Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 16:38, курсовая работа
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.
Введение 5
1 Особенности бюджетного процесса в России 7
1.1 Бюджетная система в РФ 7
1.2 Бюджетный процесс в РФ 15
1.3 Участники бюджетного процесса 18
2 Организация бюджетного процесса 24
2.1 Стадии бюджетного процесса 24
2.2 Составление проекта бюджета 30
2.3 Исполнение бюджета 34
3 Сравнительный анализ бюджетного процесса РФ с развитыми странами 38
3.1 Сравнительный анализ РФ с Германией 38
3.2 Сравнительный анализ РФ с Великобританией 45
Заключение 49=
Список использованной литературы 51
Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:
- сводное финансовое
- составление, рассмотрение
и утверждение проекта бюджета;
- исполнение бюджета в течение бюджетного года;
- анализ и контроль исполнения бюджета.
Сводное финансовое планирование.
Кругооборот внутреннего валового продукта совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления. В систему финансовых планов входят: перспективные финансовые планы; сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.
Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.
Бюджетное прогнозирование.
Под прогнозом развития бюджета
подразумевается комплекс вероятностных
оценок возможных путей развития
его доходной и расходной частей.
Цель бюджетного прогнозирования — на
основе сложившихся тенденций, конкретных
социально-экономических условий и перспективных
оценок разработать и обосновать оптимальные
пути развития бюджета и на этой основе
дать предложения по его укреплению. Своевременный
учет результатов такого прогнозирования
является важным условием для принятия
наиболее эффективных мер в финансовой
политике государства, региона. Расчет
прогнозируемых бюджетных показателей
основан на иных методологических подходах,
нежели расчеты показателей годового
бюджета. Если показатели годовых и квартальных
бюджетов определяются на базе прямых
расчетов экономических и финансовых
параметров, то при определении прогнозных
бюджетных показателей, как правило, такой
возможности нет из-за отсутствия необходимых
статистических и отчетных данных. Финансово-бюджетное
прогнозирование является сравнительно
молодой отраслью финансовой науки. Ее
развитие было связано с необходимостью
составления сводных финансовых балансов
на перспективу. Существенный вклад в
разработку методов перспективных финансовых
расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Таланов,
Л.П. Евстигнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк,
Г.Я. Шахова. Бюджетное прогнозирование
и в первую очередь прогнозирование территориальных
бюджетов связано с распространением
в 70-е годы практики разработки перспективных
комплексных планов экономического и
социального развития территорий, в которых
необходимо было производить прогнозные
расчеты бюджетных показателей как основы
планирования финансового обеспечения
мероприятий, предусмотренных этими планами.
Методология прогнозирования территориальных
бюджетов впервые в нашей стране была
разработана и апробирована в 1976 г. Г.Б.
Поляком в ходе подготовки и реализации
комплексных планов экономического и
социального развития административно-
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.
1) Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.
2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.
3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.
Для расчетов основных показателей федерального бюджета на перспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства
Кроме составления проекта
бюджета на планируемый год, исполнительные
органы власти субъектов Федерации
и муниципальных образований
в целях составления
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды; второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных федеральных внебюджетных фондов; третий уровень -местные бюджеты (рис. 1). Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему. В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев выделяются: федеральный бюджет РФ; бюджеты 89 субъектов Федерации; различные категории местных бюджетов. Несмотря на самостоятельность бюджетов, все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах. Организация бюджетной системы России основывается на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Рисунок 1 – Бюджетная система РФ
Федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются
в форме федеральных законов;
бюджеты субъектов Федерации
и бюджеты территориальных
Особое место в бюджетной системе РФ занимают консолидированные бюджеты (рис. 2), используемые в качестве информационной базы о состоянии и тенденциях развития бюджетной системы, а также государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющие социальную и экономическую направленность, используемые в целях перераспределения доходов общества в интересах отдельных социальных слоев населения.
Рисунок 2 – Консолидированные бюджеты
1.2 Бюджетный процесс в РФ
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
Финансово-бюджетная политика
предполагает определение целей
и задач в области финансов,
разработку механизма мобилизации
денежных средств в бюджет, выбор
направлений использования
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.
Бюджетный процесс- это совокупность
следующих друг за другом этапов формирования
и исполнения бюджета, начиная с
момента его разработки до момента
утверждения отчёта об исполнении,
подчинённых цели создания централизованного
фонда денежных средств (государственного
или муниципального бюджета) и эффективного
его использования для
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органов денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно- счётных органов.
Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждению и исполнению, а также контролю над исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления.
Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется:
1.3 Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
Участниками бюджетного процесса
также являются бюджетные учреждения,
государственные и