Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия бюджетного дефицита, причины его возникновения и формы покрытия. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
Рассмотреть понятие и сущность бюджетного дефицита;
Изучить виды бюджетного дефицита;
Рассмотреть причины возникновения дефицита;
Проанализировать состояние бюджетного дефицита;
Рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……..3
Теоретические основы бюджетного дефицита…………………….…....5
Понятие и сущность бюджетного дефицита…………….…….….5
Виды бюджетного дефицита…………………………………..…...8
Причины возникновения бюджетного дефицита……………….. 11
Анализ бюджетного дефицита в России за 2011 г. ……………………14
Состояние бюджетного дефицита в России ……………………..14
Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита….18
Финансирование бюджетного дефицита и балансирование государственного долга Российской Федерации….……………………20
Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2012-2014 гг. и источники его финансирования ……...…………………………….20
Влияние государственного долга на развитие экономики России…………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….30
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый вид бюджетного дефицита имеет свои особенности и формы проявления, на основе которых можно их различать.
1.3. Причины возникновения бюджетного дефицита
Как говорилось ранее, бюджетный дефицит является отрицательной экономической категорией, но однозначно отнести его к катастрофическим ситуациям не возможно, так как дефицит может быть связан с различными причинами. И в соответствии с этим различают несколько состояний бюджетного дефицита:
Во-первых,
дефицит может возникнуть в связи
с необходимостью осуществления
крупных государственных
Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.
В-третьих,
бюджетный дефицит может
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием: чрезмерных государственных расходов; ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы; циклических спадов в экономике
Образование дефицита возможно, когда государство расходует деньги, надеясь получить их и компенсировать расходы по мере налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, то в стране образуется бюджетный дефицит и государственный долг.[12]
Существует много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
Поэтому, можно сделать вывод, что существует много причин для возникновения бюджетного дефицита, но следует четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, и какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РОССИИ ЗА 2011 ГОД
2.1. Состояние бюджетного дефицита в России
На основе данных Министерства Финансов Российской Федерации можно составить таблицу доходов и расходов, которая в дальнейшем поможет определить бюджетный дефицит.[4]
Таблица 1
Показатели доходов и расходов за 2008-2012 гг., млрд. руб.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы |
8056,9 |
8706,1 |
9408,2 |
7455,7 |
9503,4 |
Расходы |
6901,6 |
8282,8 |
9034,6 |
9389,8 |
11239,9 |
На основе данной таблицы можно рассчитать дефицит бюджета.
Таблица 2
Дефицит бюджета за 2008-2012 гг., млрд. руб.
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Дефицит |
1155,3 |
423,3 |
373,6 |
-1934,1 |
-1736,5 |
По данным этой таблицы мы видим, что бюджетный дефицит в нашей стране наблюдается только в 2011 и 2012 году. В остальное время, с 2008 до 2010 года, в нашей стране наблюдался профицит, то есть доходы государства превышали расходов.
Найдем абсолютный прирост (убыль) бюджетного дефицита за 2008-2012 гг. (разность между двумя уровнями ряда, показывающая насколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения).
а) базисный абсолютный прирост, млрд. руб.
Базисный абсолютный прирост ∆уб определяется как разность между сравниваемым уровнем yi и уровнем, принятым за постоянную базу сравнения yo
∆уб = yi - yo
За базу сравнения мы возьмем дефицит бюджета за 2010 год.
∆у2008 = 1155,3-373,6 = 781,7
∆у2009 = 423,3 - 373,6 = 49,7
∆у2010= 373,6- 373,6 = 0
∆у2011 = -1934,1- 373,6 = -2307,7
∆у2012 = -1736,5 - 373,6 = -2110,1
б) цепной абсолютный прирост, млрд. руб.
Цепной абсолютный прирост ∆уц – разность между сравниваемым уровнем yi и уровнем, который ему предшествует, yi-1
∆уц = yi - yi-1
За сравниваемый уровень мы возьмем дефицит бюджета за 2009 год.
∆у2009 = 423,3- 1155,3 = -732
∆у2010 = 373,6- 423,3 = -49,7
∆у2011 = -1934,1- 373,6 = - 2307,7
∆у2012 = -1736,5 + 1934,1= 197,6
На основе рассчитанных данных можно составить сводную таблицу, рассчитанных показателей.
Таблица 3
Показатели абсолютного прироста (убыли) бюджетного дефицита за 2008-2012 гг.
№ п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1 |
Дефицит федерального бюджета |
млрд. руб. |
1155,3 |
423,3 |
373,6 |
-1934,1 |
-1736,5 |
2 |
Абсолютный прирост |
млрд. руб. |
|||||
3 |
Базисный |
781,7 |
-2110,1 |
0 |
-2307,7 |
49,7 | |
4 |
Цепной |
0 |
-732 |
-49,7 |
- 2307,7 |
197,6 |
Из таблицы видно что, по сравнения с взятым за базис периодом 2010 годом, по сравнению с 2012 годом бюджетный дефицит увеличился на 49,7 млрд. руб.
А по цепному абсолютному приросту видно, что бюджетный дефицит в 2012 по сравнению с 2011 увеличился на 197,6 млрд. руб.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:
внутренние источники :
1. кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
2. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
3. бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
4. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
5. сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
6. изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
внешние источники:
1. государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
2. кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, могут быть внутренние источники в следующих формах:
1. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
2. бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
3. кредиты, полученные от кредитных организаций;
4. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
5. изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
1. муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
2. кредиты, полученные от кредитных организаций;
3. бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
4. поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
5. изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что за последние года в нашей стране преобладает дефицит бюджета, это свидетельствует о не эффективности экономической политики государства по устранению бюджетного дефицита, но в настоящее время существует много способов его покрытия.
2.2. Государственный долг, как следствие бюджетного дефицита
Одной из проблем,
порождаемых бюджетным
Государственный
долг – это сумма непогашенных
дефицитов госбюджетов, накопленная
за всё время существования
Динамика государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в следующей таблице.[18]
Таблица 4
Динамика государственного долга РФ за 2008-2012 гг.
На 1 января 2008 г. |
На 1 января 2009 г. |
На 1 января 2010 г. |
На 1 января 2011 г. |
На 1 января 2012 г. |
Изменение 2012 г. к 2008 г. | |
Гос. долг РФ, млрд. руб. |
2402,8 |
2692,0 |
3923,4 |
5499,2 |
7026,8 |
4624 |
% к ВВП |
7,3 |
6,5 |
9,7 |
12,7 |
14,6 |
7,3 |
Гос. внутренний долг, млрд. руб. |
1301,2 |
1499,8 |
2515,3 |
3301,8 |
4109,7 |
2808,5 |
% к ВВП |
4,0 |
3,6 |
9,7 |
7,6 |
8,5 |
4,5 |
Гос. внешний долг, млрд. руб. |
1101,6 |
1192,2 |
1408,1 |
2197,4 |
2917,1 |
1815,5 |
% к ВВП |
3,3 |
2,9 |
3,5 |
4,9 |
6,1 |
2,8 |
По данной таблице видно, что государственный долг Российской Федерации на 2012 год составил 7027,8 млрд. рублей, и по сравнению с государственным долгом на 2008 году он увеличился на 4624 млрд. рублей.
Внутренний государственный долг на 2012 год составляет 4109,7 млрд. рублей, и по сравнению с 2008 годом он увеличится на 2808,5 млрд. рублей.
Внешний государственный долг на 2012 год составляет 2917,1 млрд. рублей, и по сравнению с 2008 годом он увеличится на 1815,5 млрд. рублей.
Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения, формы покрытия