Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования – В любой стране государственный бюджет - это ведущее звено финансовой системы, которая является одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, которое в свою очередь играет определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций
- средства, получаемые
от передачи имущества,
- средства от возврата
государственных кредитов, бюджетных
кредитов и бюджетных ссуд, в
том числе средства, получаемые
от продажи имущества и
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли,
приходящейся на доли в
- часть прибыли государственных
и муниципальных унитарных
- другие доходы от
использования имущества,
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
- средства от продажи
уставного капитала
- средства от продажи
акций, находящихся в
- доходы от реализации
государственных запасов и
- доходы от продажи
государственных
- иные доходы.
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти.
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и условной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектами РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
6. Иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объёме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральным законами.
В структуре неналоговых
доходов федерального бюджета РФ
наибольшую долю составляют доходы от
внешнеэкономической
Виды дефицитов госбюджета и методы его покрытия.
Важнейшей проблемой является проблема сбалансированности госбюджета. Существует три состояния бюджета [10]:
1.дефицитный бюджет – расходы выше доходов.
2.профицитный бюджет – доходы выше расходов.
3.Состояние равновесия – расходы равны доходам.
Существуют различные виды дефицита бюджета [10]:
- Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами государства.
- Структурный дефицит – разница между доходами и расходами бюджета рассчитанная для уровня соответственного уровню полной занятости.
- Циклический дефицит – разница между фактическим и структурным дефицитом.
Действия государства не всегда направлены на достижения сбалансированного бюджета, поскольку возникает целый ряд макроэкономических проблем требующих значительного увеличения государственных расходов (например: проведение антикризисной политики, регулирование занятости, объёма спроса, уровня деловой активности и т.д.). В результате осуществления дополнительных расходов на эти цели возникают активные бюджетные дефициты.
Существует несколько способов погашения дефицита бюджета:
- дополнительная эмиссия денег. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемою инфляцию. Она подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, обесценивает сбережения населения, ведёт к «поеданию» оборотного капитала и амортизации, раскручивает спираль «цена – оплата труда». Правительство государств стараются избежать неоправданной эмиссии денег.
- повышение налоговых ставок и увеличение налогооблагаемой базы. Этот инструмент более надежен, чем эмиссия денег, но и имеет свои минусы. Может привести к снижению деловой активности.
- Государственные
займы. Тоже есть оборотная сто
Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит, вызванный спадом производства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.
Глава 2. Проблемы и пути совершенствования бюджета Российской Федерации
2.1. Проблема сбалансированности бюджета
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Если же избежать дефицита
бюджета не удается, даже исчерпав полностью
обычные источники
Сбалансированность бюджета
достигается разными методами; одни
из них применяются при
К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
• лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
• совершенствование
механизма распределения
• выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
• построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
• планирование направлений
бюджетных расходов, положительно воздействующих
на рост доходов и одновременно обеспечивающих
решение стоящих перед
• сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
• жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
• использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
• введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
• строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
• определения оптимальных сроков осуществления расходов;
• использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
• совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
• мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
• последовательного
проведения финансового контроля за
целевым, экономным и эффективным
расходованием бюджетных
• оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
• использования бюджетных резервов и т.д.
В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира.
Информация о работе Бюджетное устройство РФ содержание, проблемы, пути развития