Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

- средства, получаемые  от передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

- средства от возврата  государственных кредитов, бюджетных  кредитов и бюджетных ссуд, в  том числе средства, получаемые  от продажи имущества и другого  обеспечения, переданного получателями  бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

- плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

- доходы в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных  капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  остающаяся после уплаты налогов  или иных обязательных платежей;

- другие доходы от  использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

- средства от продажи  уставного капитала организаций,  находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- средства от продажи  акций, находящихся в собственности  государства;

- доходы от реализации  государственных запасов и резервов;

- доходы от продажи  государственных производственных  и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

- иные доходы.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и условной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектами РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые доходы.

Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объёме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральным законами.

В структуре неналоговых  доходов федерального бюджета РФ наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

 

Виды дефицитов госбюджета и методы его покрытия.

Важнейшей проблемой является проблема сбалансированности госбюджета. Существует три состояния бюджета [10]:

1.дефицитный бюджет – расходы выше доходов.

2.профицитный бюджет – доходы выше расходов.

3.Состояние равновесия – расходы равны доходам.

Существуют различные  виды дефицита бюджета [10]:

-  Фактический дефицит  – это отрицательная разница  между фактическими доходами и расходами государства.

-  Структурный дефицит – разница между доходами и расходами бюджета рассчитанная для уровня соответственного уровню полной занятости.

-  Циклический дефицит  – разница между фактическим  и структурным дефицитом.

Действия государства  не всегда направлены на достижения сбалансированного бюджета, поскольку возникает целый ряд макроэкономических проблем требующих значительного увеличения государственных расходов (например: проведение антикризисной политики, регулирование занятости, объёма спроса, уровня деловой активности и т.д.). В результате осуществления дополнительных расходов на эти цели возникают активные бюджетные дефициты.

Существует несколько  способов погашения дефицита бюджета:

-  дополнительная эмиссия  денег. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемою инфляцию. Она подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, обесценивает сбережения населения, ведёт к «поеданию» оборотного капитала и амортизации, раскручивает спираль «цена – оплата труда». Правительство государств стараются избежать неоправданной эмиссии денег.

-  повышение налоговых ставок и увеличение налогооблагаемой базы. Этот инструмент более надежен, чем эмиссия денег, но и имеет свои минусы. Может привести к снижению деловой активности.

-  Государственные  займы. Тоже есть оборотная сторона, связанная с действием «эффекта вытеснения» - вытесняется часть бизнеса под влиянием повышения кредитных ставок.

Бюджетный дефицит может  быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует  циклический  бюджетный  дефицит, вызванный спадом  производства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования бюджета Российской Федерации

2.1. Проблема сбалансированности бюджета

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета  позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.

В экономической теории имеется несколько подходов к  решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству  руки при решении антициклической  перспективной задачи. Например, экономика  испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый  бюджет является не антициклическим, а  проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью  государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций  имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью  обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета  приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации  размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета  достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

• лимитирование бюджетных  расходов с учетом экономических  возможностей общества и объема централизуемых доходов;

• совершенствование  механизма распределения доходов  между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

• выявление и мобилизация  резервов роста бюджетных доходов;

• построение эффективной  системы бюджетного регулирования  и оказания финансовой помощи в сфере  межбюджетных отношений;

• планирование направлений  бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом  социально-экономических задач при  минимальных затратах и с максим, эффектом;

• сокращение масштабов  государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

• жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней  необходимостью;

• использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета  сбалансированность достигается с  помощью:

• введения процедуры  санкционирования бюджетных расходов;

• строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

• определения оптимальных  сроков осуществления расходов;

• использования механизма  сокращения и блокировки расходов бюджета;

• совершенствования  системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

• мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;

• последовательного  проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным  расходованием бюджетных средств;

• оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;

• использования бюджетных  резервов и т.д.

В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития