Бюджет,сущность межбюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетный процесс - это составление, рассмотрение, утверждение и испо+6лнение всех видов государственного бюджета. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 86.16 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной  системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные  перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую  часть доходов территориальных  бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования  передаются регулирующие доходы. 
Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса  РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты  - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и  региональных налогов, средств, поступающих  из фондов финансовой поддержки для  сбалансирования территориальных  бюджетов, используются дотации, субвенции  и субсидии.

Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования, сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Эти источники  бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций  иждивенческое настроение. Такая  практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает  их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и  субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению  проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости  многократного обращения за ссудами  из вышестоящих бюджетов. В целом  это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

   Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

В значительной степени этот вид  доходов в последние десятилетия  заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных  бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов  и налогов, трансферты, дотации, субвенции  и субсидии заранее планируются  в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов. 
Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в следующем виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Структура государственных финансов

Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственные финансы - часть национальной финансовой системы, связанная с хозяйственной деятельностью государства, его бюджетом, регулированием всей национальной финансовой системы страны. 
Это совокупность экономических отношений общества, образование, распределение и использование государством фондов денежных средств, служащих материальным обеспечением его существования и деятельности;

Государство через посредство финансово-кредитных  рычагов оказывает все большее  воздействие на темпы и направления  хозяйственного развития, расширилось  использование государственных  финансов для регулирования экономики, стимулирования экономического роста.

Государственные финансы - неотъемлемый элемент государственного регулирования. Через государственные финансы  происходит не только перераспределение, но и первичное распределение  национального дохода, что связано, прежде всего, с расширением сферы государственной собственности, когда государство выступает в качестве предпринимателя. Процесс быстрой качественной перестройки производства требует постоянного изменения профессиональной структуры и повышения квалификации рабочей силы. Это вызывает увеличение расходов на профессиональное образование и переквалификацию кадров.

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как  и другим категориям финансов присущи  функции:

- распределительная;

- контрольная;

- регулирующая.

Распределительная функция бюджета  проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. С помощью  бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические  отношения, направляя средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов.

Перераспределение национального  дохода через бюджет имеет две  стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  порядке в соответствии с бюджетным  и налоговым кодексом РФ. В процессе образования доходов бюджета  происходит императивное изъятие в  пользу государства части национального  дохода. Бюджет активно участвует  в распределении прибыли предприятий  и хозяйственных организаций.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета  на финансовое обеспечение задач  и функций государства. Путем  получения финансовых ресурсов государство  получает возможность обеспечить деньгами развитие отраслей народного хозяйства, развитие науки и техники, обеспечение  обороноспособности страны.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в  непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Основной формой распределения фонда  потребления национального дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда существует общественные фонды потребления, которые  предназначаются для совместного  удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, т.е. потребления в сфере народного  образования, здравоохранения, социального  обеспечения, жилищного хозяйства.

Бюджет выполняет контрольную  функцию, которая предполагает возможность  и обязанность госконтроля за поступлением и использованием бюджетных  средств.

Федеративные государства - это  союзные государства, создаваемые  из ряда государственных образований - штатов, земель, республик. Здесь имеется  административно - территориальные  образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обладают определённой самостоятельностью в распределении полномочий. Для  такого государства характерно бюджетное  устройство, состоящих из трех уровней - государственный федеральный бюджет, бюджеты административно - территориальных  образований, местные бюджеты.

Федеральный бюджет - это важный инструмент межрегионального перераспределения  общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется  Фонд финансовой поддержке регионов, из федерального бюджета субъектам  РФ выделяются дотации и субсидии.

Структура государственных финансов может быть различной. Рассмотрим структуру  государственных финансов в Российской Федерации.  
 

В состав государственных финансов входят три элемента:

1) федеральные финансы;

2) финансы субъектов РФ;

3) финансы органов местного самоуправления.

 Каждый из них, в свою очередь, состоит из нескольких частей: бюджета, внебюджетных фондов, кредитов, финансов, предприятий.

Часть системы государственных финансов и ее главное звено - бюджет. На бюджет ложится основная нагрузка по обеспечению бесперебойного функционирования и координации финансовых потоков вне зависимости от уровня рассматриваемого бюджета.

Социальные статьи бюджета всегда были самыми незащищенными и первыми подлежали урезанию. В результате для реализации социальных функций государство было вынуждено создать отдельные фонды, которые выполняли бы общественно значимые функции. Такие фонды получили название - внебюджетные.

Потребность в кредите возникает всякий раз, когда наблюдается дефицит средств. Для покрытия дефицита существует два основных источника: внешний и внутренний. Внешний источник покрытия дефицита представляет собой займы у иностранных государств или международных организаций, а внутренний - займы у собственного населения, предприятий;  
- финансы предприятий. Здесь имеются в виду финансы предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках государственной собственности . Данные предприятия обычно имеют общественно важное значение, но малорентабельны или даже убыточны (например, обслуживающие академическую науку и образование, бесплатное медицинское обслуживание).

 Таким образом, различают: федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет, финансы казенных унитарных предприятий, финансы предприятий субъектов Федерации и финансы муниципальных унитарных предприятий.

Функция планирования заключается  в постановке целей и выбор  путей их достижения на основании  разграничения полномочий между  федерацией, субъектами федерации и  органами местного самоуправления. Функция  планирования реализуется путем  составления прогнозов, бюджетов, бизнес- планов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т.п.

Функция организации заключается  в разграничении полномочий законодательных  и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, в выборе предприятиями организационно - правовой формы, бюджетного устройства.

Информация о работе Бюджет,сущность межбюджетных отношений