Валютное регулирование и валютный контроль в странах Евросоюза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в более глубоком осмыслении понятий валютного регулирования и валютного контроля в странах Евросоюза. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
Изучить сущность европейской интеграции;
Выяснить как сформировался Европейский союз;
Охарактеризовать современное состояние ЕС;
Определить, что из себя представляют финансовые и правовые инструменты;
Разобрать внешнюю политику и политику безопасности;
Понять стратегию развития отношений РФ и ЕС.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1 Основные понятия 5-21
1.1 Сущность Европейского Союза 5-7
1.2 Понятие экономической интеграции 8-9
1.3 Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе 10-14
1.4 Регулирование внешней торговли в Европейском Союзе 15-20
1.5 Законодательные нормы в области валютного регулирования в ЕС 21
Глава 2 Россия и Европейский Союз 22-26
2.1 Использование евро во внешнеторговых расчетах России 22-25
2.2 Стратегия развития отношений РФ с ЕС 26
Заключение 27-28
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 61.37 Кб (Скачать файл)

Целью создания ЕВС  были достижения валютной стабильности и создание единой валюты, которая  вращалась бы в ЕЭС, выравнивание основных экономических показателей  и унификация экономической политики, разработка и внедрение средств  коллективного регулирования валютной сферы, стабилизация экономического положения  стран - членов Европейской валютной системы. Во внешнем плане - это создание западноевропейского валютного полюса в полицентрической валютной системы.

В настоящее время  ЭВС — особая сфера деятельности Европейского сообщества, предусмотренная  в ст. 4 и разделе 7 части третьей  «Экономическая и валютная политика»  его учредительного договора.

Итак, Экономический  и валютный союз (ЭВС) — это форма интеграции и, одновременно, сфера общественных отношений, в рамках которой Европейское сообщество, во-первых, координирует всю экономическую политику государств - членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты ЕС евро.

Экономический Союз - означает координацию европейским сообществом проводимым государствами членами. Здесь нет такого масштаба и размаха, как у валютного. Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономики в целом: бюджетная, денежная, аграрная, антимонопольная и т.д..

Единый внутренний рынок (ЕВР) – это основа основ европейской интеграции. Он представляет собой физическое и экономическое пространство, внутри которого не существует экономических границ и действуют «четыре свободы». 

  1. свобода перемещения товаров - конкретно открытие национального рынка даёт ряд преимуществ в замене дорогого отечественного производства более дешёвым импортом, созданию посредством конкуренции мощного стимула для улучшения качества товаров, либерализации международной торговли. 
  2. свобода оказания услуг - лица, предоставляющие услуги, имеют право ездить к заказчику, пересекая при этом самостоятельно границу для того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Равным образом лица, желающие получить какие-либо услуги, также могут пользоваться данной свободой (под эту категорию попадают как лица, желающие воспользоваться медицинскими услугами в другой стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну получать образование  или вести свой бизнес). Данная свобода также применима к тем случаям, если заказчик и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга пересекает границу (типичным примером могут служить телевидение и радиовещание); 
  3. свобода перемещения лиц (включая свободу учреждения) - граждане государств-членов ЕС получили право искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене ЕС и пользоваться теми же правами в области оплаты труда, условий работы и профсоюзных прав, что и граждане принимающего государства. Документы об образовании и профессиональной квалификации, полученные в одной стране ЕС, должны были автоматически признаваться в любой другой стране ЕС. Работники из других стран Сообщества имеют те же права и привилегии, что и местные жители, как в плане условий жизни, так и в плане социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как для работников, так и для их семей. 
  4. свобода перемещения капиталов. Регулирование движение капитала занимает важное место в арсенале средств государственного вмешательства в экономику. Капитал представляет собой самый мобильный фактор производства. Неограниченный приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и, в конечном счёте, к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической конъюнктуры, правительства принимают меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения его ввоза. Но к середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков. Этому способствовали такие обстоятельства, как устойчивое улучшение платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала. В 1988 г. Совет принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего Сообщества к 1992 г., которая предусматривает полную либерализацию движения капитала между государствами-членами.

