Бюджетная сиситема Российской Федирации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследования устройство бюджетной системы страны.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты бюджетной системы и принципы ее формирования на современном этапе;
- провести исследование бюджета страны в современных условиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит.doc

— 945.00 Кб (Скачать файл)

• формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам местной власти;

• распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основу местных бюджетов (муниципальных районов и поселений) заложены принципы самостоятельности местных бюджетов и их государственной финансовой поддержки со стороны государства и субъекта РФ. В соответствии с данными принципами происходит формирование доходов местного бюджета. Доходы местного бюджета формируются за счет собственных и регулирующих доходов от налоговых источников и поступлений в доход от неналоговых источников. Собственные доходы местных бюджетов не являются основными источниками формирования бюджета.

Собственными налоговыми доходами местного бюджета являются следующие местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

Главной задачей деятельности местных органов власти является разработка и реализация планов социального и экономического развития муниципальных образований. Возрастание расходов в муниципальных образованиях связано в последние годы не столько со cтроительством, сколько с социальным обеспечением граждан и преобразованиям и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ из местных бюджетов финансируются следующие программы:

• содержание органов местного самоуправления, органов охраны общественного порядка и противопожарной безопасности;

• формирование объектов муниципальной собственности и управление ею;

• развитие и содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, архивов;

• развитие и содержание ЖКХ и муниципального дорожного хозяйства, благоустройство территорий, переработка бытовых отходов, охрана окружающей среды;

• обеспечение транспорта, обслуживающего население муниципального образования;

• реализация целевых программ муниципального масштаба;

• целевое датирование граждан;

• проведение муниципальных выборов и т. д.

 

6. Анализ бюджетная система страны  в современных условиях.

По оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за двенадцать месяцев 2010года составили 8298,9 млрд. рублей. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета составили 18,7%, что на 0,1 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2009 года (см.таблица 1 Приложение) [19]. бюджетная политика

Поступление доходов в январе-декабре составило 105,4% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 3204,9 млрд. рублей или 7,2% ВВП (в январе-декабре 2009 г. – 3012,2 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-декабря 2010 г. 4580,3млрд.рублей или 10,3%ВВП (9,0% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2010 года составили 513,7 млрд.рублей, или 1,2% ВВП (2,1% ВВП – 2009 г.) (см.таблица.2 Приложение).

Нефтегазовые доходы составили за 12 месяцев 2010 года 3830,6 млрд. рублей или 8,6% ВВП, что на 1,0 п.п. выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Данный факт обусловлен прежде всего повышением мировых цен на энергоносители. В частности, средняя цена на нефть за 12 месяцев 2010 года составила 78,1 долл. за баррель (60,8 долл. за баррель за аналогичный период 2009 года). Также увеличились и ненефтегазовые доходы и составили 4468,2 млрд. рублей или 10,0% ВВП (что на 114,5 млрд. рублей больше показателя 2009 года), однако произошло определенное их снижение в % ВВП (на 1,1 п.п.) под влиянием отмены с 2010 года ЕСН, а также снижения поступления доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Кассовые расходы федерального бюджета за январь-декабрь 2010 г. составили 10094,1 млрд. рублей или 22,7% ВВП, что ниже показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 2,0 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 194,8 млрд. рублей, что составляет 0,4% к ВВП (176,2 млрд. рублей или 0,5% ВВП в 2009 году). Непроцентные расходы в январе-декабре 2010 года стали выше на 4,4% , чем в том же периоде прошлого года (9899,2 млрд. рублей или 22,2% ВВП по сравнению с 9483,9 млрд. рублей или 24,3% ВВП соответственно) [18].

С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-декабре 2010 г. составил 1795,2 млрд. рублей или 4,0% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года дефицит был равен 2322,3 млрд. рублей или 5,9% ВВП).

Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-декабрь 2010 года составило, по предварительному оперативному отчету Минфина России, 508,9 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил 857,2млрд.рублей (1,9%ВВП). Погашение долга в январе-декабре 2010 г. составило -348,2млрд. рублей (-0,8% ВВП) по сравнению с -100,0млрд.рублей (-0,3% ВВП) за соответствующий период 2009 года.

Нефтегазовые фонды в 2010 году пополнялись исключительно за счет доходов от размещения собственных средств, совокупная расчетная сумма доходов от размещения средств фондов за период с 15 января по 31 декабря 2010 года составила 43,4 млрд. рублей.

В марте, апреле и декабре 2010 года на финансирование дефицита федерального бюджета были направлены средства Резервного фонда в общей сумме 969,5 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета. На предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета этого Фонда были направлены средства Резервного фонда в размере24,500млрд.рублей.

В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 году, часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России реализована за2,502млрд.рублей, из которых2,495млрд.рублей, зачислены на счет по учету средств федерального бюджета, а остаток в сумме 0,007млрд.рублей конвертирован в иностранную валюту.

По оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за три месяца 2011года составили 2391,3 млрд. рублей. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета составили 20,8%, что на 0,9 п.п. ВВП выше величины за аналогичный период 2010 года (см.табл. 3 Приложение) [20].

Поступление доходов в январе-марте составило 27,0% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 1010,6 млрд. рублей или 8,8% ВВП (в январе-марте 2010 г. – 851,1 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-марта 2011 г. 1297,8млрд.рублей или 11,3ВВП (9,0 ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2011 года составили 82,9 млрд.рублей, или 0,7% ВВП (2,2% ВВП – 2010 г.) (см.таблица 4 Приложение).

Нефтегазовые доходы составили за три месяца 2011 года 1134,1 млрд. рублей или 9,8% ВВП, что на 0,9 п.п. выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Средняя цена на нефть за январь-март 2011 года составила 103,6 долл. за баррель (74,9 долл. за баррель за аналогичный период 2010 года). Ненефтегазовые доходы составили 1257,2млрд. рублей или 10,9% ВВП (что на 179,9 млрд. рублей больше показателя 2010 года).

Кассовые расходы федерального бюджета за январь-март составили 2270,0млрд. рублей или 19,7% ВВП, что ниже показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 2,6 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 83,0 млрд. рублей, что составляет 0,7% к ВВП (71,2 млрд. рублей или 0,7% ВВП в 2010 году). Непроцентные расходы в январе-марте 2011 года стали ниже 2,6 п.п., чем в том же периоде прошлого года (2187,0 млрд. рублей или 19,0% ВВП по сравнению с 2128,3 млрд. рублей или 21,6% ВВП соответственно) [19].

Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-март 2011 года составило, по предварительному оперативному отчету Минфина России, 280,7 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил 341,4млрд.рублей (3,0%ВВП). Погашение долга в январе 2011 г. составило -60,7млрд. рублей (-0,5% ВВП) по сравнению с 25,9млрд.рублей (-0,3% ВВП) за соответствующий период 2010 года.

Совокупный объем нефтегазовых фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1апреля 2011 года снизился до 3358,2млрд. рублей (в том числе, Резервный фонд – 748,5 млрд. рублей, Фонд национального благосостояния – 2609,7 млрд. рублей) с 3387,8 млрд. рублей на 1 марта 2010 года.

 

Заключение

Бюджет-это категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Существующая бюджетная система РФ имеет целый ряд существенных недостатков, к которым можно отнести следующие:

• бюджетная классификация доходов и расходов усложнена и требует упрощения;

• законодательная база, определяющая структуру бюджетов и бюджетный процесс, недостаточно четко формулирует принципы перераспределения средств между бюджетами различных уровней, имеет множество подзаконных актов, усложняющих бюджетный процесс;

• наличие в бюджетах различного уровня множества внебюджетных, бюджетных или специальных фондов ведет к децентрализации бюджетных средств, их нецелевому использованию, содержанию многочисленных бюрократических структур, а зачастую и просто способствует воровству;

• бюджеты различных уровней не увязаны в единое целое, не учитывают специфику регионов, их экономику, социальную сферу, демографию и т. д., и поэтому "центр" забирает на себя большую часть налоговых доходов, а затем в виде финансовой помощи (дотаций, трансфертов, субсидий) перечисляет часть бюджетных средств регионам, усложняя тем самым информационные потоки и увеличивая численность обслуживающего персонала, что ведет к перерасходованию бюджетных средств;

• отсутствие в бюджетах низших уровней бюджетной системы достаточного объема денежных средств ведет к неравномерности развития их инфраструктур, задолженностям по своевременным выплатам, нарушает кругооборот денежной массы и порождает постоянный дефицит денежных средств в территориальных образованиях.

 

Литература

 

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). – М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2010.-40с.

2. Федеральный закон от 02.12.2009 г. №308-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.11.2009) в ред. Федеральных законов от 04.05.2010 N 71-ФЗ, от 23.07.2010 N 185-ФЗ, от 03.11.2010 N 278-ФЗ

3. Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 9 марта 2009г.

4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 году"

5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2008г. "О бюджетной политике в 2009году"

6. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2007г. "О бюджетной политике в 2008 году"

7. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2010 г. "О бюджетной политике в 2011году"

8. Журнал «Финансы» № 11, 2009г.С.25-30

9.  «Экономика и жизнь» № 29 от июля 2010г.С.18-33

10. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — М.2007г.-С.36-39, С92-99, С130-154.

11. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2010.- № 1.- С.50-61

12. Вахрин П. И. Бюджетная  система РФ: Учебник. — М.: ИТК "Дашков и К0", 2009 г.-350 с.

15. Дементьев Д.В. Бюджетная  система России.- Новосибирск, 2009.- 126с.

16. Кудрин А.Л. «Модернизация государственных финансов» Москва/изд. Дом ГУВШЭ, 2010.- 320 с.

Приложение

Таблица 1 Параметры исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года на кассовой основе, млрд. рублей

Показатель

2010 год, закон о бюджете

Исполнение

2009

2010

Изменение, в % к соответствующему периоду 2009 г.

январь-декабрь

январь-декабрь

Доходы

7 875,0

7 337,8

8 298,9

13,1

Федеральная налоговая служба

н/д

3 012,2

3 204,9

6,4

Федеральная таможенная служба

н/д

3 519,8

4 580,3

30,1

Другие администраторы

н/д

805,8

513,7

-36,2

Расходы

10 256,4

9 660,1

10 094,1

4,5

Обслуживание долга

220,0

176,2

194,8

10,6

Непроцентные расходы на кассовой основе

10 036,4

9 483,9

9 899,2

4,4

Профицит (+) / Дефицит (–)

-2 381,5

-2 322,3

-1 795,2

 

Сальдо внутреннего долга

693,5

415,9

508,9

 

Сальдо источников внешнего финансирования дефицита

117,6

-128,7

101,2

 

Прочие источники внутреннего финансирования

-3 192,6

2 035,1

1 185,0

 

ВВП, млрд. рублей

45 175

39 101

44 491

5 391

Средняя цена нефти «Юралс», долл. США / баррель

75,0

60,8

78,1

17,2

Курс рубля к доллару США

30,4

31,8

30,4

-1,5

Информация о работе Бюджетная сиситема Российской Федирации