Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:51, контрольная работа
Содержание и значение гос. бюджета. Функции бюджета и его влияние на социально-экономические процессы. Бюджетная политика.
Бюджет (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которая возникает в процессе создания, распределения и использования гос. централизованного фонда денежных средств.
Бюджет (как легальное определение) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, эти фонды предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства.
Содержание и значение гос. бюджета. Функции бюджета и его влияние на социально-экономические процессы. Бюджетная политика.
Бюджет состоит из доходной и расходной частей.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета – денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций государства.
Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета.
Превышение доходов над
Функции бюджетной деятельности:
Функции бюджета:
Роль гос. бюджета в
социально-экономическом
В зависимости от того, как формируется бюджет государства, можно судить о приоритетах гос. экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане.
Бюджетная политика.
Бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения экономического и социального эффекта.
Бюджетная политика имеет свои субъекты и объект.
Субъектами выступают гос. законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и реализующие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти по доходам и расходам (налогоплательщики – физические и юридические лица, бюджетополучатели).
Объектом является весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетная система и бюджетный механизм.
Цель бюджетной политики – это обеспечение финансовой и социальной стабильности в государстве.
Бюджетная политика должна базироваться на следующих основных принципах:
Главный приоритет бюджетной политики – это рост благосостояния населения.
Повышение реальных доходов населения позволит не только решить социальные задачи, но и повысить потребительский (платежеспособный) спрос, являющийся условием стабильного экономического роста доходов бюджета.
Бюджетная политика современной России должна быть направлена на решение следующих групп проблем:
Доходы бюджетной системы РФ: методология их планирования
Экономическая сущность планирования бюджетных доходов
Процесс планирования доходов бюджета строится на основе норм бюджетного и налогового законодательства РФ.
Планирование бюджетных доходов представляет собой действия всех ветвей власти, связанные с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их распределение по уровням бюджетной системы.
Планирование доходов
Каждый из этих показателей служит основой для расчета как общей суммы поступлений бюджетных доходов, так и отдельных групп, видов налогов и прочих неналоговых поступлений в бюджеты.
На макроуровне планирование доходов бюджета осуществляет Министерство финансов РФ. Принимают в этом участие также другие экономические ведомства.
Работа по формированию бюджета по доходам включает 3 важных направления:
Планирование налоговых доходов – это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей.
Налоговое планирование подразделяется на 2 уровня:
Налоговое планирование на макроуровне охватывает сферу планирования в масштабе федерального, региональных и местных бюджетов. Основная задача налогового планирования на этом уровне – определение на заданный временной период экономики обоснованного размера поступлений налогов в соответствующее звено бюджетной системы.
Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование.
Оперативное планирование, осуществляемое на месяц (квартал), призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время.
Краткосрочное планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней на очередной год.
В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, а сама стратегия налогового планирования определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования. При текущем планировании детально анализируются и определяются размеры отдельных видов налогов, а перспективное планирование охватывает совокупность всех налогов.
И текущее и перспективное
В целом процесс налогового планирования предусматривает собой следующую схему действий:
Планирование неналоговых доходов
В основе планирования неналоговых доходов бюджета заложен новый порядок – функции прогнозирования этих доходов возложены на администраторов доходов.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ (№ 114 от 10 декабря и представляют2004г.) администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, органы управления гос. внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами гос. власти, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В настоящее время
Расходы бюджетной системы, порядок их финансирования
Главное назначение всех бюджетов – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти.
Система бюджетных расходов состоит из следующих основных блоков:
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы подразделяются на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Во всех звеньях территориальных бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.
Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных расходов на инвестиционные цели. Расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается гос. имущество.
Предоставление бюджетных