Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Теоретической базой при написании работы явились книжные издания таких авторов, как Денисова И.П., Рукина С.Н. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Александров И.М. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.
Введение 4
1. Социально- экономическая сущность бюджетной системы и
бюджетного устройства РФ. 5 1.1. Экономическая сущность бюджетной системы. 5
1.2. Функции бюджетной системы. 7
1.3. Основные понятия бюджетной системы. Структура бюджетной
системы. 10 2. Анализ бюджетной системы. 14
2.1. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной
системы. 14
2.2. Бюджетный процесс: составление, рассмотрение и
исполнение бюджетов. 16
2.3. Структура доходов и расходов бюджета. 20
3. Организация бюджетной системы в России в современных
условиях. 24
3.1. Основные проблемы бюджетной системы. 24
3.2. Перспективы развития бюджетной системы. 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Второй этап формирования
федерального бюджета –
Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
.Второй стадией бюджетного
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:
Проект федерального закона
о федеральном бюджете в
Государственная Дума
Для обеспечения необходимой
степени конфиденциальности
В первом чтении проект рассматривается в течении 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Во втором чтении в течении 15 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В третьем чтении законопроект рассматривается в течении 15 дней со дня принятия его во втором чтении. В течении 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителем средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, рассматриваемым в третьем чтении, и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в комитете по бюджету и Правительстве Российской Федерации.
Государственная Дума
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Бюджеты исполняются по
2.3 Структура доходов и расходов бюджета.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов: налоги на прибыль, доход, прирост капитала, на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, на совокупный доход, на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:
доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от реализации государственных запасов, от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Существенную фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов:
На рисунке 2.1 показана динамика доходов бюджета с 2006- 2013 год. Отсюда мы видим, что доходы бюджета в 2007 году увеличились на 23% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году доходы увеличились на 19% по сравнению с 2007 годом. В 2009 произошло снижение доходов на 21% по сравнению с 2008 годом. Со второй половины 2010 года до 2013 года запланировано повышение доходов в среднем на 9.5%.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Основные статьи расходов
Различают две категории расходов: текущие, капитальные расходы.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития.
На рисунке 2.2 показана динамика расходов с 2006- 2013 год. Отсюда мы видим, что в 2007 году расходы бюджета увеличились на 39% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году расходы увеличились на 26% по сравнению с 2007 годом. В 2009 году увеличились на 28% по сравнению с 2008 годом. В первой половине 2010 года произошло уменьшение расходов на 23% по сравнению с 2009 годом. Со второй половины 2010 года до 2013 год запланировано увеличение расходов в среднем на 6%.
Глава 3. Основные проблемы и перспективы развития бюджетной системы Российской Федерации.
3.1 Проблемы развития бюджетной системы Российской Федерации.
Разработанный сегодня перспективный финансовый план, отражающий неполные задачи бюджетной политики и включающий главные параметры бюджетной системы на период 2011 - 2013 гг., свидетельствует о том, что макроэкономическая стабилизация достигнута. Однако темпы экономического роста снижаются (даже при росте цен на нефть).
Практически уже нет сомнений в том, что задача удвоения ВВП за 10 лет, поставленная Президентом РФ и 2003 г., недостижима, поскольку для этого экономический рост должен составлять не менее 8% в год.
Для повышения эффективности бюджетной политики необходимо решение ряда проблем:
1. Действующее налоговое законодательство пока не в полной мере обеспечивает благоприятные условия для эффективного развития отечественного бизнеса, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
2. в налоговой системе все еще сохраняются элементы, искажающие экономически обоснованную предпринимательскую мотивацию и препятствующие выводу хозяйственной деятельности из тени.
3. процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета излишне затянуты и громоздки.
4. законодательство о государственных закупках не отвечает современным требованиям. Из-за несовершенства применяемых механизмов государство по-прежнему несет дополнительные финансовые издержки при осуществлении закупок товаров и услуг, необходимых для реализации его функций.
5. не завершено упорядочение сети федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений. Недопустимо медленно принимаются решения о дальнейшей судьбе федеральных учреждений, функции которых признаны избыточными.
6. сохраняется проблема невыполнения прогнозных планов приватизации. Неоправданно затягиваются сроки принятия решений по значимым приватизационным сделкам. Не решена проблема реализации мелких пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.
7. осуществление функций государственной власти по-прежнему остается чрезмерно сконцентрированным на федеральном уровне. Требуется дальнейшее расширение перечня федеральных полномочий, исполнение которых делегируется органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Эта работа должна быть синхронизирована с реализацией мер по совершенствованию схемы размещения и сокращению штатной численности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Основной проблемой бюджетной политики является обслуживание государственного долга.
За период с начала 2008 года по конец 2010 года государственный долг в абсолютном размере увеличится на 56,2 %, в процентах к ВВП - с 8,5 до 9,1 %. Государственный внутренний долг увеличится на 102,7 %, в процентах к ВВП - с 4,6 до 6,4 %. Государственный внешний долг в рублевом эквиваленте увеличится на 2 %, в процентах к ВВП - снизится с 3,9 до 2,8 %.
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации