Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:15, реферат
Целью работы является рассмотрение управления бюджетным процессом. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
1. Введение 3
2. Принципы бюджетного процесса и его основные этапы 5
3. Участники бюджетного процесса и их полномочия 11
4. Ход бюджетного процесса в 2010 году 21
5. Заключение 26
6. Список литературы 27
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный технический университет
Кафедра математические методы и информационные
технологии в экономике
Реферат на тему:
«Бюджетный
процесс в Российской
Федерации»
по
дисциплине «Финансы и кредит»
Омск – 2011
Содержание
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.
Целью работы является рассмотрение управления бюджетным процессом. Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.
Воздействие
бюджетной политики на экономику
страны в целом и ее отдельные
ее сегменты очень велико, оно затрагивает
интересы самых разных категорий населения,
хозяйствующих субъектов, государственных
органов. Поэтому планирование и утверждение бюджета является сферой конкуренции
различных групп интересов. Обсуждение
законов о бюджете вызывает широкий общественный
резонанс и привлекает внимание не только
специалистов, но и средств массовой информации,
простых граждан. Помимо текущих приоритетов
бюджетной политики, дискуссии разворачиваются
вокруг фундаментального вопроса экономической
теории и практики - о роли и масштабах
государственного регулирования. Рост
доли ВВП, перераспределяемой
через бюджет, отражает усиление
регулирующего воздействия на экономику.
Наоборот, ее снижение является индикатором
более либеральной экономической политики.
Выбор между данными вариантами в долгосрочном
плане зависит от общественных предпочтений,
которые выявляются в процессе избирательной
кампании, референдума и других форм волеизъявления
граждан. Например, при росте имущественного
расслоения населения или неравенства
экономического потенциала регионов в
обществе усиливается поддержка перераспределительных
программ. Политические партии, выступающие
за расширение таких программ, получают
дополнительные голоса избирателей. Итогом
избирательной кампании является рост
численности их фракций в парламенте и,
как следствие, - усиление влияния на процесс
законотворчества. Программы перераспределения
включаются в закон о бюджете, в результате чего
роль бюджетного
регулирования
в экономике возрастает.
Для бюджетного процесса
Выделяются следующие стадии бюджетного процесса в Российской Федерации, которые включают в себя ряд последовательных процедур.
1. Начальная стадия бюджетного процесса — составление проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:
а) подготовительная процедура по составлению проекта бюджета или процедура бюджетного планирования и прогнозирования (Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, разработка прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной и налоговой политики);
б) непосредственное составление проекта бюджета Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.
Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.
2. Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение проекта бюджета, которая включает следующие процедуры:
а) внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа;
б) принятие к рассмотрению закона (решения) о бюджете;
в) экспертиза проекта федерального закона о федеральном бюджете Счетной палатой РФ и дача заключения;
г) рассмотрение и утверждение проекта закона в нескольких чтениях;
д) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (для федерального бюджета);
е) рассмотрение секретных статей федерального бюджета;
ж) рассмотрение, подписание и обнародование Президентом РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ и муниципального образования.
Бюджет должен быть «прозрачным», подконтрольным не только на стадии составления плана расходования бюджетных средств, но и особенно на стадии рассмотрения и утверждения бюджета с тем, чтобы обеспечить реальную аккумуляцию и расходование бюджетных ассигнований.
3. Третья стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета и осуществление бюджетного учета, которая включает следующие процедуры:
а) составление и ведение сводной бюджетной росписи;
б) составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
в) исполнение бюджета по доходам;
г) исполнение бюджета по расходам;
д) внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Обеспечение эффективного и экономного использования бюджетных средств дает возможность реализации публичной властью приоритетных направлений государственной политики в рамках финансирования расходов федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Исполнение бюджета предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных расходов.
Процедура кассового исполнения бюджета, состоящая в списании бюджетных средств непосредственно со счета органа Федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя, лишает возможности бюджетополучателя изменить направление финансирования, определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований. И тем самым обеспечивается контроль за адресным и целевым использованием бюджетных средств.
4. Четвертая стадия бюджетного процесса — составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности, которая включает следующие процедуры:
а) составление бюджетной отчетности;
б) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета;
г) рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета. Законодатель в БК РФ не устанавливает правовые последствия в случае отклонения отчета об исполнении федерального бюджета. В такой ситуации согласно БК РФ необходимо руководствоваться нормой, закрепленной в п.3 ст. 264.5. БК РФ, которая гласит, что «в случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц». Дальнейшая процедура рассмотрения и утверждения закона об исполнении бюджета не прописана, да и четких правовых последствий отклонения закона об исполнении бюджета в БК РФ не предусмотрено.
Бюджетный контроль является необходимой процедурой, сопровождающей стадии составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения проекта бюджета, исполнения бюджета и осуществления бюджетного учета, а также составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Цель бюджетного контроля — соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций и задач.
При
реализации контрольных полномочий
законодательных (представительных органов)
важную роль играют специально созданные
собственные контрольные
Система контроля Счетной палаты РФ интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджета каждого финансового года, реализуемого на трех последовательных стадиях — стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.
Данные стадии бюджетного процесса носят цикличный, повторяющийся характер и последовательно сменяют друг друга. Завершение и выполнение одной стадии является условием и началом другой стадии бюджетного процесса.
Представляется возможным выделить специальные принципы бюджетного процесса, которые в большей степени отражают его сущность и нуждаются в законодательном закреплении.
К ним относятся принципы:
Каждая из существующих стадий бюджетного процесса отличается следующими признаками: во-первых, задачей, лежащей в основе каждой из стадий бюджетного процесса. Так, например, задачей стадии составления проекта бюджета является своевременное составление проекта бюджета основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств; во-вторых, для каждой стадии бюджетного процесса характерен определенный состав субъектов, причем разграничиваются их полномочия в зависимости от стадии бюджетного процесса; в-третьих, каждая из стадий бюджетного процесса ограничивается определенными сроками; в-четвертых, каждая из стадий бюджетного процесса завершается определенным действием или принятием соответствующего правового акта. Так, например, стадия составления и рассмотрения проекта бюджета завершается принятием закона о бюджете на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ, на муниципальном уровне — муниципальным правовым актом муниципального образования.
Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации