Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:04, курсовая работа
В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, а также изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.
Представительная же власть, утверждая закон о бюджете, ожидает от исполнительной власти исполнения конкретных мероприятий, целевых программ и решения конкретных задач в интересах избирателей, для чего, собственно, и «разрешает» исполнительной власти потратить соответствующие средства бюджета. При этом регламентация программ не редко носит довольно общий характер: детализация этапов не достаточно подробна, а формулировки допускают слишком широкое толкование.
Согласно
докладу Контрольно-счетной
1.
Введение натуральных
2.
Предоставление органам
3.
Повышение эффективности
Введение в бюджет натуральных показателей в качестве целевых задач позволяет рассматривать бюджет, как документ, определяющий перечень ожидаемых результатов мероприятий, финансируемых из бюджета. В этом случае, руководствуясь одним из основных направлений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, а именно «совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования», расходную часть бюджета целесообразно изначально формировать на основе целевых статей. Основным предметом обсуждения и утверждения в процессе принятия закона о бюджете вместо финансовых показателей при этом становятся конкретные мероприятия. Т.е. на первом плане оказывается главное – деятельность государства, а не второстепенное – финансовое обеспечение этой деятельности.
Степень
детализации натуральных
В свою очередь финансовые показатели закона о бюджете и закона о его исполнении приобретают вспомогательный характер. Но финансовые показатели в законе об исполнении бюджета необходимы для последующей оценки эффективности и рациональности деятельности органов исполнительной власти. Результаты такой оценки должны служить основанием, как для совершенствования бюджетного законодательства, так и для применения административных и иных предусмотренных законом мер в отношении отдельных исполнителей.
Использование в законе о бюджете натуральных показателей влечет необходимость внесения определенных изменений в алгоритм составления и рассмотрения бюджета, что соответствует одному из основных направлений Концепции, предусматривающему «упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета».
Проверка полноты исполнения бюджета в части натуральных показателей может проводиться не только силами Контрольно-счетных органов (КСО) и привлеченных аудиторских компаний, но и депутатами лично, либо силами приданного им административного аппарата, а также общественными организациями и гражданами в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.
КСО должен консолидировать информацию, полученную как самостоятельно, так и из сторонних источников (аудиторские фирмы, депутаты, общественные организации и граждане), и на ее основе проводить анализ эффективности и законности исполнения бюджета. Сводная информация о результатах внешнего аудита направляется в законодательный и исполнительный органы государственной власти.
Информация о бюджетном процессе должна быть максимально доступна для общества. Поэтому следует законодательно закрепить обязательность публикации в СМИ не только законов о бюджете и его исполнении, но и иных документов, регламентирующих формирование и расходование бюджетных средств, а также официальных материалов КСО по контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям в полном объеме.
Вопрос
доступности, полноты и формата
представления сведений о бюджетном
процессе важен для формирования
независимой общественной оценки деятельности
представительной и исполнительной
власти общественными организациями,
политическими партиями и отдельными
гражданами.
Заключение
Бюджет РФ – основной финансовый план государства, утверждаемым Федеральным Собранием РФ в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федерации – Бюджетным Кодексом РФ.
В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи и действует в пределах, закрепленных за ним полномочий. Бюджетные полномочия – права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.
БК РФ разграничивает компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области управления государственными и муниципальными финансами.
Бюджетный процесс состоит из составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за исполнением бюджетов.
Составление проектов бюджетов – обязанность Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Проект федерального бюджета разрабатывается в три этапа.
Исполнение федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ, а организация исполнения бюджета возлагается на Минфин России. В соответствии с БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов.
Для
кассового обслуживания исполнения
бюджетов Федеральное казначейство
открывает счета в Банке
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Правительство Российской Федерации. Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении федерального бюджета в палаты Федерального собрания.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета.
Государственная
Дума рассматривает отчет об исполнении
федерального бюджета после получения
заключения Счетной палаты РФ и по
итогам этого рассмотрения утверждает
либо отклоняет отчет от утверждения.
Список
используемой литературы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010).
2. Абрамова М.А. Финансы и кредит. – М. : Юриспруденция, 2008. – 258 с.
3. Бюджетная система России. Учебник: под ред. Поляка Г.Б., 2-е издание – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Вавилов Ю.Я. Финансы. – М. : Социальные отношения, 2004. – 365 с.
5. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. – М. : Экзамен, 2007. – 544 с.
6. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008.
7. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 456 с.
8. Евсеенкова З.Финансы. Результаты, проблемы и перспективы реформирования бюджетного процесса в РФ.2006.
9. Илларионова А. Эффективность бюджетной политики России // Вопросы экономики. – 2007. - №11.
10. Ковалева А.М. Финансы. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 512 с.
11. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
12. Родионова В.М. Финансы. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 364 с.
13. Интернет-ресурсы – http://www.minfin.ru
14.
Интернет-ресурсы – http://www.roskazna.ru
Приложение
1
Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета
1-ое чтение | 2-ое чтение | 3-е чтение |
30 дней | 35 дней | 15 дней |
Основные
характеристики
Федерального бюджета |
Утверждение ведомственной структуры расходов и проектов федерального бюджета в целом | Распределение бюджетных
ассигнований по разделам, подразделам,
целевым статьям и видам |
Принятый Государственной |
Одобренный Советом Федерации
федеральный закон о |
Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации |
Содержание
Введение 2
1. Экономическое содержание и значение бюджетного процесса 4
1.1. Понятие и основные задачи бюджетного процесса 4
1.2. Этапы бюджетного процесса 4
2. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации 9
2.1. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 9
2.2. Исполнение
бюджетов и составление отчета об исполнении
бюджетов…………………………………………………………
2.3. Правовые проблемы бюджетного процесса в Российской
Федерации 17
3. Перспективы развития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации 22
Заключение 35
Список литературы 28
Приложения 29
Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой