Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 12:27, курсовая работа
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1Экономическое содержание бюджета и его функции
.2Бюджетная система Российской Федерации: структура и принципы
.3Бюджетная политика Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПОКАЗАТЕЛЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010г. И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012гг.
.1 Анализ основных характеристик федерального бюджета на 2010г и на плановый период 2011-2012 гг.
2.2 Оценка и прогноз показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 - 2012 гг.
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ВЫХОДА БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ КРИЗИСА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕЕ СТАБИЛЬНОСТИ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Таблица 1.
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.
ПоказательОтчетОценкаПрогноз20
Как видно из таблицы 2. в докризисном периоде (с 2005 по 2008г) доходы федерального бюджета превышали расходы, т.е. был стабильный профицит бюджета, хотя и с тенденцией его номинального снижения. Так в 2005г. профицит бюджета составил 7,5% к ВВП, в 2006г. - 7,4% к ВВп, в 2007г. - 5,4 % к ВВП, в 2008г.- 4,1% к ВВП.
Главной задачей федерального бюджета на 2005 год было поддержание общей макроэкономической стабильности, реализация реформ в секторе государственного управления, создание благоприятных условий для реального сектора экономики.
В результате анализа состояния бюджетной системы в течение ряда последних лет были выявлены наиболее значимые проблемы в функционировании бюджетного механизма. В числе первоочередных проблем, которые необходимо было разрешить, стояли следующие:
сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;
оптимизировать структуры
обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;
перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;
оптимизировать бюджетную
Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами и общество знает, на что расходуются переданные им государству средства в виде налогов и других платежей. Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства РФ, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.
Усовершенствовать законодательную
базу и определить механизм регулирования
доходов и расходов по уровням
бюджетной системы означает, что
необходимо четко разграничить права,
полномочия и ответственность всех
уровней власти бюджетной системы,
урегулировать механизм устранения
встречных бюджетных потоков
денежных средств путем изъятия
доходов, создаваемых в территориальных
образованиях, более четко определить
механизм перераспределения доходов
между бюджетами различных
Оптимизировать бюджетную
А теперь рассмотрим основные характеристики федерального бюджета на 2010г и плановый период 2011-2012гг.
Сейчас же (в посткризисный период 2010-2012 гг.) предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17% к ВВП в 2009 г. до 15,7% в 2010 и 2011 гг., с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 г. и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 г. до 18,5% к ВВП в 2012 г. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, в 2010-2012 гг. сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 г. до 3,0% к ВВП в 2012 г.
Основными источниками финансирования
дефицита федерального бюджета в 2010
г. являются средства Резервного фонда
и Фонда национального
В связи с использованием большей
части накопленных в Резервном
фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности
федерального бюджета в 2009г. (более
80%) и нефтегазовых доходов федерального
бюджета в 2010-2012гг. в полном объеме
на покрытие расходов, поступления
средств в Резервный фонд и
Фонд национального благосостояния
не планируются, в связи с чем
средства Резервного фонда будут
практически исчерпаны в 2010г, а
объем средств Фонда
Для сохранения бюджетных резервов
в форме средств Фонда
.2 Оценка и прогноз показателей
социально-экономического
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся
сильным падением мировых цен
на энергоносители, серьезно ударил по
российской экономике и выявил целый
комплекс нерешенных проблем, острота
которых в прежние годы сглаживалась
благоприятной экономической
В настоящее время прогноз
На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.
В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76-ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010-2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03трлн.рублей до 9,69трлн.рублей.
Исходя из оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
Несмотря на значительное ухудшение
макроэкономической ситуации в целом
и, как следствие, резкое сокращение
доходов бюджетной системы
Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.
Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине 2008 года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению с 2008 годом вырастет более чем на 20%, то согласно оценкам 2009 года в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011гг.
Существенно ухудшен прогноз показателей внешней торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45% , импорт - на 55-58%.
По новым оценкам прибыль
предприятий для целей
Сокращение доходов ожидается
не только из-за ухудшения макроэкономических
условий развития экономики, но и
в результате реализации мер налогового
стимулирования, принятых в целях
преодоления последствий
Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.
Развитие экономики в 2010-2012 годах будет определяться тремя основными факторами:
ØПервый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы;
ØВторой определяется развитием частных инвестиций;
ØТретий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.
Ø Согласно прогнозу 2009г социально-экономического
развития в период 2010-2012 годов на
фоне стабилизации мировой экономики
и благодаря реализуемым
Прогноз добычи нефти учитывает то, что с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 гг. добыча стабилизируется на уровне 483 млн.т. в год.
Экспорт нефти будет постепенно
снижаться, при этом внутреннее потребление
нефти с ростом российской экономики
будет наращиваться. Объем добычи
газа, после резкого падения из-за
низкого внутреннего и внешнего
спроса в 2009 г., в последующие годы
начнет восстанавливаться. Прирост
инвестиций в основной капитал в
2010 г. составит порядка 0,5% и будет
происходить главным образом
за счет капитальных вложений в естественные
монополии, а также в отрасли
с высокой долей
В 2011-2012 гг. предполагается оживление
инвестиционной активности во всех сегментах
экономики благодаря
Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 г. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на 10-11% в год. Целевые параметры инфляции на 2010г. определены на уровне 10%, на 2011г. - 7-8%, на 2012г. - 5-7%.
Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 гг. основываются на прогнозе среднегодовой цены на нефть сорта «Urals» в 2010г. на уровне 55 долларов США за баррель, в 2011г. - 56 долларов США за баррель, в 2012г.- 57 долларов США за баррель (см. прил. рис. 2).
Докризисный аномально высокий
рост цен в середине 2008г. ожидаемо
сменился их резким падением: нисходящий
тренд прослеживался в целом
до весны 2009года. Быстрый подъем цен
на нефть с конца весны до середины
лета 2009г. стал причиной возвращения
чрезмерно оптимистических