Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса и его основных этапов, а также изучение процесса составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

Вложенные файлы: 1 файл

Затулин В.Д. - Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

       Представительная же власть, утверждая закон о бюджете, ожидает от исполнительной власти исполнения конкретных мероприятий, целевых программ и решения конкретных задач в интересах избирателей, для чего, собственно, и «разрешает» исполнительной власти потратить соответствующие средства бюджета. При этом регламентация программ не редко носит довольно общий характер: детализация этапов не достаточно подробна, а формулировки допускают слишком широкое толкование.

       Согласно  докладу Контрольно-счетной палаты Москвы от 10.03.2010 устранение такого рода проблем бюджетного процесса представляется возможным при комплексном подходе к их решению. В числе первоочередных мер наиболее значимыми представляютсячиле первоочередных мер подробно:

       1. Введение натуральных показателей  в структуру закона о бюджете и закона об исполнении бюджета в качестве целевых задач и критериев оценки исполнения бюджета соответственно.

       2. Предоставление органам исполнительной  власти более широких полномочий  на этапе исполнения бюджета  с повышением ответственности должностных лиц органов исполнительной власти.

       3. Повышение эффективности системы  общественного контроля над исполнением  бюджетного процесса.

       Введение  в бюджет натуральных показателей  в качестве целевых задач позволяет  рассматривать бюджет, как документ, определяющий перечень ожидаемых результатов мероприятий, финансируемых из бюджета. В этом случае, руководствуясь одним из основных направлений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, а именно «совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования», расходную часть бюджета целесообразно изначально формировать на основе целевых статей. Основным предметом обсуждения и утверждения в процессе принятия закона о бюджете вместо финансовых показателей при этом становятся конкретные мероприятия. Т.е. на первом плане оказывается главное – деятельность государства, а не второстепенное – финансовое обеспечение этой деятельности.

       Степень детализации натуральных показателей, т.е. подробность описания ожидаемого от осуществления мероприятия или программы результата, должна определяться представительным органом власти в процессе рассмотрения и утверждения закона о бюджете на очередной год.

       В свою очередь финансовые показатели закона о бюджете и закона о его исполнении приобретают вспомогательный характер. Но финансовые показатели в законе об исполнении бюджета необходимы для последующей оценки эффективности и рациональности деятельности органов исполнительной власти. Результаты такой оценки должны служить основанием, как для совершенствования бюджетного законодательства, так и для применения административных и иных предусмотренных законом мер в отношении отдельных исполнителей.

       Использование в законе о бюджете натуральных  показателей влечет необходимость внесения определенных изменений в алгоритм составления и рассмотрения бюджета, что соответствует одному из основных направлений Концепции, предусматривающему «упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета».

       Проверка  полноты исполнения бюджета в части натуральных показателей может проводиться не только силами Контрольно-счетных органов (КСО) и привлеченных аудиторских компаний, но и депутатами лично, либо силами приданного им административного аппарата, а также общественными организациями и гражданами в рамках полномочий, установленных действующим законодательством.

       КСО должен консолидировать информацию, полученную как самостоятельно, так  и из сторонних источников (аудиторские  фирмы, депутаты, общественные организации  и граждане), и на ее основе проводить анализ эффективности и законности исполнения бюджета. Сводная информация о результатах внешнего аудита направляется в законодательный и исполнительный органы государственной власти.

       Информация  о бюджетном процессе должна быть максимально доступна для общества. Поэтому следует законодательно закрепить обязательность публикации в СМИ не только законов о бюджете и его исполнении, но и иных документов, регламентирующих формирование и расходование бюджетных средств, а также официальных материалов КСО по контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям в полном объеме.

       Вопрос  доступности, полноты и формата  представления сведений о бюджетном  процессе важен для формирования независимой общественной оценки деятельности представительной и исполнительной власти общественными организациями, политическими партиями и отдельными гражданами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Бюджет  РФ – основной финансовый план государства, утверждаемым Федеральным Собранием  РФ в форме закона. Государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны.

       Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством  РФ деятельность органов государственной  власти и местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проектов бюджетов, исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.

       Бюджетный процесс в Российской Федерации  строится в соответствии с законодательством  Российской Федерации – Бюджетным  Кодексом РФ.

       В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет.

       В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи и действует в пределах, закрепленных за ним полномочий. Бюджетные полномочия – права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.

       БК  РФ разграничивает компетенцию органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области управления государственными и муниципальными финансами.

       Бюджетный процесс состоит из составления  и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов и контроля за исполнением бюджетов.

       Составление проектов бюджетов – обязанность  Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Проект федерального бюджета разрабатывается в три этапа.

       Исполнение  федерального бюджета обеспечивается Правительством РФ, а организация  исполнения бюджета возлагается  на Минфин России. В соответствии с  БК РФ в России устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

       Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Банке России. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным  казначейством.

       Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Правительство Российской Федерации. Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении федерального бюджета в палаты Федерального собрания.

       Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета.

       Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета после получения  заключения Счетной палаты РФ и по итогам этого рассмотрения утверждает либо отклоняет отчет от утверждения. 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы 

       1. Бюджетный Кодекс Российской  Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010).

       2. Абрамова М.А. Финансы и кредит. – М. : Юриспруденция, 2008. – 258 с.

       3. Бюджетная система России. Учебник: под ред. Поляка Г.Б., 2-е издание – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

       4. Вавилов Ю.Я. Финансы. – М. : Социальные отношения, 2004. – 365 с.

       5. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. – М. : Экзамен, 2007. – 544 с.

       6. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008.

       7. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 456 с.

       8. Евсеенкова З.Финансы. Результаты, проблемы и перспективы реформирования бюджетного процесса в РФ.2006.

       9. Илларионова А. Эффективность бюджетной политики России // Вопросы экономики. – 2007. - №11.

       10. Ковалева А.М. Финансы. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 512 с.

       11. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

       12. Родионова В.М. Финансы. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 364 с.

       13. Интернет-ресурсы – http://www.minfin.ru

       14. Интернет-ресурсы – http://www.roskazna.ru 

       Приложение 1 

       Порядок рассмотрения и утверждения  федерального бюджета

  1-ое чтение   2-ое чтение 3-е чтение
  30 дней   35 дней   15 дней

 Основные  характеристики

 Федерального  бюджета

Утверждение ведомственной структуры расходов и проектов федерального бюджета в целом Распределение бюджетных  ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюджетных трансфертов (вносимое вместе с соответствующими методиками к первому чтению), утверждение программ предоставления государственных кредитов и гарантий, утверждение текстовых статей

 

  Принятый Государственной думой  федеральный закон о федеральном  бюджете рассматривается Советом  Федерации в течение 14 дней со дня  представления

  Одобренный Советом Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете в течение 5 дней со дня  одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования

Закон вступает в силу после подписания Президентом  РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение 2

1. Экономическое содержание и значение бюджетного процесса 4

   1.1. Понятие и основные задачи бюджетного процесса 4

   1.2. Этапы бюджетного процесса 4

2. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации 9

   2.1. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 9

    2.2. Исполнение бюджетов и составление отчета об исполнении бюджетов………………………………………………………………..….13

    2.3. Правовые проблемы бюджетного процесса в Российской

   Федерации 17

3. Перспективы развития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации 22

     Заключение 35

    Список литературы 28

    Приложения 29


Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой