Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:58, доклад
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в форме:
а) муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, или
б) кредитов, полученных от кредитных организаций.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1.Бюджетный дефицит - зло,
но еще большим злом для
экономики и финансов страны
является мнимое его
2.Баланс бюджета и даже
превышение бюджетных доходов
над расходами не следует
3.Величина бюджетного
дефицита, о чем свидетельствует
мировой опыт, не должна превышать
предельно допустимого размера,
4.Для покрытия бюджетного
дефицита могут использоваться
разнообразные формы
5.Для преодоления бюджетного
дефицита необходимо «лечение»
самой экономики, так как без
обеспечения динамизма в ее
развитии и реально ощутимой
эффективности невозможно
Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает здоровья экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
Состояние гос. бюджета и уровень его сбалансированности определяются 3
основными факторами:
1. долгосрочная тенденция в динамике налоговых поступлений и гос. расходов;
2. стадия экономического цикла, в которой находится экономика страны в
рассматриваемый период;
3. текущая политика
государства в области
Достаточно часто
· «налоговая амнистия»: государство позволяет налогоплательщикам, ранее
уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
· Проведение мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
· Введение дополнительных или временных налогов;
· Отсрочка по выплате з/п работникам гос. сектора;
· Отсрочка по обязательной индексации з/п в связи с ростом уровня инфляции;
· Распродажа гос. активов.
Искусственное завышение размеров дефицита может происходит в результате следующих обстоятельств:
· При оценке величины гос. расходов не всегда учитывается амортизация в
гос. секторе экономики;
· Зачастую величина % выплат по гос. долгу завышается за счет
инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных % ставок весьма значительны, это завышение гос. расходов также может быть очень существенным. Возможны ситуации, когда реальный дефицит и долг уменьшаются, а номинальный (официальный) дефицит и долг растут, что существенно затрудняет оценку проводимой Правительством политики, поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию, с учетом которой определяют:
- Реальный бюджетный дефицит, т.е. разницу между номинальным дефицитом и величиной % по гос. долгу, умноженной на темп инфляции.
-Операционный дефицит – общий дефицит бюджета, за вычетом инфляционной части % платежей.
Стратегической целью любого государства является достижение сбалансированного бюджета, однако, часто дефицит гос. бюджета рассматривается как важный инструмент экономической политики государства в части макроэкономического регулирования, грамотное обращение с которым позволяет государству решать достаточно большой круг социальных и экономических проблем (главное условие – недлительность дефицита).
Существуют разные взгляды на продолжительность деятельности государства по сбалансированию бюджета:
1. Теория ежегодно балансируемого бюджета. Согласно ей,
Правительству следует добиваться равенства доходов и расходов бюджета ежегодно при составлении его проекта. Это позволяет национальным правительства проводить более ответственную экономическую политику, позволяет государству жить по средствам, не накапливать долги и не провоцировать инфляцию. Если происходит снижение доходов, государству следует либо повысить налоги, либо снизить расходы, и наоборот.
2. Теория циклического балансирования бюджета (была заложена Кейнсом в 30-е года). Эта теория отвергает необходимость ежегодного балансирования бюджета и фактически легализовывает дефицит для стимулирования экономики. Во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство должно снижать налоги и увеличивать расходы. В течение фазы экономического подъема государство должно рассчитываться по возникшим долгам за счет повышенных ставок налогов или за счет введения новых налогов. Т.о. избыток бюджетных средств в фазе подъема экономики компенсирует дефицит в фазе кризиса.
При этом большую роль теория отводи т.н. «встроенным стабилизаторам»:
прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства (соц. выплаты, пособия и др.); с их помощью государство способно воздействовать на рыночную конъюнктуру, совокупный спрос и деловую активность.
3. Теория компенсирующего бюджета. Теория считает невозможным и вообще ненужным добиваться сбалансированности бюджета, т.к. в современных условиях действуют устойчивые экономические факторы, увеличивающие дефицит бюджета.
Главный источник увеличения доходов бюджета – гос. кредит, который способен компенсировать разрыв доходов и расходов, привлечь сбережения хозяйствующих субъектов и инвестировать их в экономику.
В странах с развитой рыночной экономикой государство стремиться балансировать бюджет в более длительной перспективе на циклической основе. В странах с переходной экономикой, где экономическая ситуация наименее предсказуема, правительства вынуждены ежегодно балансировать бюджет.
Способы финансирования дефицита бюджета:
I. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация – способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского
финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах:
- в виде расширения кредитов ЦБ предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей, т.е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.
Монетизация – высокорисковый способ финансирования, т.к. оказывает
отрицательное воздействие на состояние платежного баланса: в результате роста предложения денег на руках у населения накапливается наличность,
увеличивается спрос на товары и услуги, что неизбежно приводит к росту цен и давлению на платежный баланс.
Негативные инфляционные последствия монетизации могут смягчаться мерами жесткой денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности коммерческих банков путем повышения ставки рефинансирования, либо норма резервирования, и одновременно расширяет кредиты гос. сектору на финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут, сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на экономику.
В целом монетизацию можно применять в следующих случаях:
· Имеется очень большой внешний долг, что исключает финансирование
дефицита из внешних источников;
· Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;
· Валютные резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного баланса – главная задача;
· Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло к постоянному росту цен.
II. Долговое финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета
является более
Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным
последствиям для экономики.
III. Повышение налоговых поступлений в бюджет, также
доходов от приватизации и продажи имущества (используется зачастую просто для привлечения доходов в бюджет).
Минфин оценил дефицит бюджета РФ в 2011 году в 29,9 миллиарда рублей.
Доходы России в 2011 году составят 11,068 триллиона рублей, а расходы – 11,098 триллиона рублей.
Проект бюджета на будущий год был внесен в Госдуму в конце сентября. Заключительное чтение документа состоится 22 ноября.