Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности дефицита государственного бюджета и путей его преодоления, определение допустимых размеров государственного долга и поиск путей их достижения.
Изучены и подробно описаны понятие государственного бюджета, его структура, доходная и расходная составляющие, охарактеризованы бюджетный дефицит, государственный долг и его виды, изучена динамика.
Изучены особенности бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь, предложены направления по регулированию и минимизации дефицита и государственного долга.
Проведен анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………...5
1.1. Сущность и структура государственного бюджета…………………….5
1.2. Бюджетный дефицит и его характеристика..……………………………8
1.3. Государственный долг и его определение……………………………..12
ГЛАВА 2. Анализ основных показателей бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь……………………………..….16
2.1. Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит………16
2.2. Анализ государственного долга и его основных показателей………..24
ГЛАВА 3. Методы регулирования и минимизации бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь………..……………………..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………………………….…….38
Приложения…………………………………………………………………..41
Бюджетный дефицит
является проявлением кризиса
государственных финансов. Однако
нужно иметь в виду, что подобно
другим внутренне присущим
Финансовой наукой
и международной практикой
Возникновение и рост
бюджетного дефицита могут
• частотой и продолжительностью спадов производства;
• чрезмерными социальными расходами, например, на социальное обеспечение и здравоохранение, на образование и создание новых рабочих мест, на содержание государственного жилого фонда и т.п., - безотносительно к динамике экономической эффективности.
• усилением влияния на финансовую систему страны экономико-политических циклов.
• расширением "теневой экономики" в результате, прежде всего, чрезмерно высоких налогов: нередко их рост, преследующий цель сокращения бюджетного дефицита, становится, напротив, фактором его роста.
• бюрократизацией
• увеличением затрат на
обслуживание государственного долга,
что формирует некий порочный
круг: старый долг через рост расходов
порождает новые долги
• неудовлетворительной организацией процесса налогообложения и негативным отношением налогоплательщиков, не усматривающих по ряду причин сколько-нибудь тесной связи между произведенными ими выплатами в бюджетную систему и полученными взамен выгодами от реализации спектра правительственных программ;
• милитаризацией экономики: увеличением расходов на ведение "холодной" (гонки вооружений) или "горячей" войны (связанной с ведением активных военных действий). [1, с. 187]
Для понимания сущности
дефицита важно уяснить, что
речь не идет об
Для того, чтобы определить воздействие бюджетного дефицита на состояние национальной экономики в целом, необходимо оценить качество самого дефицита, которое может быть весьма различным.
Таким образом, можно
сделать вывод, что не всегда
наличие дефицита бюджета
1.3 Государственный долг и его определение
Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (за минусом бюджетных излишков). [16, с.155] Государственный долг является показателем запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2012 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, который рассчитывается за определенный период времени (за год).
Государственный долг
– это сумма задолженности
по выпущенным и непогашенным
государственным займам (включая
начисленные проценты). Следует отметить,
что понятие государственного
долга различными теоретиками
дается различное. При этом
в конечном итоге для
По источникам финансирования
государственный долг может
Внешний государственный
долг - это составная часть
- отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 50% - низкий);
- отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг (менее 220% - низкий);
По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
- другие государства;
- международные финансовые
организации (такие как
- частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный
долг - это составная часть
Внутренний государственный
долг рассматривается как «
1. погашение задолженности
производится за счет
2. для уменьшения долга
государство может увеличивать
налоги, что может привести к
макроэкономическим
3. действует эффект «вытеснения
инвестиций» частных
Основными кредиторами
внутреннего долга, как
Таким образом, можно
сделать вывод, что опасность
большого государственного
Серьезные проблемы
и негативные последствия
а) снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из
производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
б) перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
в) усиливается неравенство в доходах;
г) рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
д) необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
е) создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
ж) возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
з) выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;
и) может появиться угроза долгового и валютного кризиса.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Динамика республиканского бюджета и бюджетный дефицит
Предельные размеры
дефицита республиканского
Предельный размер
дефицита республиканского
На 2012 год государственный
бюджет утвержден по расходам
в сумме 92 771 972 225 тыс. рублей, исходя
из прогнозируемого объема
Если отследить планируемые
ежегодно размеры
Таблица 2.1 - Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2006-2011 гг., млрд. руб.
Год 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Доходы бюджета 25508,1 30611,1 38152,2 54899,3 35522,4 33611,4
Расходы бюджета 26638,1 32011,1 40342,2 57699,3 38222,4 39611,4
Дефицит 1130,0 1400,0 2190,0 2800,0 2700,0 6000,0
Примечание – Источник: [Собственная разработка]
На 2011 год были запланированы
снижение доходов (на 1911 млрд. рублей
по сравнению с 2010 годом) и
рост бюджетных расходов (на 1389 млрд.
рублей по сравнению с 2010 годом).
В результате, запланировано и
значительное увеличение
Еще в начале 90-х
годов Республика Беларусь
В экономической литературе
этого периода бюджетный
После распада СССР
Беларуси досталась
В 1991 г. Беларусь
была объявлена суверенной. Сальдо
бюджета независимой