Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:10, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
1.1. Экономическая сущность и функции бюджета. Бюджетное устройство
1.2. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
1.3. Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Сущность, причины и формы бюджетного дефицита
2.2. Источники и методы финансирования бюджетного дефицита
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
ГЛАВА 4. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс РФ, который был принят в 1998г., расширил понятие бюджетной системы, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ:
· единства;
· разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы;
· самостоятельности бюджетов;
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированности бюджета;
· эффективности и экономности использования бюджетных средств;
· общего покрытия расходов бюджета;
· гласности;
· достоверности бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее принципы организации бюджетной системы.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной систе5мы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов заключается в следующем:
· праве законодательных и исполнительных органов государственной власти органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
· наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
· законодательном закреплении регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным налоговым законодательством РФ;
· праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
· недопустимости изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по последним;
· недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших при исполнении законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все они подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств или наилучшего объема средств или наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств.Принцип общего покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы. Принцип гласностиозначает:
· обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и местного самоуправления;
· обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрении и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что их выделяют в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей и программ.
Действовавший в течение многих десятилетий механизм управления общественными финансами в нашей стране в целом обеспечивал централизацию финансовых ресурсов в бюджетной системе государства и использование их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти. Но этот механизм был создан и приспособлен для централизованного управления экономическими и социальными процессами в стране. Изменение политического строя и экономических основ в государстве, нашедшее отражение в Конституции 1993 г., новые задачи, стоящие перед бюджетной системой, выявили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток заключается в том, что этот механизм ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами.
Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ.
Цель проведения этих реформ:
· поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;
· обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;
· повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;
· формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы;
· оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
· обеспечение прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны.
Бюджетные реформы начались с первых лет перехода к рыночной экономике. Уже в 1991г. были разработаны и изданы два основополагающих закона: «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. № 1734-1 и «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 июля 1991г. № 146-ФЗ, заложивших новые основы формирования и функционирования бюджетной и налоговой систем нашего государства.
В 1991г. вместо действовавших раздельных для федерального и территориальных бюджетов классификацией была введена единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов.
Важным этапом реформирования межбюджетных отношений стал Закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997г. № 126-ФЗ, регламентировавший формирование и использование финансовых ресурсов местного самоуправления, впервые определивший состав местных финансов и принципы их образования и установивший, что формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
В 1997г. была введена новая бюджетная классификация, отразившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.
В 1998г. были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, установившие основы действующих в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса.
Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям:
1) реформирование межбюджетных отношений;
2) Реформирование бюджетного процесса;
3) Реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений).
В рамках первого направления Правительство РФ Постановлением от 30 июля 1998г. № 862 утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001гг.». Продолжением работы в этом направлении стали «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и издание в 2003 г. новой редакции ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ. Издание этого закона повлекло внесение существенных изменений в 2003г. в Бюджетный кодекс. Главным итогом реформирования межбюджетных отношений стало разделение уровней бюджетной системы России с определением на постоянной основе для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.
В 2005г. Министерство финансов РФ разработало «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами в РФ на 2006 – 2008 годы».
В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Правительством РФ «Положения о разработке перспективного финансового плана РФ» от 6 марта 2005г. №118, а также с подготовки и одобрения Правительством РФ «Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004 – 2006 годах» № 249 от 22 мая 2004г. Этим же постановлением было утверждено «Положение о докладах, о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».
Эта Концепция и утвержденный Правительством РФ План мероприятий по ее реализации в 2004 – 2006 гг. предусматривают осуществление мероприятий по внедрению среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентированных на результаты; введение новой бюджетной классификации и бюджетного учета; изменение процедур составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов.
В рамках третьего направления
бюджетных реформ в ближайшее
время предстоит решить задачи по
оптимизации сети бюджетных учреждений,
их реорганизации, внедрению новых
форм их финансирования, разработке и
использованию методов
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ.
2.1. Сущность, причины и формы бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит выступает
как сложная финансово-
Категория «бюджетного
дефицита» является результатом
и критерием эффективности
Как параметр бюджетной системы бюджетный дефицит означает превышение расходов над доходами и соответствующую потребность в дополнительных источниках финансирования расходов государства. Бюджетный дефицит может отсутствовать, и в этом случае проявляется новая форма бюджетных взаимосвязей – бюджетный профицит (излишек финансовых ресурсов государства над его расходами). Возможна и ситуация равенства суммы доходов и расходов бюджета, отражающая бюджетное равновесие.
Наличие бюджетных дефицитов
может вызваться широким
В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функциябюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство