Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:30, реферат
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение
1. Бюджет, его роль и устройство
1.1 Экономическое содержание и роль бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
2. Доходы и расходы бюджета
2.1 Источники формирования доходов государственного бюджета
2.2 Расходы бюджета и повышение их эффективности
3. Бюджетная политика
3.1 Сбалансированность бюджета и методы ее достижения
3.2 Профицит бюджета
3.3 Механизм распределения профицита
Заключение
Список использованной литературы
- обеспечение
деятельности Президента
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности;
- национальная
оборона и обеспечение
- фундаментальные
исследования и содействие
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация
последствий чрезвычайных
- исследование и использование космического пространства;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
- компенсация
государственным внебюджетным
- пополнение
государственных запасов
- проведение
выборов и референдумов
- федеральная инвестиционная программа;
- обеспечение
реализации решений
- финансовая
поддержка субъектов
- официальный статистический учет и др.
Средства федерального бюджета используются также для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемые в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:
- государственная
поддержка отраслей
- обеспечение
правоохранительной
- обеспечение противопожарной безопасности;
- научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
- обеспечение социальной защиты населения;
- обеспечение
охраны окружающей природной
среды, охраны и
- обеспечение
предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение
развития федеративных и
- обеспечение
деятельности избирательных
- обеспечение деятельности средств массовой информации;
- финансовая помощь другим бюджетам;
- прочие
расходы, находящиеся в
Через федеральный бюджет проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов.
Второе место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 24%).
Третье место (14%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное примерно 50%, на социальную политику – около 50%, культуру и искусство – более 20%.
Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 4% всех расходов. В то же время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 40%, на сельское хозяйство – свыше 30%.
Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств.
Бюджетная
политика в настоящее время
Современная бюджетная политика ориентирована на сокращение государственных расходов в экономику, прежде всего, за счет инвестиционной составляющей. Основным направлением в области повышения эффективности деятельности и совершенствования структуры государственного сектора экономики является постепенной переход от административных к корпоративным принципам управления. Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих. Главными приоритетами в бюджетных расходах будет: борьба с бедностью; обесценивание внутренней и внешней безопасности государства; судебная система; воспроизводство научного потенциала, социальная сфера.
Для повышения жизненного уровня нуждающейся части населения предполагается ежегодно увеличивать из бюджета ассигнования на пособия. Возрастут расходы на образование и здравоохранение. Финансирование учреждений социальной сферы будет организовано таким образом, что размер бюджетных расходов должен находиться в зависимости от конечных результатов их деятельности. А в целом необходима концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач.
Сбалансированность бюджета
является одним из основных принципов
составления бюджета и
Подходы правительств различных государств к выбору методов сбалансированности бюджетов различались на разных этапах исторического развития. До 30-х гг. XX в. национальные правительства строили свою финансовую политику исходя из стремления к достижению ежегодного равенства доходов и расходов. Это соответствовало представлениям об ответственном перед страной правительстве, которое без надобности не увеличивает расходы, не повышает налоги и не накапливает долги. Мировой экономический кризис 1929—1930 гг. заставил многих представителей экономической науки пересмотреть взгляды на обоснованность использования такого метода достижения сбалансированности бюджетов. Кризис наглядно показал, какую опасность для общества представляют массовые банкротства предприятий, растущая армия безработных и другие негативные последствия обвального падения производства и потребления. Антикризисные мероприятия стали неотъемлемой частью национальной политики многих стран, предполагавшей активное использование государственных финансов в качестве инструмента регулирования экономики. В бюджетной сфере такой практике соответствовала политика циклического балансирования бюджета с оправданием его дефицита, направленного на стимулирование экономического развития.
Представители кейнсианской теории обосновали отсутствие необходимости достижения ежегодного равенства доходов и расходов бюджета и заложили фундаментальные основы использования государственных расходов, налогов, бюджетного дефицита и государственных заимствований для оптимизации условий развития на разных фазах экономического цикла. При этом была доказана необходимость достижения равенства доходов и расходов бюджета в рамках всего цикла экономического развития, а не на отдельных его фазах.
С 80-х гг. XX в. на основе теории "экономики предложения" (кейнсианство же концентрировало внимание на регулировании спроса) формируются новые взгляды на проблему использования государственных финансов для стимулирования экономического роста. Появляются и начинают применяться на практике теории "компенсирующего бюджета", "функциональных финансов" и т.п. При некотором различии в подходах к тактике использования отдельных финансовых инструментов, в отношении к бюджетному дефициту, общим для этих теорий является признание необязательности ежегодного достижения равенства между расходами и доходами бюджета, активное использование государственных расходов и налоговой политики для постоянного поддержания в стране благоприятной макроэкономической ситуации. Разрыв между бюджетными доходами и возрастающими расходами покрывается поступлениями от государственных заимствований.
В настоящее время правительства экономически развитых стран взяли на вооружение рекомендации современных теорий использования государственных финансов для целей регулирования экономики. В этих условиях бюджетный дефицит и сопутствующий ему государственный долг рассматриваются не как "зло" экономики, а как гибкие и эффективные инструменты государственной политики. Однако их использование имеет определенные рамки. Экономическая наука установила (а практика это подтверждает), что предельным уровнем бюджетного дефицита являются 3% ВВП. Максимальной границей государственной задолженности в Европейском союзе, например, считается 60% ВВП.
Правительства государств с развивающейся и переходной экономикой, где перспективы роста не могут быть точно спрогнозированы и определяются многочисленными (зачастую случайными) факторами, стремятся к составлению бюджета, основанного на равенстве доходов и расходов, но в действительности получают бюджетный дефицит. Некоторые из них (например, правительства стран, экономика которых ориентирована на экспорт энергоресурсов) вынужденно проводят политику профицитного бюджета и формирования на этой основе стабилизационных (резервных) фондов.
Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.
Бюджетный дефицит и профицит могут быть первичными и общими (итоговыми). Первичный дефицит имеет место при превышении суммы бюджетных расходов (за минусом расходов на обслуживание долга) над величиной его доходов. Первичный профицит образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). Общий дефицит и профицит определяются на основе сравнения общих сумм бюджетных расходов и доходов.
Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Государство, использующее финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пойти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей. В этом случае неизбежно появление структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии и только во вторую очередь — желанием правительства компенсировать сокращение спроса путем увеличения государственных расходов. Обратная ситуация возникает в фазах оживления и подъема: с ростом производства расширяется налоговая база и возрастают доходы бюджета, но правительство сокращает расходы для того, чтобы нивелировать увеличение спроса со стороны предпринимателей и населения.
Информация о работе Бюджетный профицит и механизм его распределения