетной
политики в наше время, когда осуществляется
поворот страны в сторону ускоренного
интенсивного развития и достижения передовых
конкурентных позиций в мировой экономике.
Значимость избранной темы определяется
процессами, происходящими в мировой и
российской экономике, а также в экономической
науке. В конце 1990-х годов начала набирать
силу тенденция к расширению государственного
вмешательства в экономическую деятельность,
которая окончательно оформилась десятилетие
спустя. Международный финансовый кризис,
начавшийся в России в 2008 году, дал толчок
к резкому ускорению данного процесса,
что потребовало серьезного внимания
к повышению эффективности использования
бюджетных ресурсов. В России, в период
создания системы государственных финансов
в 90-х годах прошлого века, бюджетная политика
проводилась крайне неэффективно. В результате
чего ее негативные последствия проявились,
в конечном счете, в системном финансовом
кризисе 17 августа 1998 года. В последствии проведение бюджетных
реформ в области межбюджетных отношений,
бюджетного процесса и бюджетной сети
(реорганизация бюджетных учреждений)
обеспечило радикальное оздоровление
бюджетной системы и заложило хорошую
основу для позитивных структурных изменений
в экономической и социальной сфере. Тем
не менее, согласно официальным прогнозам
Министерства экономического развития,
при отсутствии значительных улучшений,
в первую очередь, на международных финансовых
рынках, ожидаемые доходы российского
бюджета в 2010 году будут ниже запланированных.
Президент России в своем бюджетном послании
констатирует, что перспективы восстановления
положительного роста ВВП остаются неопределенными,
высок уровень числа безработных, медленно
снижается инфляция, впервые за десятилетие
прогнозируется снижение реального уровня
доходов граждан. Таким образом, в условиях финансово-
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Раскрыть понятие «бюджет» и его социально-экономическая роль в государстве; 2. Рассмотреть бюджетную политику; 3. Исследовать эволюцию бюджетной политики России в постсоветский период; 4. Рассмотреть бюджетную политику в развитых странах Запада и РФ.
Объектом исследования является бюджетная политика Российской Федерации. Предметом исследования выступают бюджетные отношения и процессы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Бюджетная политика государства - центральное звено финансовой политики государства
1.1 Понятие «бюджет» и его социально-экономическая роль в государстве
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления1. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательно условия функционирования любого государства. Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Государственный бюджет
обеспечивает для органов государственного у
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения
государства с плательщиками налоговых
и неналоговых средств в бюджет и получателями
бюджетных средств, т.е. взаимоотношения
государства с населением и хозяйствующими
субъектами поводу формирования и расходования
бюджетных средств. Аккумуляция средств
в бюджете позволяет государству осуществлять
социальные программы, направленные на
развитие культуры, здравоохранения, образования,
поддержку семей с низкими доходами, решение
жилищной проблемы. Централизуя и распределяя
денежные ресурсы, государство получает
возможность корректировать действие
саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный
бюджет и государственные внебюджетные
фонды, используются для расходов на общегосударственные
нужды, которые не могут быть удовлетворены
за счет частного предпринимательства.
К ним, в частности, относятся государственное
управление, общественная безопасность
граждан, социальные программы, экология,
оборона. Перераспределение ресурсов
между секторами экономики, отраслями,
социальными группами и территориями
является важным рычагом реструктуризации
экономики, реализации целевых и научно
- технических программ2. При рассмотрении государственных финансов
необходимо иметь в виду, что функция сектора
государственного управления отлична
от функций других секторов экономики
и заключается в оказании нерыночных услуг
населению, обществу в целом и перераспределении
доходов и собственности. Сектор государственного
управления отличается от других секторов
экономики также по способам финансирования
затрат – с помощью налогов и иных обязательных
платежей других секторов экономики. Рыночные
условия хозяйствования предполагают
свободное движение капиталов и товаров, стихийное
формирование отношений между участниками
воспроизводственного процесса, натуральных
и стоимостных пропорций. При этом частный
капитал не в coстоянии решить многие проблемы социально-экономического
развития. В этой связи государство осуществляет
прямое и косвенное социально - экономимическое
регулирование. Косвенное регулирование
осуществляется через финансовую и кредитную
политику, в реализации которой центральную
роль играет государственный бюджет. Рычагами
дарственного воздействия при налогообложении
являются налоговые ставки и льготы, оказывающие
влияние на объем произвол предложение
и спрос на отдельные виды товаров и услуг.
Рычагами государственного воздействия являются
также льготные и беспроцентные кредиты
и гарантии по банковским ссудам. Крупным
направлением бюджетной политики и соответственно
функций бюджета является использование
бюджетных средств экономической и социальной
стабильности, создания условий экономического
роста, сглаживания последствий экономических
и финансовых кризисов. При этом все большее внимание
уделяется проблемам долгосрочного характера,
связанным с научно-техническим прогрессом,
структурной перестройкой экономики,
накоплением капитала, эффективным экономическим рост
Таким образом, через бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субьектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов. В целом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.
1.2 Бюджетная политика: задачи, типы, виды, методы, механизм реализации
Бюджетная политика государства – это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций. Бюджетная политика - это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года. Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.
В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:
* концентрация финансовых
ресурсов на решении
* снижение налоговой нагрузки на экономику;
* упорядочивание государственных обязательств;
* создание эффективной
системы межбюджетных
Бюджетная политика является
ядром экономической политики государства
и отражает все его финансовые
взаимоотношения с
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.
Вторая - контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей, можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.
Для осуществления функций государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: 1. механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны; 2. механизм расходования бюджетных средств; 3. механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.
В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями в бюджетном механизме выделяют следующие блоки: бюджетное планирование; бюджетное прогнозирование; бюджетный контроль и т.д.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы. Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов. Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Существует ряд принципов бюджетной политики:3