Таким образом, ЕВР – это экономическая, юридическая, социальная и политическая конструкция, которая поддерживается всей мощью общего законодательства, общих институтов и общей политики ЕС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Регулирование  внешней торговли в Европейском  Союзе

В настоящее время внутри Европейского союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует Таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств-членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

Если бы процесс европейской  интеграции ограничился созданием  зоны свободной торговли, то тарифы в торговле с третьими странами по-прежнему устанавливались бы национальными  государствами, которые должны были бы самостоятельно определять свою торговую политику за пределами зоны свободной  торговли. Однако государства-члены  ЕС сразу же перешли к таможенному  союзу, который в соответствии с  правилами ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле) предполагает не только отмену тарифов в торговле между государствами-участниками, но и установление единого внешнего тарифа. Для управления им необходима общая, согласованная линия.

Для выработки и осуществления  такой линии предназначена общая  торговая политика. Ее цели включают:

    • установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами;
    • заключение общих торговых соглашений с третьими странами;
    • единообразное применение инструментов торговой политики.

Римский договор наделил Европейскую  комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов  и торговли от имени Сообщества и  государств-членов. Комиссия имеет  исключительное право готовить предложения  по вопросам общей торговой политики. В этом процессе принимают участие несколько ее Генеральных директоратов (торговли, внешних отношений, сельского хозяйства, конкуренции и др.).

Представленные Комиссией проекты  решений рассматриваются Советом  и пронимаются квалифицированным  большинством голосов, за исключением  решений о начале антидемпинговых  процедур и введении компенсационных  сборов, где достаточно простого большинства, и заключения соглашений об ассоциации, которые требуют единогласия.

Что касается принципов общей торговой политики ЕС, то они вызывали и до сих пор вызывают острые дискуссии как в самой Западной Европе, так и за ее пределами. С одной стороны, в официальных документах утверждается, что ЕС не проводит протекционистскую политику и стремится к максимальной либерализации международной торговли. В обоснование этого тезиса приводятся несколько аргументов:

    1. ЕС как крупнейший в мире экспортер крайне заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и открывать свой рынок для иностранных экспортеров;
    2. ЕС только выигрывает от усиления конкуренции от усиления конкуренции на своем рынке, поскольку конкуренция является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики;
    3. режим свободной торговли – необходимое условие привлечения прямых иностранных инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.

Многие факты подтверждают справедливость этих заявлений. На протяжении последних  сорока лет Европейское сообщество внесло свой вклад в успешное завершение многосторонних торговых переговоров, в результате чего общий уровень таможенных тарифов во всем мире, в том числе и в ЕС, снизился более чем наполовину.

С другой стороны, в мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь  как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым и по сей день. В подтверждение этих обвинений приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Эксперты и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.

Сама логика международной торговли предполагает как сотрудничество, так и соперничество ее участников. Таким образом, ЕС стремится к достижению компромисса между соблюдением принципов свободной торговли и защитой собственных интересов в отдельных случаях (ярким примером является торговля сельскохозяйственной продукцией). Другим объяснением служит то, что философия торговой политики входящих в ЕС стран различна. Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания и Люксембург традиционно являются твердыми приверженцами либеральной торговли. Франция, Италия, Испания и Португалия, напротив, считаются сторонниками протекционизма. Швеция, Финляндия и Австрия выступают за максимальную либерализацию торговли промышленными товарами, но проводят протекционистскую политику в области торговли услугами и сельскохозяйственными товарами.

Инструменты общей торговой политики ЕС включают:

  • Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются пошлиной в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. Первоначально он представлял собой среднеарифметическое национальных тарифов; его дальнейшая эволюция была результатом общей торговой политики ЕС. В настоящее время большинство применяемых пошлин являются адвалорными. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых страны ЕС заинтересованы, таможенные пошлины либо вообще отсутствуют, либо незначительны.
  • Количественные ограничения. Римский договор сохранял за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла об импортных товарах из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства-члена ЕС. Это давало возможность отдельным государствам защитить «чувствительные» отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары без ограничения ввозятся на территорию других государств. С созданием Единого внутреннего рынка и упразднения таможенных границ нац<span class="N

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в странах Евросоюза