Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:39, контрольная работа
Бюджетный процесс - это составление, рассмотрение, утверждение и испо+6лнение всех видов государственного бюджета. Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов
и доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено,
что при распределении
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальных
Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую
часть доходов территориальных
бюджетов. Для финансового обеспечения
выполнения возложенных на региональные
и местные органы власти функций,
экономического и социального развития
территорий, сбалансированности территориальных
бюджетов им из бюджетов вышестоящего
уровня в порядке бюджетного регулирования
передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные
и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются нормативы
отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов
Российской Федерации или местные бюджеты
на очередной финансовый год, а также на
долговременной основе (не менее чем на
три года) по разным видам таких доходов.
В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных и
региональных налогов, средств, поступающих
из фондов финансовой поддержки для
сбалансирования
Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования, сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Нужно отметить, что дотация, субвенция
и субсидия как методы наделения
финансовыми ресурсами
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому, не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
В значительной степени этот вид
доходов в последние
Общую схему собственных и регулирующих
доходов территориальных бюджетов можно
представить в следующем виде:
3 Структура государственных финансов
Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.
Государственные финансы - часть национальной
финансовой системы, связанная с хозяйственной
деятельностью государства, его бюджетом,
регулированием всей национальной финансовой
системы страны.
Это совокупность экономических отношений
общества, образование, распределение
и использование государством фондов
денежных средств, служащих материальным
обеспечением его существования и деятельности;
Государство через посредство финансово-кредитных рычагов оказывает все большее воздействие на темпы и направления хозяйственного развития, расширилось использование государственных финансов для регулирования экономики, стимулирования экономического роста.
Государственные финансы - неотъемлемый элемент государственного регулирования. Через государственные финансы происходит не только перераспределение, но и первичное распределение национального дохода, что связано, прежде всего, с расширением сферы государственной собственности, когда государство выступает в качестве предпринимателя. Процесс быстрой качественной перестройки производства требует постоянного изменения профессиональной структуры и повышения квалификации рабочей силы. Это вызывает увеличение расходов на профессиональное образование и переквалификацию кадров.
Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.
Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:
- распределительная;
- контрольная;
- регулирующая.
Распределительная функция бюджета
проявляется через формирование
и использование
Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две стадии:
- образование доходов бюджета;
- использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета - это денежные средства,
поступающие в безвозмездном
порядке в соответствии с бюджетным
и налоговым кодексом РФ. В процессе
образования доходов бюджета
происходит императивное изъятие в
пользу государства части
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Путем получения финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечить деньгами развитие отраслей народного хозяйства, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
Посредством бюджета национальный
доход перераспределяется по территории,
а также из производственной в
непроизводственную сферу, для чего
за счет бюджета создаются денежные
фонды для финансирования здравоохранения,
образования, культуры, управления, обороны.
Основной формой распределения фонда
потребления национального
Бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность госконтроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Федеративные государства - это
союзные государства, создаваемые
из ряда государственных образований
- штатов, земель, республик. Здесь имеется
административно - территориальные
образования, входящие в состав государства,
имеют собственную
Федеральный бюджет - это важный инструмент
межрегионального перераспределения
общегосударственных средств. За счет
федеральных налогов
Структура государственных финансов
может быть различной. Рассмотрим структуру
государственных финансов в Российской
Федерации.
В состав государственных финансов входят три элемента:
1) федеральные финансы;
2) финансы субъектов РФ;
3) финансы органов местного самоуправления.
Каждый из них, в свою очередь, состоит из нескольких частей: бюджета, внебюджетных фондов, кредитов, финансов, предприятий.
Часть системы государственных финансов и ее главное звено - бюджет. На бюджет ложится основная нагрузка по обеспечению бесперебойного функционирования и координации финансовых потоков вне зависимости от уровня рассматриваемого бюджета.
Социальные статьи бюджета всегда были самыми незащищенными и первыми подлежали урезанию. В результате для реализации социальных функций государство было вынуждено создать отдельные фонды, которые выполняли бы общественно значимые функции. Такие фонды получили название - внебюджетные.
Потребность в кредите возникает всякий
раз, когда наблюдается дефицит средств.
Для покрытия дефицита существует два
основных источника: внешний и внутренний.
Внешний источник покрытия дефицита представляет
собой займы у иностранных государств
или международных организаций, а внутренний
- займы у собственного населения, предприятий;
- финансы предприятий. Здесь имеются в
виду финансы предприятий, осуществляющих
свою деятельность в рамках государственной
собственности . Данные предприятия обычно
имеют общественно важное значение, но
малорентабельны или даже убыточны (например,
обслуживающие академическую науку и
образование, бесплатное медицинское
обслуживание).
Таким образом, различают: федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет, финансы казенных унитарных предприятий, финансы предприятий субъектов Федерации и финансы муниципальных унитарных предприятий.
Функция планирования заключается в постановке целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий между федерацией, субъектами федерации и органами местного самоуправления. Функция планирования реализуется путем составления прогнозов, бюджетов, бизнес- планов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т.п.
Функция организации заключается в разграничении полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, в выборе предприятиями организационно - правовой формы, бюджетного устройства.