Валютное регулирование российский и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование росс.и зарубеж.опыт (ОСНОВЫ ВКО).docx

— 25.64 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования  системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности.

В системе регулирования  рыночной экономики важное место  занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.

В настоящее время реформа  законодательства в области валютного  регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами  и нерезидентами операций с валютными  ценностями. Одновременно в целях  обеспечения стабильности внутреннего  финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной  базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.

Одним из важнейших элементов  успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической  политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать  нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.

В последнее десятилетие  валютный рынок как форма организации  движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными  темпами. В настоящее время можно  утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно  новый уровень своего развития, когда  каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель  экспортной продукции) имеет свободный  доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой  и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего  валютного рынка Российской Федерации  требует обобщения опыта его  функционирования и возможностей. Использование  специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

На валютном рынке любой  экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или  покупателя. Каждый из них имеет  свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи  валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и  покупателя валютных ценностей.

В связи с этим возникает  необходимость валютного регулирования  и валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные понятия

Валютное регулирование  представляет собой законодательную  форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь валютная политика — составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной  политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения  страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля  и т. д.

К основным элементам валютного  регулирования указанных экономических  отношений можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка  формирования валютного резерва  страны и валютных фондов хозяйствующих  субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.«О валютном регулировании и валютном контроле».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Закон направлен на либерализацию  валютного законодательства и предусматривает  значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении  валютных операций.

Уточняются понятия иностранной  валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета, резервирования и валютных бирж.

Устанавливается, что в  состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние  ценные бумаги. Таким образом, из перечня  видов имущества, признаваемых валютными  ценностями, исключаются драгоценные  металлы и камни.

Дается новое определение  понятия валютной операции: к таким  операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение  обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними  ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.

В новом законе не предусматривается  разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала. Если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением ряда валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Крайний срок их действия - 1 января 2007 г.

Не допускается установление органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных разрешений. Кроме того, не допускается  установление органами валютного регулирования  требования о предварительной регистрации, за исключением ряда случаев.

В Законе содержится общее  правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между  резидентами; в то же время установлен перечень валютных операций, которые  могут осуществляться между резидентами. Впервые законодательно закреплен  также перечень валютных операций, осуществляемых без ограничений, между  резидентами и уполномоченными  банками, который не является закрытым и может дополняться Банком России.

Закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета  в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или  Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в уведомительном порядке, в иных случаях - в порядке, установленном Банком России, который  может предусматривать предварительную  регистрацию. Юридическим лицам  это право будет предоставлено  лишь через год после вступления закона в силу.

Детально расписан порядок  предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами  документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной  регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной  регистрации.

 

 

 

 

3 Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Органы валютного регулирования

Органами валютного регулирования  в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации  и Правительство Российской Федерации.

Для реализации функций, предусмотренных  федеральным законом, Центральный  банк Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов  валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления  валютных операций, порядок использования  счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного  регулирования в соответствии с  настоящим федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета  открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования  требования о получении резидентами  и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Не допускается установление органами валютного регулирования  требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных  ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 федерального закона.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит  и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации  федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим федеральным  законом, без ограничений.

5 Объекты валютных правоотношений

1. валюта Российской Федерации:

  • денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2. иностранная валюта:

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3. внутренние ценные бумаги:

  • эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
  • иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4. внешние ценные бумаги  — ценные бумаги, в том числе  в бездокументарной форме, не  относящиеся в соответствии с  настоящим федеральным законом  к внутренним ценным бумагам;

5. валютные ценности —  иностранная валюта и внешние  ценные бумаги.

 

 

6 Субъекты валютных правоотношений

1) резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие  в Российской Федерации на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства;

в) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами  территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения  резидентов, указанных в подпункте  «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  федеральным законом и принятыми  в соответствии с ним иными  федеральными законами и другими  нормативными правовыми актами;

2) нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с  подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Информация о работе Валютное регулирование российский и зарубежный опыт